Понятие моральной деятельности в этике

Под политикой, правом, наукой, религией и пр. подразумевают не только ту или иную форму сознания, но и определенный род деятель­ности: политической, судебно-процессуальной и правотворческой, науч­но-экспериментальной, церковно-ритуальной и т.д. Может ли мораль служить исключением?

Мораль в полном соответствии с историко-философской тради­цией рассматривалась главным образом как моральное сознание. Однако мораль, точнее сказать – моральность, можно рассматривать и как свойство или даже вид практической человеческой деятельности, общественного поведения людей. Ведь именно в форме оценок кон­кретных действий и поведения людей функционирует мораль в повсе­дневной жизни. Тайные побуждения, умыслы, несомненно, также под­лежат оценке, но только через видимые поступки, их результаты, по­скольку во всякую человеческую деятельность деятельность сознания вплетается как ее необходимый элемент. Это положение выступает ак­сиомой научной психологической теории деятельности, поведения, представленной, например, известными русскими психологами С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, а также американским психологом Б. Скиннером1. Человеческое сознание, в том числе моральное сознание, его строение, как справедливо писал А.Н. Леонтьев, невозможно правильно понять вне связи с деятель­ностью и ее строением, существенной составной частью которых является сознание2. В каком же смысле может быть принят термин “моральная деятельность”?

Сначала в узком смысле (именно так подходил к вопросу И. Кант): моральная (нравственная) деятельность есть особый род человеческой деятельности, а именно – мотивированный чисто мораль­ными, и никакими иными, побуждениями, императивами. Например, ког­да на вопрос, почему кто-то поступил так, а не иначе, спрошенный отве­чает: “Так повелевает мой долг” или “Иначе поступить мне не позволяет совесть”, то имеет перед собой образец чистой моральной мотивации поведения. “Долг”, “совесть” – элементы морали, категории этики и ника­кой другой науки. Таковы же гуманность, сострадание и другие высокие альтруистические идеи и чувства, вдохновляющие, например, беско­рыстную, филантропическую, миротворческую и т.п. деятельность.

Итак, в узком смысле моральная деятельность – деятельность, мотивированная моральными побуждениями. Сюда может быть отнесе­на и вся деятельность морализирования: моральная педагогика, мо­ральное воспитание и самовоспитание, т.е. работа ума и сердца, на­правленная на нравственное самосовершенствование и совершенство­вание личности и общества.

Вопросы моральной педагогики чрезвычайно важны, и они, не­сомненно, затрагивают всю систему мотивации поведения. Но они имеют скорее прикладной характер. Большую часть теоретических во­просов, связанных с проблемой нравственной мотивации, лучше решать в плане рассмотрения второго, более широкого смысла термина “мора­ль­ная деятельность (поведение)”.

Действительно, деятельность, мотивированная исключительно моральными представлениями, нормами, чувствами, – редкое исключе­ние. В подавляющем большинстве случаев люди руководствуются в своем поведении другими, неморальными целями, интересами, помыс­лами и критериями оценки: целесообразностью (полезность, выгода), эффективностью с точки зрения наилучшего достижения по­ставленной цели, соответствующей установленным законам (правомерность); политическими программами; правилами определенного действования, например в игре, спорте, описанными в инструкциях (правильность); признанными канонами красоты (мода); здравомыслием и т.п. Значит ли это, что всякая подобная деятельность полностью лишена нравственных свойств, свободных от моральных требований и оценок?

Для ответа, а именно отрицательного, на поставленный вопрос надо внимательнее остановиться на широком смысле термина “моральная деятельность”. А именно: мораль, или нравственность, есть определенное специфическое свойство, существенная сторона всякой человеческой деятельности, поведения людей, какими бы иными непосредственно мотивами они ни стимулировались. Всякая сознательная и свободная человеческая деятельность обладает свойством мораль­ности, может оцениваться с точки зрения ее нравственных качеств с по­мощью критерия добра и зла, должного и недолжного.

Понятия добра и зла, должного (моральные нормы, заповеди) и недолжного – это этические категории. В чем же более конкретно состо­ит эта сторона, свойство человеческого поведения, в чем оно прояв­ляется, какие элементы деятельности подлежат моральной квалифика­ции, при каких условиях?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо хотя бы сжато проанализировать структуры поведения, вычленив те его элемен­ты, которые имеют моральную природу, нравственное содержание, свойства.

Поступки, нравы, поведение

“Кирпичиком”, “клеткой”, “элементарной частицей” деятельности является ее единичный акт – действие. Пространственно-временная последовательность действий образует то, что можно назвать деятель­ностью данного индивидуального или коллективного субъекта. Деятель­ность животных и людей в экологии, психологии, педагогике, криминоло­гии иногда называют поведением. В этике под поведением подразуме­вают только сознательную, в условиях свободы выбора, деятельность людей, и притом еще в более специфическом и узком смысле – под уг­лом зрения морального качества действий. Какое это качество? Чтобы конкретно ответить на этот вопрос, нужно подробнее остановиться на понятиях “действие” и “поступок”.

