Каким видит Петербург Н. В. Гоголь в «Петербургских повестях».

К теме Петербурга обращались многие писатели и поэты в русской литературе Петербург с момента своего возникновения воспринимался не только как конкретный город, но и как символ новой России , символ ее будущего. Но некоторые писатели видели Петербург как город противоречий и отобразили эти противоречия на страницах своих произведений.

Вслед за Пушкиным Гоголь в «Петербургских повестях» показывает петербургского жителя, «маленького человека» и равнодушного к его страданиям чиновничьего Петербурга. Гоголь не дает описаний города, его архитектурных ансамблей. Он создает художественный образ столицы, в котором и выражена его социальная и нравственная суть. Я остановлюсь на повести «Шинель». Петербург в этой повести является не просто местом действия, но и атмосферой, в которой действуют. живут герои гоголевских произведений. Прежде всего писатель описывает те районы, в которых когда-то жил он сам. Гоголь видит Петербург городом пасмурным, в котором нищие чиновники, мастеровые и прочий бедный люд противопоставлен парадному блеску Невского проспекта. « О, не верьте этому Невскому проспекту!... Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»- восклицает Гоголь.

В «Петербургских повестях» прежде всего поставлен вопрос о жизни рядовых людей, о судьбе «маленького человека». Вот он в повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин. Он житель города Петербурга. Посмотрим, как ему живется. Герой повести Гоголя «Шинель»- это чиновник низшего ранга . он живет в бедности. Ведь его мизерный ранг и жалованье не позволяют ему ничего в жизни. Он не имеет семьи, потому что просто не сможет ее содержать, не знает веселья и развлечений. Однако Башмачкин доволен таким простым, скромным, ограниченным со всех сторон существованием, потому что не знает другого. Но «маленький человек» в действительности не является ничтожеством - это такой же человек, как и все. Он способен чувствовать, страдать, и его чувства, беды и радости не менее важны, чем у какого-нибудь отважного героя, интеллигента или аристократа.

Характеристика Акакия Акакиевича в «Шинели»была бы неполной, если бы мы не отметили такие его черты, как несообразительность и робость. Он не привык думать и рассуждать ни о чем. Поэтому он не способен ни к какой другой службе, кроме как переписывать бумаги.

Мы вместе с Гоголем побывали в бедном жилище этого «маленького человека» и увидели скудное существование героя. И тут уж явно не до смеха, если человек внутренне порядочный, добрый и трудолюбивый так живет.

Роль шинели в повести Гоголя символическая, ведь приобретение новой шинели стало для Башмачкина как будто ступенькой к новой жизни. Шинель – символ радости жизни и человеческого достоинства.

Когда покупка новой шинели стала для героя необходимостью. ради нее он экономит на стирке одежды, не позволяет себе чаю, не зажигает свечи, даже ходит на цыпочках, чтобы не стерлись сапоги. И когда новая шинель готова, герой будто просыпается и начинает чувствовать самоуважение. И он выходит на улицы Петербурга.

Путешествуя вместе с главным героем, мы видим и других персонажей, и лицо, которое призвано исполнять служебные обязанности. Мы видим, как оно, это «Значительное лицо» (остается только догадываться, почему Гоголь не дал ему имени) принимает посетителей, как оно реагирует на их просьбы. То есть выполняет свой долг. Совсем не как Акакий Акакиевич. Мы , конечно же, побывали на улицах Петербурга, где сняли шинель с Акакия Акакиевича, доставшуюся ему такой дорогой ценой.

Когда ее воруют, это вызывает у бедного Акакия Акакиевича такой протест, такое потрясение, как будто мир переворачивается. Впервые покорный и запуганный Акакий Акакиевич позволяет себе бунтовать. В повести «Шинель» автор восстановил справедливость фантастическим способом: призрак чиновника наводит ужас в Петербург. Он отбирает шинели у прохожих, и добирается до властного лица, некогда обидевшего его

«Маленький человек» со своим горем оказался никому не нужным. Властные и богатые личности не хотят ему помочь, когда он обивает их пороги, просит найти воров. Когда Башмачкин умирает, Петербург не замечает его смерти, и на его место приходит другой мелкий чиновник.

