Характеристики устных и письменных форм общения как видов речевой деятельности
Чтение, аудирование, письмо, говорение как виды речевой деятельности обладают рядом качеств: целенаправленность, самостоятельность, продуктивность, мотивированность, активность, связь с мышлением, связь с деятельностью, связь с личностью, ситуативность, темп.
Целенаправленность.Чтение, аудирование, письмо, говорение всегда целенаправленны, ибо преследуют определенную цель. Бесцельное (в плане общения) графическое изображение, либо произнесение каких-то предложений есть писание, либо проговаривание, а не письмо и не говорение. Читающий, слушающий, пишущий, говорящий всегда хочет достичь какой-то цели: убедиться самому или разубедить собеседника, найти подтверждение своему мнению. В чтении и аудировании цель может формулироваться следующим образом: навести справку, узнать детально, получить общее представление, либо развлечься. В говорении и письме целью могут являться такие речевые задачи как сообщить, объяснить, одобрить, осудить, убедить. Подобные цели можно назвать коммуникативными задачами. Их решению и служит целенаправленность ВРД, т.е. подчиненность всех их качеств (как деятельности и как продукта) выполнению поставленной в общении задачи. Целенаправленность совершенно однозначно обязывает обучать ВРД в условиях решения коммуникативных задач.
Самостоятельность. Это качество чтения, аудирования, письма, говорения как деятельности проявляется в том, что они протекают: а) без опоры на родной язык; б) без опоры на иллюстративные средства; в) без обращения за помощью к преподавателю, либо к памятке. Не случайно началом умения считается тот момент, когда программа деятельности составляется самим субъектом.
Продуктивность. Чтение, аудирование, письмо, говорение всегда продуктивны, это означает, что в процессе их создается новый продукт, целиком не имевший места в прежнем речевом опыте человека (обучаемого). Продуктивность основана на: узнавании, антиципации, догадке, логическом понимании (в чтении и аудировании), репродукции с комбинированием и трансформацией (в говорении и письме). Механизм репродукции работает на основе памяти. В процессе говорения и письма человек репродуцирует большинство словоформ, многие словосочетания, некоторые фразы и очень редко сверхфразовые единства (при цитировании).
Мотивированностьреализуется в сложном взаимодействии потребностей, мотивов, интересов и цели-результата.
Как известно, виды речевой деятельности способны удовлетворять различные потребности: познавательные, эстетические, нравственные и другие. Удовлетворение их происходит опосредованно, на основе переработки знаковой словесной информации, источником которой являются тексты.
Первичной и не всегда осознанной потребностью, побуждающей к устному и письменному общению, можно считать коммуникативную потребность в получении той или иной информации, необходимой человеку для его жизни в обществе, для деятельности и развития.
В стимулировании потребностно-мотивационного плана в аудировании, говорении, чтении и письме важную роль играет постановка речевой задачи, побуждающей к чтению, определяющей процесс его протекания.
Активность. Как всякий психологический процесс, любой вид речевой деятельности характеризуется активностью. Активность является не только обязательным условием проникновения в смысловую сторону устного или письменного высказывания, но и восприятия его формальной стороны. При этом рецептивная деятельность носит характер встречной активности, что проявляется в виде частичного моделирования процессов порождения текста самим реципиентом и продуцентом. В частности, при приёме и переработке информации встречная активность проявляется в так называемой антиципации (в предвосхищении), которая может быть как структурной (предугадывание грамматических форм), так и содержательной.
Внутренняя активность учащегося внешне не выдержана. Это обстоятельство очень затрудняет работу учителя. Активность необходимо развивать на любом возрастном этапе, так как она является одним из условий успешности устных и письменных форм общения.
Связь с мышлением. В ходе аудирования, говорения, чтения, письма мышление человека проявляется в том, что оно позволяет проникнуть в суть слышимого и читаемого, проанализировать его, т.е. понять содержание и цель, которую преследовал автор, а также выбрать стратегию и тактику устного и письменного высказывания.
Связь с другими видами человеческой деятельности. Устные и письменные формы общения как деятельности несомненно имеют связи (непосредственные или опосредованные) с каждым из видов человеческой деятельности: с познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной.
В этой связи приобретает важное значение познавательный аспект иноязычной культуры, в частности подбор текстов для чтения и проблем для обсуждения. Именно они решают, будут ли учащиеся относиться к видам речевой деятельности на иностранном языке как к способу получения информации. Они должны представлять определенный интерес, быть значимыми, благодаря новизне содержания, новому освещению известных фактов и т.п.
Трактовка каждого вида речевой деятельности как познавательной деятельности должна находить свое отражение и в заданиях, которыми они сопровождаются: они должны представлять собой определенные мыслительные задачи, т.к. только их наличие вызывает умственную активность учащихся.
Связь устного и письменного общения с преобразовательной деятельностью весьма своеобразна. С одной стороны, познанное человеком в процессе чтения, аудирования, говорения, письма используется в качестве «орудия» в трудовой, профессиональной и других видах деятельности. С другой стороны, преобразовательная деятельность при этих формах общения направлена на самого реципиента и продуцента. Развивая свои речевые умения, все механизмы речевой деятельности, качества, осуществляя познание посредством любого вида речевой деятельности, человек несомненно преобразует себя, т.е. происходит реализация развивающего аспекта иноязычной культуры.
