Раздел 1. политико-правовые аспекты
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Политика и право представляют собой ключевые явления, анализируемые в рамках социальной философии. Выяснение их сущности, функций и специфики проявления в обществе происходит в рамках специальных разделов философии – философии политики (политической философии) и философии права. Политика представляет собой особую сферу деятельности, связанную с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами. Власть же является возможностью и способностью оказывать влияние на поведение людей. Право в обществе берет на себя функцию социального контроля и регулятора общественных отношений. Другими важнейшими понятиями, сущность которых вскрывается в философии, являются справедливость, закон, политическая свобода, гражданское общество и др. В отличие от политологии и юриспруденции, социально-философское рассмотрение политико-правовых явлений и процессов основано на целостном видении общественного бытия, их органичной включенности в общий поток социальных процессов и явлений.
Первые представления о политике, государстве, власти относятся к глубокой древности. В Древнем Китае и Античной Греции были сформулированы главные политические и правовые категории, такие как государство, гражданин, закон, справедливость и т.п. Платон рисует свое идеальное государство, Аристотель анализирует формы правления и политическую сущность человека, Конфуций учит послушанию правителю и следованию законам. В средние века политико-правовая мысль приобретает религиозную окраску, а политическая власть и государство предстают как божественные творения. Позднее, в философии Нового времени, возникает совершенно новый, рациональный, научный взгляд на сущность политики, государства и права. Его возникновение обычно связывают с именами Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, дальнейшее развитие – И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса и др. В этот период возникают признанные классическими теории естественного права и разделения властей, концепция общественного договора, материалистическое понимание общественных процессов.
В ХХ веке и в настоящее время в связи с коренными трансформациями во всех сферах общественной жизни, а также глобальными вызовами современному обществу, вновь переосмысливается философское наследие прошлого. Особенностью современной стадии философского исследования политической и правовой сфер общества является его неразрывная связь с социальной реальностью. Обращение к изучению феномена «политического» характерно для большинства философских течений ХХ века – экзистенциализма (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс и др.), неогегельянства (Фр. Брэдли, Р. Коллингвуд, Б. Кроче), марксисткой школы (В.И. Ленин, Д. Лукач, А. Грамши и др.), постмодернизма (Ж. Бодрийар), постструктурализма (М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Делез), аналитической (Б. Бэрри, Дж. Роулз) и психоаналитической (З. Фрейд) философии. Теперь в центре изучения оказываются проблемы тоталитаризма и демократии, политики и морали, идеологии, политического сознания и культуры, становления и функционирования гражданского общества, вопросы политического дискурса. Политика рассматривается как сфера публичной жизни человека, как одна из сторон человеческого бытия. Особую актуальность приобретают концепции политической свободы, имманентно связанной с реализацией идеи права как меры справедливости и равенства.
История философии показывает, что исследование «политического» было тесным образом сопряжено со спецификой общественной реальности последовательно сменяющихся исторических эпох. Социально-философское знание о политике и праве преодолело длинный и сложный путь от идей и мечтаний об идеальном государстве к анализу реальных политических явлений и процессов.
1. Ознакомьтесь с образом совершенномудрого правителя, созданным Лао-цзы:
Если не почитать мудрецов, то в народе не будет ссор. Если не ценить драгоценных предметов, то не будет воров среди народа. Если не показывать предметов, побуждающих желание иметь их, то сердца народа не будут волноваться. Поэтому совершенномудрый, управляя страной, делает сердца простолюдинов пустыми, а желудки полными. Такое управление ослабляет их волю и укрепляет их кости. Оно постоянно стремится к тому, чтобы у людей не было знаний и страстей, а имеющие знания не смели бы действовать. Следование недеянию всегда приносит спокойствие.
Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которых народ любит и возвышает. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает.
Благородный правитель в обычное время предпочитает быть уступчивым в отношении соседних стран и лишь на войне применяет насилие. Войско – орудие несчастья, поэтому благородный правитель не стремится использовать его, он применяет его, только когда его вынуждают к этому крайние обстоятельства.
Драгоценные вещи заставляют человека совершать преступления. Поэтому совершенномудрый стремится к тому, чтобы быть сытым, а не к тому, чтобы иметь красивые вещи. Он отказывается от последних и ограничивается первым.
Вопросы: