Что такое ценности? какие существуют подходы к классификации ценностей?
Что такое аксиология?
Аксиоло́гия (ценность) — теория ценностей, раздел философии. Изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. То есть ценность и польза — две стороны одной и той же медали.
Что такое ценности? какие существуют подходы к классификации ценностей?
Ценности-это положительное значение предмета или свойства для человека и общества
Основные подходы: Натуралистический (Дж.Дьюин, К.Льюис), Транцендентализм Канта, культурно-исторический релятивизм. Классификация ценностей: Горизонтальная, по сферам общественной жизни: нравственные, религиозные, политические, философские, правовые, эстетические и т д.; в зависимости от носителя: общечеловеческие, групповые, индивидуальные, вертикальная классификация ценностей.
Каков смысл понятий этика, мораль и нравственность.
Э́тика (этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д. Иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.
Мора́ль (общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д.
Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. Этика же — название науки о морали.
4. В чем заключается специфика морали как формы общественного сознания?
Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.
Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное – аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу.
Моральное сознание пронизывает все сферы общественной жизни, проявляется в отношении личности к самой себе, своей семье, к другим людям, к коллективам, государству, своему и другим народам. Оно представляет собой систему чувств, эмоций, идей, идеалов, убеждений, взглядов, представлений, норм, оценок, знаний, концепций, теорий, регулирующих поведение людей в обществе и ориентирующих их поведение во всех сферах бытия на определенные нормы.
Какова структура морали?
Структура морали (моральное сознание, моральное поведение, моральные отношения).
1. Моральное сознание – одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия людей. Моральное сознание включает в себя ценности, нормы, идеалы. Здесь мораль проявляет себя как стремление к совершенству. Моральное сознание — духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Оно является отражением жизненно-практического и исторического опыта людей в форме индивидуальных и коллективных представлений, выполняет функции механизма социальной преемственности, регулирования и организации жизнедеятельности, обеспечивает оценку результатов поведения личности.
2. Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности, реализующее ее нравственные отношения, являются результатом становления личности и ее свободного выбора. При этом если моральное сознание выступает субъективной формой этих отношений, то моральное поведение является формой их объективации, их материализации. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры. Нравственная практика. Включает в себя реальные нравы, поступки, нравственные отношения. Поступки и действия отражает моральную сторону человеческой деятельности. Обладают положительной или отрицательной направленностью и предполагают моральную ответственность. Критикуя других, оценивая себя, мы как бы сравниваем конкретный поступок с неким образом, нормой, идеалом. Степень соответствия или несоответствия образцу позволяет нам вообще кого-то критиковать и оценивать, способствует с точки зрения морали приемлемому уровню построения взаимоотношений между людьми.
3. Моральные отношения — центральный элемент структуры морали, в котором фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.
Что такое утилитаризм?
Утилитаризм (от лат. utilitas — польза, выгода) — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.
Зачатки утилитаризма содержатся уже в трудах древнегреческого философа Эпикура. В более полной форме учение было разработано Иеремией Бентамом. Согласно классической формулировке Бентама, морально то, что «приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». Основные разногласия в теории утилитаризма относятся к определению понятий пользы и счастья. Бентам и многие другие философы считали пользой максимальное превосходство удовольствия над страданием. Некоторые философы, например, австралиец Питер Сингер, рассматривают «счастье» как наиболее полное удовлетворение предпочтений и желаний человека, даже если оно не связано с максимизацией удовольствия.
Все люди, согласно Бентаму, стремятся к удовлетворению своих желаний. Счастье, или польза заключается в удовольствии, но при отсутствии страдания, т.е. счастье заключается в чистом, длительном и непрерывном удовольствии. И удовольствие, и польза понимались Бентамом предельно широко: наслаждение - это всякие наслаждения, в том числе чувственные, польза - всякая польза, в том числе выгода. Бентам безусловно "генерализировал" принцип полезности, полагая, что он обобщает все известные принципы морали.
Мегауровень
Мегауровень ценностей социальной работы предусматривает изучение профессии на уровне международного сообщества. Ценности рассматриваются в контексте глобальных цивилизационных целей и задач.
Право на жизнь (активная поддержка жизни человека, противодействие нарушения его прав и деятельность в области обеспечения качества жизни);
Свобода (Всеобщая декларация прав человека; тайна корреспонденции, место жительства);
Равенство и недискриминация (Основа общества, уважение достоинств личности);
Справедливость (Правовые, социальные, судебные, экономические гарантия прав и свобод человека);
Солидарность ( Понимание страданий и чаяний человека, участие в борьбе за его права)
Социальная ответственность (Практическая сторона солидарности, оказание помощи и предоставление услуг бедным и нуждающимся);
Обеспечение мира и отказ от насилия (Ценность мир, гармония с самим собой, с другими людьми и окружающей средой)
Отношение между природой и человеком (Поиск гармонии с природой).
Макроуровень
Ценности этого уровня обосновывают конкретные действия социального работника в пределах профессиональной компетенции, определяют его ответственность перед клиентами, коллегами, работодателями, перед профессией.
Преимущество индивида по отношению к обществу.
Уважение конфиденциальности во взаимоотношения с клиентом.
Готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений.
Стремление к социальным изменениям, соответствующим осознанным социальным потребностям.
Готовность к передаче знаний и умений другим.
Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание.
Стремление к развитию самопомощи клиента.
Мезоуровень
Социальная работа является нормативной дисциплиной, она имеет дело с ценностями и социальными нормами людей. В этом отношении учет норм и ценностных ориентаций клиентов является необходимым условием для философских концептов социальной работы.
Микроценности социальной работы.Ценностные ориентации в социальной работе, выступающие на межличностном уровне, если они способствуют эффективному терапевтическому контакту (эмпатия, аутентичность, аттрактивность, экспертность, принятие, уважение, надежность и др.)
Что такое аксиология?
Аксиоло́гия (ценность) — теория ценностей, раздел философии. Изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. То есть ценность и польза — две стороны одной и той же медали.
что такое ценности? какие существуют подходы к классификации ценностей?
Ценности-это положительное значение предмета или свойства для человека и общества
Основные подходы: Натуралистический (Дж.Дьюин, К.Льюис), Транцендентализм Канта, культурно-исторический релятивизм. Классификация ценностей: Горизонтальная, по сферам общественной жизни: нравственные, религиозные, политические, философские, правовые, эстетические и т д.; в зависимости от носителя: общечеловеческие, групповые, индивидуальные, вертикальная классификация ценностей.