Полицейское государство и социальное государство. Понятие биополитики. (М. Фуко «Безопасность, территория, население», лекции от 11 января, 15 марта, 22 марта, 5 апреля 1978 г.).
Биополитика (англ. biopolitics) в широком смысле — совокупность приложений наук о жизни (биологии, генетики, экологии, эволюционной теории и др.) в политической сфере. В исследованиях политики на основе постструктурализма и постмодернизма биополитика используется для анализа и разоблачения власти. Власть обнаруживает себя при проявлении грубой силы, включая введение чрезвычайного положения, смешение политической и биологической форм жизни, а также наказание за нарушение установленной нормы.
Биополитика Мишеля Фуко
Французский философ и социальный теоретик Мишель Фуко впервые определил биополитику в своей серии лекций "Нужно защищать общество" в Коллеж де Франс с 1975-1976. Фукианская концепция биополитики является во многом производной от его собственного понятия биовласти (здесь Фуко включает в понятие власти практики здравоохранения, регулирования наследственности, и рисков регулирования, связанных с физическим здоровьем), то есть речь идет о распространении государственной власти над физической и политической властью населения.Биополитику Фуко описал как «новую технологию власти...[которая] существует на другом уровне, в другом масштабе, и [то, что] имеет разную площадь опоры, и позволяет использовать очень разные инструменты.» Биополитика — уже нечто больше, чем описанный Фуко же дисциплинарный механизм, биополитика занимается регулированием населения в целом или, как Фуко заявил, «глобальной массой». Фуко развил понятие в курсах лекций «Рождение биополитики» и «Мужество истины». Фуко дал многочисленные примеры биополитического контроля, упоминая понятие в 1976 году. Примеры включают «соотношение рождаемости к смертности, темпы воспроизводства, прирост населения, и так далее». Он противопоставил этот способ социального управления политической власти в Средние века. В то время как в Средние века пандемия смерти стала постоянной и бессрочной частью жизни, в конце XVIII века ситуация изменилась. Разработка вакцины и изобретение лекарств, занимающихся общественной гигиеной позволило уменьшить смертность определенных групп населения. Это было введение «более тонких, более рациональных механизмов как страхование, индивидуальные и коллективные сбережения, меры безопасности и так далее.»Полицией в XVII — XVIII вв. в Европе (Фуко рассматривает примеры Франции и Германии) называли новый тип административного управления, совокупность его способов и техник. Для понимания содержания этого термина и его последующей эволюции Фуко изучает труды по государственному управлению того временим и приводит три основных тезиса: о том, как зародилась впервые идея полиции, как она практически исполнилась и как стала учебной дисциплиной. С этих самых пор можно считать, что полиция сформировалась как отдельный вид учебной дисциплины, который был введён для изучения в ведущих университетах Европы. Особенности его преподавания были
скорректированы ещё одним важным трудом того времени — «Началами полиции» Юсти. Здесь демонстрируется уже усовершенствованный подход к науке государственного управления. Первую часть пособия составляют сведения о самом объекте управления – государстве, о составе его территории, населении и состоянии социальной сферы (здравоохранения, смертности, демографических показателей). Вторая посвящена вопросам экономики – функционирования рынка, движения товаров и денег, и только последняя — уже стандартным практикам, относящимся к компетенции полиции, которые обучали управляться со всем вышеизложенным. Фуко отмечает, что важным в трактате Юсти является разделение терминов полиция , и политика . Последняя представляет собой отрицательную функцию государства – борьбу с внешними и внутренними врагами, её орудия – законы и армия. Полиция же осуществляет положительную функцию, поскольку её цель – улучшение состояния государства, поддержание его мощи. Для этого используются законы и запреты, а также непрерывный контроль и вмешательство в общественную жизнь.Так окончательно сформировалась эта система учреждений, без которых немыслимо функционирование любого современного государства. Эти учреждения полностью соответствуют главной цели – укреплению государства, они полностью рациональны по своей природе. Они объединены в строгую систему. Начиная с XVIII в. объектом управления и полицейского надзора стали люди, население. Государство стало собирать сведения о жизни этих людей – с их болезнями, заботами, трудами, бедностью, проблемами. Государство стало интересоваться жизнью людей, живых биологических существ. Так родилась биополитика. Но смена целей полностью изменяет концепцию социальной справедливости. Борьба с неравенством (и стремление уменьшить абсолютное неравенство) очень сильно отличается от борьбы с нищетой (и стремления дать минимум благ наиболее социально незащищенным группам). Для осуществления этой маленькой революции потребовались годы работы по делегитимизации системы социального обеспечения и институтов рабочего класса.
Именно в ходе внимательного прочтения текстов «позднего» Фуко (конца семидесятых и начала восьмидесятых годов) я осознал, что он сам в полной мере принимал участие в этой операции. Так, он не только выступал против социального обеспечения, его также привлекла предложенная тогда Милтоном Фридманом альтернатива отрицательного налога на доходы. По его мнению, механизмы социальной помощи и социального страхования, которые он ставил на одну доску с тюрьмами, казармами или школами, были институтами необходимыми «для осуществления власти в современном обществе».
Учитывая многочисленные недостатки классической системы социального обеспечения, Фуко был заинтересован в замене ее отрицательным налогом на доход. Идея относительно проста: государство платит пособие тем, кто находится ниже определенного уровня дохода. Цель заключается в организации дела таким образом, чтобы никто не оказался ниже минимального уровня доходов, но в то же время не возникало необходимости слишком громоздкого административного аппарата.