В чём люди Кыбли единодушны, а в чём разногласят
Мы должны знать, что люди кыбли единодушно признают общие положения религии, касающиеся Имён и Атрибутов Всевышнего. Это утверждение о том, что Всевышний Аллах, как сказано в аяте: «Нет ничего подобного Ему», и что Всевышний Аллах — совершенный и не имеет недостатков и изъянов, и так далее. Все мусульмане согласны с этими тезисами, и невозможно поверить в то, что человек, считающий себя мусульманином или приверженцем шариата любого пророка, действительно приписывает Господу какие-то недостатки и отрицает Его совершенство.
Эти слова Всевышнего: «Нет ничего подобного Ему» принимают все мусульмане и их упоминают разные группы в теме Единобожия Атрибутов. Что же касается тех, кто отрицает Атрибуты вообще или некоторые из них, то и они, вне всяких сомнений, упоминают эти слова, стараясь найти для своего мазхаба подходящие обоснования.
Отсюда не следует понимать, что какая-то группа внутри ислама считает, что Атрибуты Всевышнего подобны атрибутам творений. Никто из мусульман не придерживается такого мнения, хотя некоторые поздние представители Ахлю-с-Сунна и других групп, когда пишут, намекают на это, например аш‘ариты, особенно в ответе ханафитам, а также му‘тазилиты, когда они говорят о тех, кто уподобляет Атрибуты Аллаха атрибутам творений. Когда разные группы приводят слова друг друга, они порой преувеличивают. Ранние имамы Ахлю-с-Сунны не позволяли себе подобного преувеличения при упоминании слов и мнений оппонентов, однако среди поздних учёных это явление имеет место. Они пытаются взыскать с оппонентов не только за их слова, но и за следствия этих слов, то есть за то, что обычно следует из этих слов, но не обязательно подразумевается в данном случае. Но возможные следствия слов не считаются мазхабом. Мазхаб — это убеждения, которые высказываются представителями данного мазхаба.
Как мы уже сказали, наши праведные предшественники, да помилует их Аллах, приводили слова оппонентов в точности, ничего не изменяя в них и ничего не добавляя к ним. А более поздние учёные из числа последователей четырёх имамов, приводя слова оппонента, порой преувеличивают. Например, некоторые ханбалиты преувеличивают, когда приводят слова аш‘аритов, и некоторые аш‘ариты преувеличивают, приводя слова ханбалитов, и так далее в том же духе. Это явление имеет место и в наши дни.
Например, говоря об основах мазхаба аш‘аритов, некоторые исследователи приводят сказанное о них Мухаммадом ибн ‘Умаром ар-Рази. А такой подход однозначно нельзя называть справедливым. Между подходами ар-Рази и аль-Джувайни существуют различия, не говоря уже о подходах кадыя Абу Бакра аль-Бакыляни, и, наконец, самого Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари, который в конце своей жизни склонился к мазхбу Ахлю-с-Сунна.
Преувеличений при передаче слов оппонентов не избежала ни одна из поздних групп, включая и те, которые относятся к Ахлю-с-Сунна, и искателю знаний очень важно уяснить, что если человек является суннитом, это не означает, что всё, что он передаёт от других, он передаёт абсолютно правильно и в точности. И вовсе не обязательно, что причиной преувеличений является ложь — это может быть ошибка в понимании или передаче. Нам известно, что подобные ошибки и непреднамеренные искажения фактов можно встретить и в книгах ранних учёных. Например, в книге ‘Абдуллаха ибн Ахмада приводится немало сведений, порочащих Абу Ханифу и дающих читателю основания думать о нём, как о приверженце многих нововведений — притом, что абсолютное большинство учёных считают эти сведения недостоверными.
Преувеличения при передаче слов оппонента или сведений о нём — вопрос характеров и склонностей, а не убеждений. Если человек суннит, это не доказательство того, что всё, что он говорит об оппоненте или передаёт от него — чистая правда. Он вполне может допустить ошибку при передаче. В качестве примера можно привести Абу Исма‘иля аль-Ансари аль-Харави, который, если говорить в общем, является суннитом, в том числе и в вопросах, связанных с Именами и Атрибутами Аллаха, но упоминая о тех, кто противоречит нашим праведным предшественникам в вопросах, связанных с Именами и Атрибутами Аллаха, добавляет что-то к их словам и ставит им в вину возможные следствия их слов, вплоть до обвинений в ереси. Так он поступил, например, в отношении аш‘аритов. Хотя справедливости ради нужно отметить, что оппоненты Ахлю-с-Сунна прибегают к преувеличениям намного чаще, нежели сами Ахлю-с-Сунна. Повторюсь, это явление имеет место среди поздних представителей Ахлю-с-Сунна, но не имамов наших праведных предшественников.
Все группы мусульман признают Атрибуты Всевышнего и связанные с ними нормы. А те, кто вообще не признаёт Атрибуты и связанные с ними нормы, не имеют отношения к исламу и их нельзя назвать истинными последователями какого-либо из пророков Всевышнего. Джахмиты и му‘тазилиты хотя и говорят, что Господу не присущи такие Атрибуты как Знание, Могущество, Слух, Зрение и так далее, но при этом никто из них не приписывает Ему Атрибуты, которые являются антонимами к упомянутым. Да, они говорят, что Аллаху не присущ такой Атрибут как Знание, но они и не приписывают Ему невежество.
К тому же, они признают нормы, связанные с Атрибутами, например, то, что от Господа ничто не способно ускользнуть. Это признают и джахмиты, и му‘тазилиты, а также другие группы, отрицающие все или некоторые качества Аллаха, хотя они и не признают эти качества как Атрибуты Сущности Всевышнего.
Здесь необходимо отделять их слова, указывающие на отрицание атрибутов Аллаха, от слов, которые предполагают отрицание при том, что произносящий их не имеет это в виду.
Так, слова джахмитов — это отрицание Атрибутов Аллаха, свидетельствующих о Его совершенстве. При этом отрицание содержится в их словах или же их слова предполагают его. Однако они никогда не говорили, что намеренно отрицают совершенство Всевышнего и не утверждают, что у Него есть недостатки и изъяны. Таких мнений не высказывал никто из людей кыбли.
К основным убеждениям Ахлю-с-Сунна относится догмат о том, что Всевышний Аллах совершенный и у Него нет недостатков и изъянов.
Имам Ахмад сказал: «Аллаху нельзя давать никаких описаний, кроме тех, которые дал Себе Он Сам или дал Ему Его Посланник . В этом вопросе нельзя выходить за рамки Корана и хадисов». Эта основа, которая относится к благороднейшим и величайшим основам убеждений Ахлю-с-Сунна, является инстинктивной, если говорить о ней в общем, и умозрительной, если говорить о ней в общем и во многих подробностях. Эта основа конкретизирована, то есть имеет подробности, и доказательством этого является вторая часть разбираемого нами аята, в которой упоминается о том, что Аллах — Слышащий.
Многобожники, среди которых появился Пророк , относились к числу неверующих, признающих это единобожие и не отрицавших Имена Всевышнего Господа и Его Атрибуты. Отсюда можно понять, что это единобожие является основой в убеждениях мусульман, и что отход от него есть открытый отход от Корана и Сунны.