Стилистические фигуры (Риторические фигуры, или фигуры речи)
Авторская пунктуация | Постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами | Передают добавочный смысл, вложенный в них автором | Рожденный ползать- летать не может. Любовь- главнее всех. |
Анафора, или единоначатие | Повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений | Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления | Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент? |
Антитеза | Резкое противопоставление понятий, характеров, образов. Создающий эффект резкого контраста | Помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления | Когда все спокойно, ты шумишь; когда все волнуются, ты спокоен… |
Восклицательные частицы | Способ выражения эмоционального настроя автора | Прием создания эмоционального пафоса текста | О как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля! |
Восклицательные предложения | Выражают эмоциональное отношение автора к описываемому | Гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение. Выражают побуждение к действию | Безобразное отношение! Как можно беречь счастье? Сбережем свою душу как святыню! |
Градация | Расположение перечисляемых сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств речи в порядке возрастания их значения («восходящая градация») или в порядке убывания значений ( «нисходящей градации») | Ради своего ребёнка, ради семьи, ради своего народа, ради человечества – берегите мир! | |
Инверсия | Обратный порядок слов в предложении. | Употребляется в эмоциональной, взволнованной речи | Родина любимая, земля моя родная,тебя ли нам беречь! |
Композиционный стык | Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его | Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила. Вырастила. Дала путевку в жизнь.Жизнь, которой я горжусь. | |
Парцелляция | Расчленение фразы на части или отдельные слова | Придать речи интонационную экспрессию путем её отрывистого произнесения | |
Многосоюзие ( полисиндетон) | Намеренное повторение сочинительных союзов | Логическое и эмоциональное выделение перечисляемых понятий | И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя. |
Бессоюзие ( асиндетон) | Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями | Придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины | Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… |
Повтор | Сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов | Усилить значение этого образа, события | Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова |
Присоединительные конструкции | Каждая последующая часть текста, продолжая первую, основную, отделяется от неё длительной паузой, которая обозначается точкой, многоточием или тире | Это средство создания эмоционального пафоса текста | Белорусский вокзал в день Победы. И толпа встречающих. И слёзы. И горечь утрат. |
Риторический вопрос | Вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению Ряд риторических вопросов часто сочетается с фигурами синтаксического параллелизма, анафоры, градации | Особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции | Знаете ли вы украинскую ночь? |
Обращение | Подчеркнутое, иногда повторяющееся обращение писателя к герою своего произведения, к явлению природы, к читателю | Усиливает эмоциональную окраску речи. Часто встречается в лирике | Не пой, красавица, при мне… А вы, надменные потомки!... |
Риторическое обращение | Подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо | Для усиления выразительности речи | Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! |
Риторическое восклицание | Отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи | Служит задаче установления активного взаимодействия с адресатом | О времена! О нравы! |
Синтаксический параллелизм | Одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Сопоставление двух явлений путем параллельного их изображения. Такое сопоставление подчеркивает сходство или различие явлений, сообщает особенную выразительность. | Автор стремится выделить, подчеркнуть высказанную мысль. | Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет. Раскудрявая березка, Ветра нет, а ты шумишь; Ретиво мое сердечко, Горя нет, а ты болишь… |
Гипофора | Вопросно-ответный ход, это отрезок монологический речи, объединяющий риторический вопрос и ответ на них; вопрос-раздумье. Говорящий, угадывая возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует и на них отвечает | Применяется как действенное средство в скрытой полемике | Разве «Шинель» не предшествует современному реализму? А что такое современный мистицизм в литературе? Это «Вий» и «Портрет». |
Эпифора | Одинаковая концовка нескольких предложений | Усиливает значение этого образа, понятия | Я всю жизнь шёл к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя. |
Односоставные, неполные предложения | Делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста | Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги. …Ни одного мазка,- слышу я слова.- Нет мазков. Как живая. | |
Умолчание | Оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя догадываться о невысказанном. | Передает эмоциональность, взволнованность речи | Нет, я хотел…быть может, вы…я думал, что уж барону время умереть. |
Эллипсис | Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения | Придает высказыванию динамизм, живость, интонацию естественного разговора | Мы села - в пепел, грады - в прах, в мечи - серпы и плуги. |
Наименование | Определение | Примеры | |
ретардация | Композиционный прием в литературно-художественном произведении, заключающийся в задержке сюжетного повествования введением лирических отступлений, описаний, однородных членов и т.д. | ||
аллюзия | При помощи намека указывается на то, что по цензурным условиям нельзя высказывать прямо. | В 1 гл «Евгения Онегина» А.С. Пушкин намекает на свою ссылку, маскируя это бытовым тоном так, как будто речь идет о его здоровье: «Но вреден север для меня» | |
реминисценция | Повторение, воспроизведение фрагмента чужого текста | -Пушкин ввел в роман «Евгений Онегин» Буянова из поэмы своего дяди - М.Е.Салтыков-Щедрин использовал персонажей А.С.Грибоедова и Н.В.Гоголя | Опора на авторитет, указание на традицию, на ученичество, и средство полемики или пародирования |
В2. Гласные в корне слова.
