Основные течения в зарубежной литературе на рубеже 19-20 вв.
Рубеж 19-20 вв. – начало Новейшего времени, которое стало эпохой перехода от региональных культур к общемировой культуре, эпохой расцвета цивилизации, но также временем мировых войн и революций.
Рубеж 19-20 вв. – переходный период и в мировом литературном развитии. Начинает складываться всемирная литература, что приводит к необходимости по-новому описывать историю литературы – не по региональному и национальному признаку, а по направлениям и школам. Отличительные черты этого периода – разнообразие направлений, влияние разнообразных традиций, расширение литературной «географии». Ранее закрытый Восток начинает осваивать крупнейшие достижения европейской литературы, взамен пополняя её своим творчеством.
Глубокая трансформация мирового литературного процесса внешне выражается как кризис, «декаданс». Влияние декаданса на литературу того периода огромно, особенно ярко он проявляется в символизме, эстетизме. Для декаданса характерен пессимизм, разочарование в традиционных ценностях.
Реализм. Перед писателями-реалистами на рубеже веков встала задача найти адекватные средства для анализа новой действительности. Наиболее характерная тема реализма этого периода – обострение классовых противоречий. В критическом реализме выделяются четыре ведущие линии: социально-психологическая (Т. Драйзер), социально-философская (К. Чапек), сатирико-юмористическая (М. Твен), героическая (Дж. Лондон).
Критический реализм на рубеже веков отличается открытостью, испытывает влияние всех худ. методов эпохи, качественно углубляются основные достижения предыдущих периодов. Этот этап развития критического реализма выступает как переходное явление, в котором закладываются основные отличия реалистической литературы 20 в. от критического реализма 19 в.
Натурализм – одно из важнейших направлений в литературе конца 19 в. Происхождение натурализма связано с поражением европейских революций 1848 г., подорвавшим веру в утопические идеи, в идеологию вообще.
Натуралисты ставили перед собой задачу повернуть искусство лицом к правде, к реальному факту. Представители этого направления обращаются к жизни низов общества, им присущ подлинный демократизм. Они расширяют область изображаемого в литературе, для них нет запрещенных тем. Писатель должен быть объективным наблюдателем и экспериментатором, он может писать лишь о том, что изучил. Отсюда следует высокая точность изображения действительности вместо обобщенного образа, отказ от изображения героической личности, замена выдуманного сюжета описанием и анализом, нейтральная позиция автора к изображаемому.
Натурализм испытывал влияние других методов, в т.ч. импрессионизма и реализма. Значение натурализма заключается в том, что для него характерно стремление к правде, широким использованием документов и фактов, исследованием новых пластов действительности, развитием таких жанров, как аналитический роман, очерк и т.п.
Символизм. В основе его лежит идеалистическая концепция двоемирия, согласно которой весь окружающий мир – всего лишь тень, «символ» мира идей, и постижение этого высшего мира возможно лишь через интуицию, а не с помощью разума. Распространение этой концепции связано с разочарованием философии позитивизма.
Символизм является реакцией на натурализм, его истоки – в деятельности романтиков. Ш. Бодлер считается предшественником и основоположником символизма как направления. В творчестве ранних символистов выражается обличение мещанства, создание двухпланового образа. Для позднего символизма характерен отказ от социальных задач искусства, иррациональности, зашифрованности формы. В 1870-80 гг. символизм сближается с декадансом, к ценностям жизненного упадка, к красоте угасания.
Символизм оказал значительное влияние на творчество Мопассана, Золя и других художников разных направлений. В свою очередь он испытывал воздействие многих эстетических систем рубежа веков. Символисты стремились увидеть мир целостным, передать сложность духовного мира человека.
Неоромантизм связан с традициями романтизма, но возникает в иную историческую эпоху. Это эстетический и этический протест против дегуманизации личности и реакция на натурализм и крайности декадентства. Неоромантики верили в сильную, яркую личность, они утверждали единство обыденного и возвышенного, мечты и действительность. Согласно неоромантическому взгляду на мир, все идеальные ценности можно обнаружить в обыденной действительности при особой точке зрения наблюдателя.
Неоромантизм неоднороден: в каждой стране, где он утвердился, он приобретал специфические черты. Для немецкого неоромантизма характерна такая черта, как противопоставление мечты обыденной действительности, отсутствие ограничений в системе жанров. Английский неоромантизм – сложный феномен, существование неоромантической литературы сочетается с почти полным отсутствием «чистых» писателей-неоромантиков. Для английского неоромантизма свойственно ставить героя в зависимость от обстоятельств, основные жанры – приключенческие романы. Для французского неоромантизма характерно стремление к созданию особого поэтического мира, поэтому популярен жанр «поэтической драмы».
