Основные направления и течения философии с их представителями
Концепция – это базовое идейно-теоретическое построение проблемы, её научный замысел.
Как только цивилизованное человечество научилось осознавать себя в окружающем мире, так сразу появилась потребность теоретически определить систему отношения «универсум – человек», поэтому история философии представлена как базовыми направлениями – материализмом и идеализмом, так и их разнообразными школами и течениями.
Материалисты – Демокрит, Гераклит, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Дидро, Л. Фейербах, Ф. Энгельс. В основе универсума лежит материальное начало – природа, воздух, вода, огонь, атом, апейрон, материя. Человек – порождение закономерно развивающейся материи. Он субстанциален и атрибутивен, обладает сознанием. В основе всего сущего лежат материальные, а не духовные явления. Бытие человека определяет его сознание, а образ жизни способствует развитию его мышления.
Идеалисты – Платон, Д. Юм, Дж. Беркли, И. Фихте, И. Кант, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вл. Соловьёв, Н. Бердяев, П. Флоренский. В основу универсума положено духовное начало – идея, Бог, мировая воля, дух. Человек – порождение некоего духовного начала, а не объективного мира. Весь предметный мир произволен от объективного (мировой дух, Бог) или субъективного (Человек) духа, сознания, разума, чувства.
Сознание определяет бытие. Мышление человека определяет образ его жизни.
Дуалисты – Р. Декарт, Т. Рибо, В. Вундт, X. Липпс. Достаточно устойчивое философское течение, согласно которому в основе универсума лежат два самостоятельных начала: и духовное, и материальное; и сознание, и материя. Они существуют одновременно, параллельно, независимо друг от друга. Тело не зависит от духа, дух не зависит от тела; психика не зависит от нервных процессов мозга; мозг не является субстратом сознания.
Диалектики – Платон, Гераклит, Г. Гегель, К. Маркс. Основной принцип диалектики – в универсуме и в человеке всё развивается по законам взаимодействия противоположностей, с переходом количественных изменений в качественные, с поступательным движением от низшего к высшему. В диалектике существуют два философских подхода – материалистический (Гераклит, К. Маркс и др.) и идеалистический (Платон, Г. Гегель и др.).
Метафизики – П. Гольбах, Л. Фейербах, Т. Гоббс. Смысл метафизического подхода в том, что в универсуме и в человеке или все статично, устойчиво, постоянно (догматики), или все течёт, все изменчиво, нет ничего постоянного (релятивисты).
Эклектики – Потамон, У. Джеймс. В универсуме и человеке есть постоянное и изменчивое, есть относительное и абсолютное, поэтому ничего определённого о состоянии объекта, системы сказать нельзя.
Гностики – философы этого направления признавали возможность познания объективного мира, способность человеческого сознания адекватно отражать реальный мир. Это – Платон, Демокрит, Ф. Бэкон, Д. Дидро, Г. Гегель, К. Маркс.
Агностики – Д. Юм, И. Кант, Э. Мах. Философы, которые отрицали возможность познания мира человеком. Они ставили под сомнение возможность адекватного отражения мира в человеческом сознании (или мир непознаваем в целом, или мир непознаваем в его причинах, или мир непознаваем в его сущности).
Скептики – Секст Эмпирик, Д. Юм. В их понимании однозначного ответа на вопрос «о познаваемости мира» быть не может, потому что есть явления познанные и непознанные, есть явления загадочные, таинственные, есть «мировые загадки». Это значит, что мир и познаваем, и непознаваем. У этой группы философов постоянные сомнения и в том, и в другом.
Монисты – Платон, Г. Гегель, К. Маркс, Л. Фейербах. Объяснение мира, универсума, человека возможно на основе единого принципа: материального или идеального. Вся система философии должна быть построена на общем основании.
Позитивисты – О. Конт, Э. Мах, Р. Авенариус, М. Шлик, Г. Рейхенбах, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Дж. Мур, Б. Рассел.
Позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм – это целая сциентистская эпоха, отражающая идеи, означающие, что всё подлинное, позитивное знание может быть получено в ходе синтетического объединения результатов частных наук, а философия, как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование действительности, может существовать только как некая положительная философия, без собственного научного выражения.
