Социальная реальность как множественность и как деятельность.
Итак, социальная реальность - это экзистенциальный продукт человеческой деятельности Но, поскольку социальная реальность интерсубъективна и конституирована участниками деятельности, она экстернализуется как существующая вне их и независимо от них, то есть обретает некоторую степень объективной фактичности Однако, это обретение социальным миром свойств фактичности (вещности) не делает его подобным миру природы
По нашему мнению, социальная реальность - это социально-философская категория, которая содержит указание на предельно абстрактную характеристику целостной совокупности социальных явлений, включенных в живую ткань социальных отношений людей Данное определение отражает как целостный характер социальной реальности, так и ту специфику, что связана с доминантой в социальной реальности отношений, а не вещей
Итак, социальная реальность характеризует особённбстибытийствования социальных явлений Социальная реальность может быть охарактеризована как объективное явление и как категория, на социально-философском уровне отображающая реальность явлений, порожденных и воспроизводимых в социуме Посредством категории «социальная реальность» многообразие социальных явлений обретает единство, обусловленное как единой природой социального, так и непосредственно реализмом социальных явлений Социальная реальность как множественность является бытием отношений, а не вещей Специфика социальной реальности, заключается в том, что мы пребываем как бы внутри изучаемого объекта, вовлечены в социальную реальность в своей повседневной и профессиональной жизни Категория «социальная реальность» обладает большой объясняющей способностью Это работающая абстракция, несмотря на то, что социальная реальность не дана человеку в наблюдениях как целостность, а представлена на эмпирическом уровне как разрозненные социальные явления.
Социальная реальность, социальное бытие и социальная действительность - это синонимы, но каждый из этик синонимов имеет свой собственный оттенок Реальность - это то, что существует, это в-себе-бытие Реальность приписывается всему, что может возникнуть, что существует, что является преходящим.
(по Пигрову, оставил, на мой взгляд, основное и самое важное)
Деятельность – один из атрибутов социальной реальности (наряду с множественностью, предметностью, порядком и хаосом, социальным хронологом).
В деятельности есть порыв в будущее, есть стимул, побуждающий это будущее создавать. Этот порыв переживается действующим субъектом как императив.
Человеческая деятельность = поступки. Поступки создают соц реальность, поэтому деятельность фундаментальна.
Деятельность вводит в социум идею начала, движения, динамики и творчества, Суть деятельности – причинность поступков. Люди действуют под влиянием потребностей, желаний и т.п. Человеческая же деятельность (в отличии от деятельности животных) представляет собой разорванность стимула и реакции.
Социальная реальность сложна тем, что в ней мы видим одновременно как некоторый объект управления, так и встроенный в этот объект субъект управления.
Типология деятельности.
1) Труд.
«Великие люди совершают великие деяния, представляющие высшие точки на шкале ценности. Малые люди (масса) погружены в рутину повседневности, в «малые дела».
(с) Валентин Пикуль
(на самом деле не Пикуль, а Пигров, почти что Пикуль)
Скачок из царства необходимости в царство свободы будет совершен тогда, когда будет преодолено отчуждение труда и труд из проклятья станет способом раскрытия всех человеческих сущностных сил.
2) Игра
Если игра и целесообразна, то это «бесцельная целесообразность». В классической работе, посвященной игре, мы читаем, что все биологические и психологические концепции игры обязательно пытаются навязать игре какую-то целесообразность, между тем как «в игре мы имеем дело с безусловно узнаваемой для каждого абсолютно первичной жизненной категорией, некой тотальностью», лишенной целесообразности37.
ПОСТУПНОСТЬ И ПРЕСТУПНОСТЬ
Здесь целая глава о том, что можно действовать во благо развития и создания «нового», а можно и разрушительно действовать.