Любое действие можно рассматривать двояко: действие-опера­цию и действие-поступок. Действие выступает как операция, если оно берется безотносительно к его моральному значению и потому не воз­буждает чьего-либо отношения к себе, потребности оценки в виде одобрения или осуждения. В языке такое действие-операция выражается предло­жением, в котором фиксируется факт свершения действия, а также ино­гда указание способа его осуществления. “Мальчик влез на дерево и на­рвал яблок”. В этом предложении нет никакой информации о моральных качествах действия или самого мальчика. Другое дело, если “мальчик нарвал яблок в чужом саду”. Единственное добавление “в чужом” наме­ренно придает действию отрицательное значение, вызывает осужде­ние, так как мальчик совершил кражу, а кража всеми осуждается как аморальное действие. В центре оказывается не факт или способ свершения действия (операция), а именно его моральное качество, когда оно из операции превращается в поступок. Может быть поступок и не быть действия-операции. Поступком может быть не действование, а его от­сутствие, уклонение от совершения операции. Так, например, отказ от оказания помощи терпящему бедствие – морально сомнительный по­ступок. Одна и та же операция может выступать как два разных поступ­ка, например, в зависимости от морального качества, побуждений. Одиссей, участвовавший в поджоге и разрушении Трои из патриотиче­ских побуждений, – герой. Герострат, спаливший храм Артемиды в Эфе­се ради тщеславного желания войти в историю, – антигерой. Действие (операция) одинаковое, а мотивы неравноценны, потому неравноценны по их моральному значению поступки.

Поступок есть действие, имеющее ценностное значение и потому возбуждающее в себе то или иное, положительное или отрицательное отношение, реакцию одобрения или осуждения.

Это отношение – не обязательно моральное. Оценка может осу­ществляться и по иным, неморальным критериям: разумности, целесо­образности, эффективности, правильности, правомерности, красоты и т.п. – эти критерии могут разойтись с моральностью и даже вступить с ней в противоречие. Н. Макиавелли это хорошо показал в своем “Государе” по отношению к контраверзе мораль и политика. Бесчисленные факты ис­тории и современной жизни неопровержимо указывают, что самые гран­диозные достижения социально-политической, научной, художествен­ной, религиозной и т.д. деятельности могут оказаться антиценными, если они не оплодотворены высокой нравственной идеей или чувством, игнорируют их. Следовательно, поступки могут подлежать не только мо­ральной квалификации. Но можно с уверенностью утверждать, что только действия-поступки могут выступать объектами моральной оценки. Существенным свойством поступка также является то, что, в отличие от животного, несмышленыша-младенца, а также невменяемого душевнобольного, взрослый нормальный человек в той или иной мере способен сознавать значение поступка для окружающих и вероятное отношение к нему со стороны окружающих. Он также в той или иной степени сознает и может пояснить личные мотивы поступка. Без этих признаков мы бу­дем иметь перед собой не поступок, а операцию, за которую деятель не может нести моральную или правовую ответственность.

Итак, действие выступает как поступок, когда оно рассматривает­ся как сознательно-мотивированное, имеющее значение (ценность) и потому вызывающее к себе то или иное отношение (оценку). При этом критерием моральной ценности и оценки поступка выступает различе­ние доброго и злого, морально должного и недолжного.

Поступок – акт индивидуального поведения. Совокупность или по­следовательность поступков какого-нибудь субъекта деятельности обычно называют поведением. Под последним в этике (а также в педа­гогике) подразумевают не активность вообще, а именно деятельность в ее моральном качестве. Так “операционные” качества учебной деятель­ности школьника обозначают словами “успеваемость”, “усердие” и т.п., в отличие от “поведения” на уроках и вне их.

Поступки, широко распространенные, ставшие стереотипами поведения в каком-то сообществе, называют “нравами”, к примеру: “восточ­ные нравы”, “христианские нравы”, “мещанские нравы”, “нравы Растеряевой улицы” (Г. Успенский) и т.п. Совершая поступки, люди всту­пают друг с другом в разнообразные отношения, которые могут вклю­чать и нравственное содержание – нравственные отношения. Тако­вы отношения любви и ненависти, дружбы и вражды, симпатии и антипатии и т.п., которыми изобилуют в особенности межличностные связи и которые преимущественно получают выражение и существование на эмоциональном уровне сознания. В сущности всякое межличностное или общественное отношение может интерпретироваться как нрав­ственное, если оно берется под знаком его моральной ценности и анти­ценности. Считается, например, что война есть хотя и крайняя, но при определенных условиях необходимая форма политического отношения. С моральной точки зрения война (т.е. сознательно организованное массовое человекоубийство) есть отношение безнравственное.

Итак, моральная деятельность, поведение есть совокупность по­ступков, нравов, нравственных отношений. При этом если поступки и нравы составляют, так сказать, зримое “тело” морали, то нравственные отношения образуют “сеть” ее функциональных межсубъектных связей.

Наши рекомендации