Тема 9. Индуктивные умозаключения.

План:

1. Полная индукция.

2. Неполная индукция.

3. Научная индукция.

4. Статистические обобщения.

Задачи и упражнения

1. Укажите, какие из следующих выражений – пространство, «пространство», «”пространство”» – можно подставить вместо Х в приведенные ниже выражения, чтобы получить истинные предложения:

а) Х – философская категория;

б) Х – слово русского языка;

в) Х – выражение, обозначающее слово;

г) Х – вселенной безгранично.

2. Какие из следующих выражений истинны, а какие ложны:

а) 3 × 3 = 9;

б) «3 × 3» = 9;

в) «3 × 3» ≠ «9»;

г) «3 × 3 = 9».

3. К каким семантическим категориям относятся выражения, входящие в следующие словосочетания?

а) Если ни один член семьи Сидоровых не является честным человеком, и Семен – член семьи Сидоровых, то Семен не является честным человеком.

б) Мать Аристотеля.

4. Обобщите следующие понятия:

а) Исправительно-трудовые работы без заключения под стражу;

б) Следственный эксперимент;

в) Конституция.

5. К каким категориям относится термин «столица» в следующих контекстах:

а) Пекин – есть столица;

б) Столица Италии – древний город.

6. О каких методологических принципах говориться в следующем тексте?

В статье 344 УПК РФ указано условие, при котором приговор признается не соответствующим деянию: «при наличии противоречивых доказательств…».

7. Переведите на язык логики предикатов следующее суждение: «Каждый юрист знает какого-нибудь (некоторого) врача».

8. Переведите на язык логики предикатов следующее выражение: «Население Санкт-Петербурга больше населения Волгограда».

9. В местах лишения свободы провели выборочный опрос совершивших тяжкие преступления (опросили 10 % таких лиц). Почти все они ответили, что строгие меры наказания не влияли на их решение совершить преступление. Сделали заключение, что строгие меры наказания не являются сдерживающим фактором при совершении тяжких преступлений. Обосновано ли это заключение? Если не обосновано, то какие методические требования, предъявляемые к научной индукции, не выполнены?

10. Ограничить следующие понятия:

а) государство;

б) суд;

в) революция.

11. Дать полную логическую характеристику понятиям:

а) учитель;

б) бескорыстие;

в) Министерство юстиции.

Тема 10. Умозаключения по аналогии.

План:

1. Понятие аналогии.

2. Виды аналогии.

3. Условия состоятельности выводов по аналогии.

4. Роль аналогии в науке и правовом процессе.

Задачи и упражнения

1. Укажите, какие из следующих выражений – материя, «материя», «”материя”» – можно подставить вместо Х в приведенные ниже выражения, чтобы получить истинные предложения:

а) Х – философская категория;

б) Х – слово русского языка;

в) Х – выражение, обозначающее слово;

г) Х – пропитана отходами нефтепродуктов.

2. Какие из следующих выражений истинны, а какие ложны:

а) 8 × 5 = 40;

б) «8 × 5» = 40;

в) «8 × 5» ≠ «40»;

г) «8 × 5 = 40».

3. К каким семантическим категориям относятся выражения, входящие в следующие словосочетания?

а) Если ни один член семьи Крюковых не является честным человеком, и Егор – член семьи Крюковых, то Егор не является честным человеком.

б) Мать Платона.

4. Обобщите следующие понятия:

а) Исправительно-трудовые работы без заключения под стражу;

б) Следственный эксперимент;

в) Конституция.

5. К каким категориям относится термин «столица» в следующих контекстах:

а) Берлин – есть столица;

б) Столица России – древний город.

6. О каких методологических принципах говориться в следующем тексте?

В статье 344 УПК РФ указано условие, при котором приговор признается не соответствующим деянию: «при наличии противоречивых доказательств…».

7. Переведите на язык логики предикатов следующее суждение: «Каждый юрист знает какого-нибудь (некоторого) поэта».

8. Переведите на язык логики предикатов следующее выражение: «Население Воронежа больше населения Анапы».

9. В местах лишения свободы провели выборочный опрос совершивших тяжкие преступления (опросили 10 % таких лиц). Почти все они ответили, что строгие меры наказания не влияли на их решение совершить преступление. Сделали заключение, что строгие меры наказания не являются сдерживающим фактором при совершении тяжких преступлений. Обосновано ли это заключение? Если не обосновано, то какие методические требования, предъявляемые к научной индукции, не выполнены?

10. Ограничить следующие понятия:

а) факт;

б) клевета;

в) судья.

11. Дать полную логическую характеристику понятиям:

а) Народный суд;

б) рабочий;

в) бесконтрольность.

Тема 11. Понятие.

План:

1. Понятие как форма мышления.

2. Содержание и объем понятия.

3. Виды понятий.

4. Отношения между понятиями.

Задачи и упражнения

1. Укажите, какие из следующих выражений – сознание, «сознание», «”сознание ”» – можно подставить вместо Х в приведенные ниже выражения, чтобы получить истинные предложения:

а) Х – философская категория;

б) Х – слово русского языка;

в) Х – выражение, обозначающее слово;

г) Х – Петра находится под воздействием психотропного вещества.

2. Какие из следующих выражений истинны, а какие ложны:

а) 6 × 5 = 30;

б) «6 × 5» = 30;

в) «6 × 5» ≠ «30»;

г) «6 × 5 = 30».

3. К каким семантическим категориям относятся выражения, входящие в следующие словосочетания?

а) Если ни один член семьи Карповых не является честным человеком, и Александр – член семьи Карповых, то Александр не является честным человеком.

б) Мать Парменида.

4. Обобщите следующие понятия:

а) Исправительно-трудовые работы без заключения под стражу;

б) Следственный эксперимент;

в) Конституция.

5. К каким категориям относится термин «столица» в следующих контекстах:

а) Ереван – есть столица;

б) Столица Грузии – древний город.

6. О каких методологических принципах говориться в следующем тексте?

В статье 344 УПК РФ указано условие, при котором приговор признается не соответствующим деянию: «при наличии противоречивых доказательств…».

7. Переведите на язык логики предикатов следующее суждение: «Каждый юрист знает какого-нибудь (некоторого) психолога».

8. Переведите на язык логики предикатов следующее выражение: «Население Перми больше населения Темрюка».

9. В местах лишения свободы провели выборочный опрос совершивших тяжкие преступления (опросили 10 % таких лиц). Почти все они ответили, что строгие меры наказания не влияли на их решение совершить преступление. Сделали заключение, что строгие меры наказания не являются сдерживающим фактором при совершении тяжких преступлений. Обосновано ли это заключение? Если не обосновано, то какие методические требования, предъявляемые к научной индукции, не выполнены?

10. Ограничить следующие понятия:

а) Конституция;

б) преступление;

в) революция.

11. Дать полную логическую характеристику понятиям:

а) причина;

б) невинность;

в) государство.

Наши рекомендации