Генрик Ибсен (1828-1906)
Генрик Ибсен — знаменитый норвежский драматург, один из создателей национального норвежского театра. Пьесы Ибсена стали известны в Европе сравнительно недавно, но слава этого писателя выросла с поразительною быстротой. Славу создали ему не исторические пьесы, написанные по древнескандинавским сагам, а комедии и драмы из современной жизни.
Родился в 1828 г. в небольшом норвежском городе в зажиточной семье, однако в 1837 его отец разорился и положение семьи переменилось. С 15 лет был вынужден начать зарабатывать себе на жизнь, стал учеником аптекаря. Практически нищенская жизнь заставила Ибсена искать самореализации в иной области: он пишет стихи, сатирические эпиграммы, рисует карикатуры. Это делает его весьма популярным среди радикально настроенной молодежи городка. Огромное впечатление на него произвели революционные события 1848, охватившие значительную часть Западной Европы. Ибсен пишет первую пьесу Катилина (1849), которая не пользовалась успехом, однако укрепила его в решении заниматься литературой, искусством и политикой.
В 1850 уезжает в Осло, где участвует в демонстрациях протеста, сотрудничает с прессой, принимает участие в создании нового общественно-литературного журнала "Андхримнер". И продолжает писать пьесы: Богатырский курган (1850), Норма, или Любовь политика (1851), Иванова ночь (1852). В этот же период знакомится с драматургом, основателем народного театра в Бергене который предоставил ему должность режиссера и директора этого театра. Этот поворот в жизни Ибсена можно считать необычайной удачей: написанные им в бергенский период пьесы сразу ставились на сцене, а практическое изучение театра "изнутри" помогает раскрытию многих профессиональных секретов и способствует росту мастерства драматурга. Эти пьесы опять же особым сценическим успехом не пользовались, но сыграли необходимую роль в профессиональном становлении Ибсена.
В 1857-1862 возглавляет Норвежский театр в Осло. Параллельно с руководством театра и драматургической работой продолжает активную борьбу за постановку спектаклей только на норвежском языке. В это же время он написал пьесы Воители в Хельгеланде (1857), Комедия любви (1862), Борьба за престол (1863); а также поэму На высотах (1859), которая стала предтечей первой по-настоящему принципиальной драматургической удачей — пьесы Бранд (1865).
Разнообразная деятельность Ибсена в норвежский период была обусловлена различными факторами, в числе которых была проблема материального достатка автора, его самореализация и общественная деятельность. И еще немаловажный фактор: лучшие пьесы Ибсена, принесшие ему мировую заслуженную славу, были написаны за пределами родины.
В 1864 Ибсен с семьей уехал в Италию. В Риме в течение двух лет он пишет две пьесы, вобравшие в себя весь предыдущий жизненный и литературный опыт — Бранд (1865) и Пер Гюнт (1866). Ситуация с Пером Гюнтом сложилась парадоксально. В ней персонажи фольклора представлены уродливыми и злобными существами, крестьяне — жестокими и грубыми людьми, поэтому поначалу в Норвегии и Дании пьеса была воспринята весьма негативно, чуть ли не как кощунство. Однако именно они делают Ибсена известным.
Бранд и Пер Гюнт стали для Ибсена переходными пьесами, повернувшими его в сторону реализма и социальной проблематики. Драматург поднимал актуальные вопросы современной ему действительности: ханжества и женской эмансипации, бунта против привычной буржуазной морали, лжи, социального компромисса и верности идеалам. В общих чертах фабула всех этих пьес одна и та же: какая-нибудь цельная личность вступает в борьбу с обществом из-за идеала правды. Чем эта личность сильнее, тем ожесточеннее ее борьба с безволием и нравственным ничтожеством людей. В конце концов личность остается одинокой, покинутой, поруганной, но не побежденной. Во всех пьесах Генрик Ибсен ставать вопрос: возможна ли жизнь по правде в современном обществе? — и решает его отрицательно. Чтобы жить по правде, цельная личность должна стать вне семьи, вне общества, вне сословных в политических партий.
Ибсен признан драматургом реалистического направления. Талант позволил ему органично сочетать в своем творчестве самые разнообразные, даже полярные, — темы, идеи, проблематику, средства художественного выражения.