Безударные гласные, проверяемые ударением Если буква гласная вызвала сомнение, Ты её немедленно ставь под ударение! носить – носит, ноша единица – единый | и – ы после ц Послецв корне пишется только и: цирк, циркуль Искл. цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц, цыкнуть |
Безударные гласные, непроверяемые ударением. Запомни:аморальный, амнистия, артилле- рия, авангард, аллегория, ассистент, аппе- тит, берет, беллетристика, батальон, бордюр, бифштекс, винегрет, вакцинация, взбудоражить, вентилятор, гармония, гербарий, диагональ, диапазон, дислокация, дилетант, деликатес, дефицит,десант, де- серт, дефект, дискуссия,декларировать, запонки, интеллигенция, колонна, комментарий, компромисс, корреспондент, канонада, калейдоскоп, калория,канцелярия, криминальный, констатировать, компли- мент, компонент, конфликт, колоритный, коммерсант, корреспондент, континент, комбинезон, конфитюр, лимитировать, линолеум, либерал, мелиорация, монумент, мятежник, мерцание, медикаменты,миниатюра, мемориал, наваждение, нотариус, оккупация, оппонент, отчаяние, обворожить, обсерватория, прогресс, параллель, пассивный, пессимизм, пресса, провинция, приоритет, полемика, поразительный, пластилин, привилегия, претензия, периферия, перила, парадокс, предприниматель, перспектива, перпендикуляр, режиссер, репертуар, роскошь, реставратор, репортер, репродук- ция, реверанс, резонанс, ритуал, сенсация, стипендия, сумерки, транспарант, теннис, территория, террор, трасса, терраса, термометр, триумф, утрамбовать уникаль- ный, экзаменатор, эффект, эпидемия, фестиваль, целлюлоза, шеренга и многие другие, которые необходимо проверять по орфографическому словарю!!! Буквы э – е в корне Эпишется: 1.после первой части сложного слова - трехэтажный 2.после приставки на согласную- сэкономить 3.в аббревиатурах- НЭП 4.после приставки на и -антиэстетический 5.в сложных иноязычных словах с первой частью на и -полиэфирный 6. после всех гласных, кроме и- алоэ, дуэт Епишется: 1.после гласной и- диета, реквием 2.в иноязычных словах после твёрдой – леди, пенсне о, ё, е после шипящих После шипящих под ударением пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово с е: жёлтый – желтеть, шёпот – шепчет, чёрточка – черта После шипящих под ударением пишется о, если нельзя подобрать однокоренное слово се: крыжовник, обжора, трущоба, чащоба, шорох, шорник, чопорный, капюшон, шок, шорты, шомпол, мажор, шоу, изжога, чокаться, вечор, трещотка, ожог(сущ.), жонглёр, поджог(сущ.), но ожёг(глаг.), поджёг(глаг.), шов, жокей. | Чередующиеся гласные Выбор гласной зависит: 1. От ударения -гар – гор-под ударениема:загар, угар без ударения о: подгореть, загоревший под ударением пишется и а, и о - зар – зор-зарево, зорька - твор – твар-творчество, тварь - клан – клон-кланяется, поклон -зар- без ударения пишется только а -заря -твор-без ударения пишется только о- творец -клон-без ударения пишется только о поклониться -плав – плов--под ударением и без ударения пишется а –плавательный, поплавок исключение:пловец, пловчиха, плывуны 2. От согласной, стоящей после корня - лаг – лож- -слагаемое, сложение - скак – скоч- -скакать, выскочить исключение: скачок, скачу - раст- ращ- рос--растение, выращен- ный,росли исключение:росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль Чередующиеся гласные (продолжение) 3. От суффикса а после корня -бер – бир--выберешь – выбираешь -дер – дир--выдернуть – выдираешь -мер – мир--замер – замирать -пер – пир--запер – запирать -тер – тир--вытер – вытирать -блест – блист-блестящий – блистательный -жег – жиг- -выжег – выжигать -стел – стил--постелить – постилать -чет – чит--вычет – вычитать искл.:сочетать, сочетание, чета -кос – кас-- коснуться – касаться -а(я) – им-поднять – поднимать -а(я) – ин -начать – начинать 4. От лексического значения -мак – мок- мак- (погружать в жидкость) обмакнуть перо мок-(пропускать жидкость) непромокаемый плащ -равн – ровн- равн (одинаковый) уравнение ровн (прямой, гладкий) заровнять искл.:уровень, ровесник |