Гоголь показывает нам два мира одного города. Они очень похожи, но в то же время различий между ними не меньше. Эти два мира встречаются в кабинете у значительного лица в качестве Акакия Акакиевича и самого значительного лица. И во время этой встречи значительное лицо одним своим видом и голосом чуть не убило несчастного Акакия Акакиевича. Это город, в котором “маленькие люди” пропадают бесследно. В нем одновременно существуют улицы, где и ночью светло, как днем, с живущими на них генералами, и улицы, где помои выливают прямо из окон, тут обитают башмачкины. Переход от одних улиц к другим Гоголь изобразил через их освещение и шинели чиновников: если на бедняцких улицах освещение “тощее” и воротник на шинели из куницы редкость, то чем ближе к богатым районам, тем ярче становится свет фонарей и тем чаще попадаются бобровые воротники. В “Шинели” описывается свободное времяпрепровождение мелких чиновников и других бедных людей. Так, некоторые шли в театр или на улицу, другие на вечер, а третьи к какому-нибудь другому чиновнику поиграть в карты и попить чаю. Дворовые же и “всякие” люди сидели по вечерам в небольших лавочках, проводя время
за болтовней и сплетнями.

Петербург Н. В. Гоголя — это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия. Здесь уживаются нищета и богатство, любовь и равнодушие. Петербург- это город контрастов и противоречий. Это читателям показывает Гоголь в своих «Петербургских повестях».

«Сердце в будущем живет..." Философская лирика А.С. Пушкина.

К философской лирике можно отнести стихотворения Пушкина о природе, в которых отражается вечное течение жизни, неподвластное человеку. В стихотворениях о природе Пушкин воплощал свое представление о мировом устройстве. Человек мыслится у Пушкина как составная часть природы. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и смерть воспринимаются поэтом как естественные вещи и не вызывают в нем протеста. Природа у Пушкина мудра и справедлива. Пушкин преклоняется перед самим чудом жизни, и она в его лирике прекрасна в любых своих проявлениях.

К философской лирике могут быть отнесены также и стихотворения, где Пушкин излагает свои воззрения на устройство человеческого общества. Например, стихотворение «Анчар» (1828). Анчар — воплощение мирового зла, его символ.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Пушкин в этих строках обращает внимание читателя на то , что человека послал человек (не властелин раба). То есть он сознательно уравнивает оба действующих лица. При этом виноватыми в том, что потом случилось в мире, оба. Один — за то, что он послал другого к анчару «властным взглядом», а другой — за то, что он «послушно в путь потек». В результате:

Принес — и ослабел, и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям, в чуждые пределы.

Поэт в стихотворении доводит до читателей философскую мысль об ответственности всех и каждого за то зло, которое творится на свете. И вина раба здесь ничуть не меньше, чем вина властелина. Рабство — лишь оборотная сторона тирании, и существовать они могут только вместе. До тех пор, пока есть рабы, будут и властелины, и именно рабство души, внутренняя несвобода в первую очередь порождают зло. Миру людей противопоставлен разумный, мудрый мир природы:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет...

В 1835 году Пушкин последний раз побывал в Михайловском – на похоронах матери. В том же году было написано стихотворение «Вновь я посетил…» - поэтический итог жизни. Это стихотворение относится к философской лирике. Пушкин размышляет о жизни, смерти, связи природы и человека.
Пушкин рассказывает в нем о том, как через десять лет приехал в Михайловское, но он уже не такой, каким был прежде, он изменился:
Ему стоит только посмотреть на знакомые холмы, нивы, как он вспоминает о южной ссылке в Крым и Одессу. А молодая роща, которая разрослась около старых корней, которую он не знает и прежде не видел, вызывает чувство радости. Поэт сравнивает эту рощу с зеленой семьей, с детьми. Это говорит о том, что жизнь продолжается, кто-то умирает, кто-то рождается, что смерть неизбежна, но ее нельзя бояться, страшиться.
В конце стихотворения звучит радостное приветствие: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!». Так он приветствует молодую и незнакомую рощу. Он немного опечален из-за того, что ему не суждено ее увидеть в расцвете сил и лет:
Не я увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего.
Но поэт уверен, что его внук как-то здесь пройдет, услышит их приветный шум и «обо мне вспомянет».
Идейный смысл этого стихотворения заключается в связи человека с природой, гармонии с ней, а также связи разных поколений.