Феноменологи – Э. Гуссерль, Л. Ландгребе, Э. Финк, М. Шеллер, М. Мерло-Понти. Их позиция в системе «универсум – человек» субъективно-идеалистическая: «нет объекта без субъекта». Философская система построена на «интенциональности» сознания, то есть его направленности на объект. Философия, как наука о «чистых сущностях» (эйдетика), противопоставляется познанию реальных фактов.
Экзистенциалисты – К. Ясперс, Г. Марсель, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев. В экзистенциализме двойственная оценка системы «универсум – человек»: религиозная и атеистическая. Сходятся они в одном – в постижении бытия как нерасчленённой целостности субъекта и объекта. Бытие представляется как непосредственно данное человечеству существование – экзистенция, конечной точкой отсчёта которой является смерть. Время определено судьбой и неразрывно с сущностью экзистенции – рождением и смертью, любовью и отчаянием, деянием и раскаиванием и т. п.
Герменевты – В. Дильтей, Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер, М. Хайдеггер, Г. Гадамер. У герменевтики особое видение отношения «универсум – человек». Дильтей видел в герменевтике основание всех наук о духе, философский аспект природы, исторического познания и историчности самого человека. Всякий, кто посвятил себя герменевтике, в состоянии дать прозрачное описание ситуации, если он избегает произвола и ограниченности, вытекающих из неосознанных ментальных привычек. Тот, кто ищет понимания другого, а не самоутверждения, готов к признанию собственных ошибок, вытекающих из неподтверждённых ожиданий и предположений.
Персоналисты представляли русскую, немецкую, французскую и американскую систему философских взглядов. Система «универсум – человек» наличествовала у них через приоритет человека в философском осмыслении действительности. На первый план выходила личность в её конкретных проявлениях – суждениях и действиях. Личность, персона являлась базовой онтологической категорией, основным проявлением бытия, в котором волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. При этом истоки личности коренились не в ней самой, а в бесконечно едином Божественном начале. Идеи персонализма развивали Н. Бердяев, Л. Шестов, А. Козлов, Ф. Якоби, М. Шелер, Э. Мунье, Д. де Ружмон, П. Лендсберг.
Структуралисты – К. Леви-Стросс, М. Фуко, Л. Альтюссер, Ж. Лакан, Ф. де Соссюр, Р. Барт, Л. Гольдман. Структуралисты по-своему воспринимают универсум и человека. Особенность их мировосприятия предполагает выявление структуры, то есть совокупности отношений между элементами целого, сохраняющих свою устойчивость при любых изменениях. По их мнению, наука о человеке невозможна, если не абстрагироваться от сознания. Не субъект и его способности к творчеству, стремление к свободе, а безличные структуры, глубоко подсознательные и всеопределяющие, находятся в центре внимания представителей этого философского направления.
Вопросы самоконтроля
1. Что представляет собою философия?
2. Предмет философии.
3. Категории философии.
4. Основной вопрос философии.
5. Философское понятие «универсума».
6. Суть философской проблематики: онтология, гносеология, методология, социальная философия, антропология, аксиология, праксиология.
7. Характеристика философской системы «универсум – человек».
8. Методы философии.
9. Функции философии.
10. Типы мировоззрений.
11. Направления философии.
Литература
Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. Всемирная энциклопедия: Философия/ А.А. Грицанов. М., Мн., 2001.
Гегель Г.В.Ф. Введение // Энциклопедия философских наук. В 3-х томах. Т. 1. М., 1975.
Зеленов Л.A. Система философии. Н. Новгород, 1991.
Зеленов Л.А. Четыре лика философии: Учебное пособие. Н. Новгород, 1999.
Зеленов Л.А. Собрание сочинений: в 4-х т. Т. 1. Философия.
Н. Новгород, 2006.
Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.
Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. М., Харьков, 2006.
Новейший философский словарь. Мн., 2001.
Петров В.П. Философия. Курс лекций. Н. Новгород, 2010.
Природа и дух: мир философских проблем. В 2-х кн. СПб., 1995.
Спиркин А.Г. Философия. М., 2003.
Философия: Учебник / Под редакцией В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М., 1997.
Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Фрэнсис Фукуяма; пер. с англ. М.Б. Левина. М., 2005.
Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М., 2001.
Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: Учебник для вузов. М., 2005.