Конституция человека и здоровье
Конституция человека и здоровье
Интерес к изучению конституциональных особенностей человека во многом обусловлен их связью с различной реакцией на одни и те же болезнетворные факторы. Замечено, например, что люди гиперстенического типа более предрасположены к болезням обмена веществ (сахарный диабет), заболеваниям желчных путей, атеросклерозу, но реже болеют инфекционными болезнями, туберкулезом. Артериальное давление имеет склонность к повышению.
Люди атлетического телосложения (нормостеники) чаще болеют гипертонической болезнью, ревматизмом, гастритом с повышенной кислотностью, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки.
Для гипостеников характерен риск заболевания язвой желудка и двенадцатиперстной кишки, вегето-сосудистая дистония. Они чаще страдают артериальной гипотонией, гастритом с пониженной кислотностью, более подвержены заболеваниям органов дыхания.
Конституция человека в большой степени определяется унаследованными свойствами. Но в ее формировании заметную роль играют и внешние факторы, при длительном воздействии которых вполне возможна корректировка типа конституции, особенно в детском возрасте. Каким сформируется конституциональный тип ребенка до половой зрелости и после во многом зависит от условий питания, воспитания, перенесенных заболеваний и других причин. Однако при этом сохраняют свое значение и наследственные предпосылки к формированию того или иного типа.
Оценка уровня ситуативной (реактивной) тревожности
ШКАЛА СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (СТ)
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже определений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Суждения | Ответы | ||||
Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно, так | Совершен но верно | ||
Я спокоен | |||||
2. | Мне ничего не угрожает | ||||
Я нахожусь в напряжении | |||||
4. | Я внутренне скован | ||||
Я чувствую себя свободно | |||||
Я расстроен | |||||
7. | Меня волнуют возможные неудачи | ||||
8. | Я ощущаю душевный покой | ||||
Я встревожен | |||||
10. | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения удоввввввввввввввввнутреннегоуудовлет удовлетворения | ||||
Я уверен в себе | |||||
12. | Я нервничаю | ||||
Я не нахожу себе места | |||||
Я взвинчен | |||||
15. | Я не чувствую скованности, напряженности | ||||
16. | Я доволен | ||||
17. | Я озабочен | ||||
Я слишком возбужден и мне не по себе | |||||
Мне радостно | |||||
20. | Мне приятно |
ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (ЛТ)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувству обычно, определенную цифру. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
СУЖДЕНИЯ | Ответы | |||
Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда | |
У меня бывает приподнятое настроение | ||||
Я бываю раздражительным | ||||
Я легко могу расстроится | ||||
Я хотел бы быть таким же удачливым, как и, другие | ||||
Я сильно переживаю из-за неприятностей и долго не могу о них забыть | ||||
Я чувствую прилив сил, желание работать | ||||
Я спокоен, хладнокровен и собран | ||||
Меня тревожат возможные трудности | ||||
Я слишком переживаю из-за пустяков | ||||
Я бываю вполне счастлив | ||||
Я все принимаю близко к сердцу | ||||
Мне не хватает уверенности в себе | ||||
Я чувствую себя беззащитным | ||||
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | ||||
У меня бывает хандра | ||||
Я бываю доволен | ||||
Всякие пустяки отвлекают меня и тревожат | ||||
Бывает, что я чувствую себя неудачником | ||||
Я уравновешенный человек | ||||
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах |
Тест «Жаворонок или сова?»
Работоспособность каждого человека подвержена определенным колебаниям, происходящим в рамках естественного ритма. Говорят обычно о “человеке утра”, или “жаворонке”, и о “человеке вечера”, или “сове”. Существует также «смешанный» тип людей («аритмики»). Ни один из этих основных типов не работает лучше или хуже другого, просто они работают по-разному. Пик работоспособности у них приходится на разные периоды дня.
Если Вы еще не знаете, к какому типу Вы относитесь, воспользуйтесь следующим несложным тестом.
1. | В котором часу Вы встаете без будильника? | До 6 утра |
В 6-8 час | ||
После 8 час. | ||
2. | В котором часу Вы бы встали сами, если бы у Вас была такая возможность? | В 5-7 час. |
7-8 час. | ||
8-9 час. | ||
После 9 час. | ||
3. | Хотелось бы Вам поспать днем? | Да |
Нет | ||
4. | Страдаете ли Вы, когда Вас будят? | Да |
Нет | ||
5. | Злитесь ли Вы, если Вам приходится вставать одному? | Да |
Нет | ||
6. | Вы с аппетитом завтракаете? | Да |
Нет | ||
7. | Когда Вы начинаете чувствовать послеобеденную усталость? | В 14-15 час. |
В 15-16 час. | ||
В 16-17 час. | ||
8. | Нравится Вам проводить вечер вне дома? | Да |
Нет | ||
за телевизором? | Да | |
Нет | ||
или лучше пораньше лечь спать? | Да | |
Нет | ||
9. | В котором часу вечером Вы чувствуете усталость? | До 21 час. |
В 21-23 час. | ||
После 23 час. | ||
10. | Вы поздно идете спать? | Да Нет |
Итак, Вы – “жаворонок”, если пик Вашей активности приходится на ранние утренние часы, Вы рано встаете и рано ложитесь спать (или чувствуете раннюю усталость вечером). “Жаворонки” могут особенно хорошо работать по утрам, но быстро устают во второй половине дня и нуждаются соответственно в более раннем окончании работы.