В этом стихотворении отразилась смысл пребывания человека в жизни.

Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход невозможно, рано или поздно на его место придут другие. Его мысли о будущем, о памяти, которую он оставит о себе будущим поколениям.

«Человек дела» и « человек души» в романе И. А. Гончарова «Обломов». Какие люди, на Ваш взгляд, нужны сегодня России?

Роман Гончарова «Обломов» впервые в русской литературе охватил всю жизнь героя . Автор построил сюжет на противопоставлении двух друзей : Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца. Этим он продолжил традиции Пушкина и Лермонтова, которые раскрывали характеры главных героев романов Онегина, Печорина в сравнении с Ленским, Грушницким. Даже человек, не читавший роман Гончарова «Обломов», может вполне объективно представить себе натуры героев, найдя их имена в «Словаре имени». Так, в соответствии с ним, Андрей – интеллектуален, с противоречивым характером, склонен всего добиваться сам. Илья же нерешителен, сентиментален, готов поделиться самым дорогим с ближним. Вот уже и готовы очертания героев.

Хотя Штольц является антиподом Обломова, у них все же есть несколько общих черт, таких как возраст, совместная учеба, вероисповедание, служба и скорая отставка, любовь к Ольге Ильинской. Но по каждому из этих параметров можно найти и отличия. Например, Илья Ильич хотел видеть в Ольге любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь. А Андрей Иванович пытался воспитать в ней деятельное начало, развить ее ум. И в отставку они пошли по разным причинам. Обломов – потому что из-за рассеянности допустил оплошность, а Штольц с детства стремился к самостоятельности и хотел всего добиться собственным трудом.

Уже с первых глав романа мы узнаем о внешности и детстве Обломова. Он был около 32 лет от роду., но «обрюзг не по летам». Лежание у Ильи Ильича было нормальным состоянием. Вырос он в маленькой деревеньке Обломовке в семье помещика, окруженный лаской и заботой, « как экзотический цветок в теплице». Обломов рос подвижным и любопытным мальчиком, но постоянный страх за него родителей неуемная забота сделали его апатичным, ленивым, неспособным принимать самостоятельные решения. Все это отразилось на дальнейшей его учебе и образе жизни. Илья Ильич получил образование скорее по необходимости, чем по собственной воле. Не трудно догадаться, что из-за такой бездеятельности его жизненные идеалы выражались в только в мечтах о роли в обществе и о тихом семейном счастье. И любовь к Ольге Ильинской носит романтический отпечаток. Илья Ильич уже не может отбросить привычку много есть и постоянно спать, то есть не может преодолеть обломовщину. Он совершенно не заботится о своем хозяйстве. Но несмотря на все многочисленные недостатки, у него есть один существенный плюс: он добр. Он не утратил и других лучших качеств: ума, самокритичности, любви к людям.

В противоположность Обломову Штольц смугл, худощав, строен. он постоянно куда-то едет, что-то делает, к чему-то стремится. Он постоянно в движении. Идеал его жизни –труд. Трудолюбие и прагматизм Андрей Иванович унаследовал от отца, который воспитывали обучал его иногда жестко. Он прививал сыну умение простоять за себя, быть самостоятельным. Такое жесткое воспитание наложило отпечаток на характер Андрея Ивановича. Он привык полагаться только на себя и быть уверенным в себе, всегда добиваться поставленной цели. Это человек дела. Даже любовь к Ольге носит у него практический оттенок. Может, Штольц сух, чересчур прагматичен? Но Штольц один смог по достоинству оценить чистоту и мягкость души своего друга. Он пытается помочь Обломову выбраться из бездны, в которую он попал. Штольц - сильная и гармоничная личность. Несмотря на все различия в их характерах и образе жизни, Штольц способен понять Обломова. Он многократно старается оживить Обломова, вернуть его в активную жизнь. Но Обломов боится перемен в жизни, боится движения и деятельности. Обломовщина оказалась сильнее. Постепенно кипучая энергия Штольца разбивается о неподвижность и равнодушие Обломова.

