Тема № 28. Индуктивные умозаключения

Введение. Понятие об индукции. Полная индукция. Неполная индукция. Индукция через простое перечисление. Научная индукция. Заключение.

Практическое задание:

1.Какие из приведенных суждений можно получить с помощью полной, а какие – с помощью неполной индукции: а) «Все рабочие нашей бригады получили премиальные»; б) «Угол падения равен углу отражения»; в) «Группа проходчиков в полном составе поднялась на-гора»; г) «По данному делу опрошена только часть свидетелей»; д) «Кобры ядовиты».

2.Укажите, какие ошибки допущены в следующем рассуждении: «Васильев вчера не выполнил норму выработки, сегодня тоже не выполнил. Как видно, он никогда не выполняет норму выработки».

Использованная литература:

Тема № 29. Методы установления причинной зависимости явлений

Введение. Причинная связь явлений. Пять методов установления причинной связи. Умозаключения по аналогии. Заключение.

Практическое задание:

1.Определите, какие методы установления причинной связи применены в рассуждениях. Запишите их в виде формулы: « Чем больше метана попадает в забой, тем большая вероятность отравления или взрыва. Если забой постоянно вентилировать воздухом, то метан будет удаляться из забоя. Значит, вентиляция является необходимым условием безопасного производства работ».

2.Определите вид аналогии и выведите формулу: «Аналогия между распространением теплоты и распространением электричества в проводниках дала возможность физику Ому распространить на область электричества уравнения, разработанные Фурье для явлений теплоты».

Использованная литература:

Тема № 30. Гипотеза

Введение. Общая характеристика гипотезы. Виды гипотез. Развитие гипотезы. Проверка гипотезы. Фактическое (решающий опыт) и логическое доказательства гипотезы.

Практическое задание:

1. Приведите пример гипотезы, выделив этапы её построения и укажите вид обоснования (фактический, логический).

2.Определите вид гипотезы (общая, частная, единичная): «Ученые новосибирского академгородка считают, что причиной гибели планет является оксид урана, имеющийся в недрах планет, и который со временем уплотняется, достигая критической массы; детонатором может стать метеорит, от удара которого произойдет ядерный взрыв».

Использованная литература:

Тема № 31. Доказательство
Введение. Тезис доказательства. Основания доказательства. Способ доказательства. Заключение.

Практическое задание:

1.Укажите тезис и аргументы. Постройте демонстрацию в форме одного из видов умозаключения: «Рабочего Петрова нельзя считать прогульщиком, так как прогулы не отмечались в табеле выхода на работу, а в этом случае он не считается прогульщиком».

2.Найдите и обоснуйте ошибку в следующем рассуждении: «Структура семьи быстро меняется и становится все больше родителей-одиночек. Следовательно, уровень разводов начал постепенно снижаться».

Использованная литература:

Тема № 32. Виды доказательств

Введение. Различие доказательств по цели доказательства. Различие доказательств по способу доказательства. Различие между доказательствами по роли в них опытных данных. Заключение.

Практическое задание:

1.Приведите пример доказательства, устанавливающего ложность тезиса.

2.Постройте косвенное разделительное доказательство: «Россия – федеративное государство».

Использованная литература:

Тема № 33. Опровержение

Введение. Способы опровержения. Заключение.

Практическое задание:

1.Подберите аргументы и постройте прямое и косвенное опровержение тезиса: «Люди покупают автомобили BMW чаще, чем другие автомобили».

2.Установите, против какой части доказательства следует направить опровержение, и устраните ошибку: «Планировать приходилось в трудных условиях».

Использованная литература:

Наши рекомендации