Вы – “сова”, если любите поспать утром, зато вечером бодры и веселы. “Совы” по-настоящему входят в форму только ближе к полудню, им лучше всего работается по вечерам (до глубокой ночи).
Если у Вас примерно поровну качеств “жаворонка” и “совы”, Вы принадлежите к смешанному типу. У Вас нет четких установок только рано вставать либо, наоборот, всегда просыпаться ближе к обеду. Вы легко можешь приспособиться к обстоятельствам, и это Ваш огромный плюс!
Определить суточный хронотип с использованием теста Г. Хольдебранта.
Цель исследования: научиться определять хронотип по соотношению показателей сердечных сокращений и дыхания. Оборудование: секундомер, калькулятор.
Ход работы
1. В 8.00 при температурном и психическом комфорте, в положении сидя определить за 1 минуту ЧСС /частота сердечных сокращений/ и ЧД /частота дыхания/.
2.Показатель ЧСС разделить на показатель ЧД с точностью до десятых долей единицы.
Оценка результата: если полученные параметр соответствует 4,0-5,0 испытуемого относят к АРИТМИКАМ, если превышает 5,0 - к "жаворонкам", если меньше 4.0. - к "совам".
"Жаворонки" просыпаются рано, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня. Вечером у них появляется сонливость и они рано ложатся спать. "Совы" засыпают поздно ночью, встают поздно утром и работоспособны бывают во второй половине дня. Половина людей – аритмики -"голуби" приспосабливаются и к утреннему и вечернему режиму труда. Это преимущественно люди, занятые физическим трудом.
Немецкий ученый Хамп установил, что 1/6 людей относятся к людям утреннего типа, а 1/3 - вечернего типа. "Совам" и "жаворонкам" было предложено дома после подъема измерить температуру, и пульс, а также описать свое состояние. Оказалось, что у утренних и вечерних типов разный порог возбудимости. Возбудимость нарастает вместе с температурой тела. У "жаворонков" давление поднимается чаще, чем у сов. Это происходит, видимо, потому, что у них утром организм быстрее и активнее перестраивается с отдыха на работу, в кровь выбрасывается адреналин, который и поднимает артериальное давление. У сов" механизмы, ответственные за повышение давления, работают медленнее, поэтому большая умственная нагрузка, избыток информации, эмоциональное напряжение, которым приписывают решающую роль в возникновении артериальной гипертонии, несколько сглаживаются. Утренние типы были энергичнее. У них неудачи легко вызывали сомнения в собственных силах, появлялись тревоги и волнения, стремительно ухудшалось настроение. Свои затруднения и конфликты они были склонны относить за счет плохого самочувствия, они старались избегать ссор, неприятных разговоров. Учащиеся вечернего типа также обладали высокой активностью, но легко забывали свои неудачи и неприятности. Их не пугали возможные .трудности, конфликты и эмоциональные проблемы. Они меньше волновались и очень чутко улавливали характер и особенности окружающих людей.
Аритмики занимали промежуточное положение между ними, но все же ближе к утреннему типу.
Форма №2
Ф.И.О __________________________________________________________________________________
Факультет _____________________ Группа _____________ Курс________ Дата __________________
Индекс Пинье | Тип конституции |
Склонен к заболеваниям:
Тест Айзенка
Экстраверсия в баллах | Нейротизм в баллах | Лживость | Тип характера (№) |
Описание типа характера:
Тест «жаворонок – сова»
Коэффициент Хольденбрандта | Тест «жаворонок – сова» | |
Баллы | ||
Оценка |
Заключение:
Конституция человека и здоровье
Интерес к изучению конституциональных особенностей человека во многом обусловлен их связью с различной реакцией на одни и те же болезнетворные факторы. Замечено, например, что люди гиперстенического типа более предрасположены к болезням обмена веществ (сахарный диабет), заболеваниям желчных путей, атеросклерозу, но реже болеют инфекционными болезнями, туберкулезом. Артериальное давление имеет склонность к повышению.
Люди атлетического телосложения (нормостеники) чаще болеют гипертонической болезнью, ревматизмом, гастритом с повышенной кислотностью, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки.
Для гипостеников характерен риск заболевания язвой желудка и двенадцатиперстной кишки, вегето-сосудистая дистония. Они чаще страдают артериальной гипотонией, гастритом с пониженной кислотностью, более подвержены заболеваниям органов дыхания.
Конституция человека в большой степени определяется унаследованными свойствами. Но в ее формировании заметную роль играют и внешние факторы, при длительном воздействии которых вполне возможна корректировка типа конституции, особенно в детском возрасте. Каким сформируется конституциональный тип ребенка до половой зрелости и после во многом зависит от условий питания, воспитания, перенесенных заболеваний и других причин. Однако при этом сохраняют свое значение и наследственные предпосылки к формированию того или иного типа.