Компоненты нравственного сознания социального работника
Нравственное сознание социального работника содержит три необходимых компонента:
1) нравственное знание;
2) нравственное убеждение;
3) нравственная потребность.
Нравственные знания.Основы знание об этике, морали и нравственности, в том числе в области профессиональной деятельности, социальный работник получает в процессе обучения в среднем специальном, высшем учебном заведении или на курсах и факультетах повышения квалификации. В ходе занятий будущий специалист постигает сущность нравственности, получает сведения о ее содержании и функционирования в обществе, системе ее требований и санкций за отклонение от установленных норм, сравнивает собственные нравственные нормативы с профессиональными, социально значимыми и корректирует свою нравственную позицию. Практический социальный работник, не прошедший курса обучения в учебном заведении, руководствуется собственным интуитивным пониманием добра и зла, основанном на общественных ценностях и его личном жизненном опыте. Очень часто его собственные моральные установки дают ему возможность поступать в полном соответствии с требованиями профессиональной этики, но так бывает не всегда. Формирование и развитие высокой нравственности, попытки сделать ее органичным, неотъемлемым свойством своей личности требуют от специалиста не только знаний, но и постоянной в течении всей трудовой деятельности и жизни, работы над собой.
Нравственные убеждения– это основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали. Нравственные убеждения являются более высокой ступенью развития личности специалиста, его знания, поскольку основаны на глубокой и всестаронней оценке личностью известных ей моральных норм, проверке их социальной практикой, жизненным и профессиональным опытом, их внутреннем одобрении органичном принятии как единство правильных и возможных. Нравственные убеждения требуют от специалиста кмения взглянуть на свой труд с точки зрения интересов дела, выяснить соотношения между тем полезным, что он делает для общества и клиентов, и тем, что он обязан сделать. Нравственные убеждения определяют теоретическую подготовленность специалиста к профессиональной деятельности, является основанием для его сознательного отношения к своему поведению и действиям в практике специальной работы. Они участвуют в формировании волевых качеств личности и устойчивых форм морального реагирования на окружающую действительность. Однако нравственные убеждения обладают также относительной самостоятельностью, посколько в практической повседневности деятельности может возникнуть ситуация, когда личность действует во преки своим убеждениям, посколько ситуативно возникают причины, кажущиеся более значимыми, нежели собственные убеждения. В этом случае личность находится в разделе с собой, со своими принципами.
Нравственная потребность –это наивысшая степень нравственного сознания социального работника. Она характеризуется наличием моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики. Когда соблюдение требований профессиональной этики становится внутренней потребностью человека, он в соответствии с этическими принципами организует все свои волевые и эмоциональные качества, направляет усилие на решение этически сложных проблем именно сточки зрения нравственности. В этом случае соблюдение требований профессиональной этики становится устойчивым качеством личности, мощным фактором, мобилизующим ее для организации своего поведения и деятельности. Делом долга и совести. Чести и достоинства Руководствуясь своими нравственными потребностями. Специалист не может поступиться ими и совершить действия. С его точки зрения не отвечающие критериям добра и зла, но ситуативно обусловленные как необходимые.
44. Каковы требования к личностно-нравственным качествам социального работника?
Стиль поведения социального работника зависит от его личностно-нравственных качеств, его интересов, ценностных ориентаций, которые оказывают воздействие на систему межличностных отношений.
Нравственные качества социального работника можно разделить на три группы:
1) психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;
2) педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника как личности;
3) психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.
К первой группе качеств можно включить требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность), и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам. В работе с людьми психологические требования базируются на собранности и внимательности, понимании другого, терпении, самообладании и др. Без этих качеств невозможна эффективная работа социального работника.
Ко второй группе качеств относят: самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества – физическую тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.
К третьей группе качеств социального работника относят: коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их личности); красноречивость (умение внушать и убеждать словом), внешняя привлекательность личности, уважение, конкретность, четкость, искренность, сиюминутность (умение иметь дело именно с тем, что происходит в настоящий момент встречи).
.