Несомненна связь устных и письменных форм общения с ценностно-ориентационной деятельностью, ибо не что иное, как содержащаяся в текстах и проблемах для обсуждения информация служит стимулом, основой для ценностных ориентаций, формирующихся у человека. Таким образом проявляется воспитательный аспект иноязычной культуры.
Связь с личностью. Устные и письменные формы общения неразрывно связаны с личностью, и связь эта достаточно очевидна, но именно поэтому требует в методических целях уточнения, детализации.
Психологи выделяют много компонентов, присущих личности: потребности, интересы идеалы, моральные качества, способности, интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства, темперамент, опыт, умения и навыки. Все эти компоненты личности проявляются в деятельности. Вот что пишет Б.Г. Ананьев: «Человек становится субъектом отношений по мере того, как он развивается во множестве жизненных ситуаций в качестве объекта отношений со стороны других людей», «любая деятельность человека осуществляется в системе объектно-субъектных отношений, т.е. социальных связей и взаимоотношений, которые образуют человека как общественное существо – личность».
Если устные и письменные формы общения обслуживают все другие деятельности и являются средством общения, то компоненты личности не могут не проявляться в них. Виды речевой деятельности во многом (если не во всём) обусловлены всеми компонентами личности, разумеется, в разной степени. Например, потребности определяют мотивированность устных и письменных форм общения, их смысловой аспект; интересы и интеллект – их содержательный аспект; эмоции и темперамент – их выразительность и т.д. Вне этих компонентов устные и письменные формы общения немыслимы как таковые, ибо из них вытекает вся их сущность как видов деятельности, как средств общения.
Личность всегда индивидуальна, характеризуется неповторимым сочетанием особенностей, проявляющихся в способностях, характере, интеллекте, в чувствах, в протекании психических процессов, в потребностях, идеалах и интересах. Короче говоря, будучи включённой в общественные отношения, личность проявляет свою активность в своей жизненной позиции, которую она выражает в речи. Проявления личности в речи всегда индивидуальны, как и она сама.
Несомненно, что и развитие видов речевой деятельности должно происходить в условиях максимального подключения всех сфер сознания, всех компонентов личности.
Ситуативность и темп. Ситуативность как характеристика речевой деятельности относится прежде всего к говорению. Ситуативность говорения как деятельности проявляется в соотнесённости речевых единиц с основными компонентами процесса общения. Так на дальнейший ход развития общения может повлиять любая произнесённая любым собеседником речевая единица, если она в смысловом отношении «вписывается» в контекст деятельности другого собеседника, т.е. прямо или косвенно затрагивает его взаимоотношения с каким-то другим лицом. Преломляясь через личность, эта речевая единица может менять коммуникативную задачу и влиять на мотивацию. Таковы её потенциальные возможности.
Когда речевая единица неспособна «продвинуть» речевую ситуацию, когда она так сказать, повисает в воздухе, а, следовательно, не поддерживает речевой контакт (или сначала не устанавливает его), значит, она не воспринимается собеседником как значимая для контекста его деятельности, т.е. она неситуативна. Поэтому ситуативность мы будем понимать как соотнесённость речевой единицы с контекстом деятельности обеих сторон общения, с их взаимоотношениями, как потенциальную способность речевой единицы вмешиваться в системе взаимоотношений, развивать, двигать её в желаемом направлении. Кратко можно сказать, что ситуативность есть потенция речевого контакта.
В процессе реального общения неситуативные высказывания не вызывают реакций собеседника: в процессе же обучения положение ученика обязывает его реагировать на подобные высказывания. Но польза от этого минимальна: ибо речевые единицы, будучи лишенными ситуативной соотнесённости, не связываются ассоциативно (как говорят лингвисты не маркируются) ни отношениями, ни речевыми задачами, ни мотивами, ни чувствами и т.п., поэтому либо исчезают из памяти, либо остаются в ней, но не вызываются в нужный момент, когда в них появляется коммуникативная потребность.
Если обучение говорению организовано как процесс постоянного решения речемыслительных задач, то создаётся связь речевых единиц со всем необходимым, что обеспечивает способность усвоенного речевого материала к переносу в новые ситуации. Именно к такой организации процесса обучения стремится коммуникативный метод.
Виды речевой деятельности характеризуются определённым темпом, который свидетельствует об уровне развития умения совершать речевую деятельность и должен быть не ниже и не выше допустимых в общении норм.
Темп обеспечивается уровнем работы многих психофизиологических речевых механизмов. Чтобы добиться намеченного темпа, необходимо специально развивать эти механизмы.
В говорении к ним относятся прежде всего механизм вызова слова, механизм конструирования, связанный с механизмом фразового и сверхфразового упражнения, и механизм аналогии, связанный с интуицией и дискурсивностью. Чтобы добиться намеченного темпа говорения, необходимо специально развивать эти механизмы. Но следует при этом помнить, что в процессе говорения основную роль играет не абсолютный его темп, т.е. не количество слогов (слов), произнесённых в единицу времени, а синтагматичность, т.е. расчленённость высказывания на синтагмы (речевые отрезки, имеющие свой смысл и логическое ударение). Это создаёт предпосылки для осуществления речевой тактики, ибо позволяет в паузах между синтагмами продумывать дальнейший ход высказывания.
Мы рассмотрели характеристики, присущие устным и письменным формам общения как видам речевой деятельности. Рассмотрим далее структуру умения, лежащего в основе каждого из видов речевой деятельности.