«Человек души» Обломов не дает однозначного ответа на вопрос о своем идеале жизни, а рисует картины тихих семейных радостей с прекрасной любимой женщиной, в кругу искренних доброжелательных друзей, милых мелочей быта; жизнь, в которой есть возможность общения с природой, с искусством. Цель жизни – отдых и покой. «Человек дела» Штольц возражает на это: «Это не жизнь». Это…. – какая-то…обломовщина.

Жить нужно «для самого труда, больше ни для чего. Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей». Таково представление о жизни Штольца. А ещё Андрей Штольц считает, что нужно «служить, пока станет сил, потому что России нужны руки и головы для разрабатывания неистощимых источников», «объехать чужие края».

Кто же нужнее России, Обломов или Штольц? Конечно, такие прогрессивные люди, как Штольц , просто необходимы, особенно в начале третьего тысячелетия. Нельзя сказать, что писатель односторонне раскрывает образ этого героя. Он представляет Штольца не эгоистом, думающим о своем благе или о славе. Его мечты о России, он способен на настоящую дружбу. Будущее России за деятельными людьми, умеющими сочетать в себе и деловитость, и нравственность, и духовность.

"Во всем улыбка, жизнь во всем..." Ф.И. Тютчев – певец русской природы.

У каждого поэта свое восприятие природы. У Ф.И. Тютчева оно особенное. С одной стороны , природа дает возможность постичь устройство мира , понять , что мир сложен и, постигая его, человек лучше, полнее понимает себя. С другой стороны, Тютчев рисует живописнейшие картины природы, которые поднимают настроение человека, вселяют в него чувство оптимизма. Таковы стихотворения : « Весенние воды», « Весенняя гроза», «Чародейкою-зимою». Уже из названий этих стихотворений видно, что Тютчев обращается ко всем временам года. И в каждом он находит свою прелесть.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят...

Такова весна у Тютчева .

Чародейкою-зимою околдован лес стоит. Это зимний пейзаж. Несколько строк из стихотворений поэта уже говорят об образности и поэтичности языка. Метафоры, эпитеты, множество олицетворений помогают создать Тютчеву образ природы, живой, гармоничный, радующий душу.

Разные времена года и разное время суток представляется читателям. Отсюда и названия стихотворений: «Летний вечер», «День и ночь», «Декабрьское утро».

В своих стихотворениях Тютчев выступает как превосходный певец природы, он умеет уловить те черты, по которым читатель может дорисовать картину. Таков у него, например, «Летний вечер»:

Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.

В стихотворениях Тютчева можно услышать шум проливного дождя, шелест багряных листьев, птичий гам. Природа у Тютчева зачастую «испытывает» чисто человеческие эмоции. Образ «улыбающейся», «смеющейся» природы проходит через все творчество поэта.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок,. Не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода.

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Язык природы может быть понятен не каждому человеку , по мнению поэта.

Он вкладывает в понятие «природа» гораздо больший смысл. Для Тютчева природа— нечто грандиозное, вечное, бесконечное, может быть, даже синоним мироздания. Потому пейзажная лирика у Тютчева имеет и философский характер.

В пейзажной лирике Тютчева все подчинено единому, всемирному закону жизни. Природа самодостаточна, существование ее безмятежно и спокойно. Поэт подчеркивает тишину, гармонию в природе.

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев.
Багряных листьев томный, легкий шелест...

Таково стихотворение “Осенний вечер”. Поэт передает “умильную, таинственную прелесть” увядания природы, это же чувствует и лирический герой.
Ф. И. Тютчева принято называть певцом любви и природы. Он был действительно мастером стихотворных пейзажей, но его вдохновенные стихи начисто лишены пустого и бездумного любования, они глубокие, философские, они помогаю человеку понять не только мир природы , но и понять самого себя..


Наши рекомендации