Сочинение-рассуждение с опорой на прочитанный текст

Задание направлено на самостоятельную интерпретацию выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста. Интерпретация – толкование, объяснение, раскрытие смысла фрагмента текста (Сл. Д.Н. Ушакова)

Этап самостоятельного анализа указанного фрагмента текста начинается с определения предмета анализа. Как правило, для толкования предлагается финал рассказа или предложения, близкие к финалу. Финал произведения очень часто указывает (прямо или косвенно) на главную мысль текста (идею). А главная мысль текста (идея) небольшого по объему произведения всегда связана с главным героем и главным событием и выражает отношение героя (героев) к этому событию. Отношение – это чувства, переживания, размышления, впечатления, вызванные описанным событием.

На основе понимания предмета анализа формулируется тезис об общем смысле фразы текста. Развернуть тезис помогают пояснения (комментарии) к нему. Пояснения к тезису могут стать ответы на вопросы: Какие чувства испытывает герой? Почему он испытывает такие чувства? Как поступает герой?

Ученики интерпретируют фрагмент текста, объясняя его смысл и обосновывая (подтверждая) высказанное суждение с помощью аргументов.

Обязательной частью высказывания, с нашей точки зрения, является вводная конструкция: «по моему мнению», «мне кажется», «с моей точки зрения», «я думаю, что…»

Таким образом, основой структуры сочинения, объясняющего смысл фрагмента текста, являются

  • тезис об общем смысле финала текста,
  • пояснения к тезису об общем смысле финала текста,
  • интерпретация финала,
  • обоснование интерпретации финала: примеры-аргументы из прочитанного текста,
  • вывод.

Методические разработки, помогающие написать сочинение на лингвистическую тему (функции знаков препинания).

Знак препинания Смыслоразличительная функция знака препинания
Общие замечания о роли знаков препинания (возможны как тезис вступления к работе о роли знаков препинания и как вывод в сочинении на лингвистическую тему) · Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения. · Передают логику предложения, связь между частями предложения. · Вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами. · Передают на письме оттенки смысла. · Могут быть средством выражения состояния пишущего. · Основное назначение пунктуации - передавать логику предложения, связь между его частями. · Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы. · Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции.
Запятая · Указывает на следование объектов и событий друг за другом. · Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов.
Точка · Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего. · Указывает на завершённость высказывания. · Указывает на законченность мысли.
Вопросительный знак в конце предложения   · Указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа. · Указывает на ожидание ответа.
Восклицательный знак в конце предложения   · Показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания. · Указывает на эмоциональная напряжённость
Двоеточие   · Ставят, когда хотят оказать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном сложном предложении, перед прямой речью)   · Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания.
Тире · Хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов. · Указывает на следование событий друг за другом. · Указывает на временной интервал. · В обозначении чередования : хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту. · Указывает на варианты названия. · Значение противоположности (Я мрачен - ты весел). · Указывает на значение следования - одно событие следует за другим - внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил - и вдруг споткнулся). · Указывают, что событие происходит т закономерно, как следствие предыдущего. (Хочешь есть - работай вместе со всеми).
Кавычки · Хотят указать, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору. · Обозначают границы прямой речи или цитаты. · Заключают в кавычки сообщение, от которого пишущий хочет «откреститься».
Скобки · Ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию. · Указывают на вспомогательный характер информации.
Точка с запятой · Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация - для размышления читателя.
Многоточие · Передаёт недосказанность, недоговорённость. · Отражает эмоциональную окраску речи - передаёт прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением. · Указывает на неполноту информации. · Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл.




ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:

1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью.

2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос.

3)Вывод (подтверждение тезиса).

ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС)

1) фраза, принадлежащая герою дискуссии;

2) собственное высказывание

СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:

1) С помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни)

2) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР:

-назывные предложения (Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия?)

-парного соединения однородных членов (Звуки и буквы. Как связаны между собой эти понятия?)

-антитезы (Орфограмма и орфографическая ошибка- понятия, противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой)

-умолчания (Риторический вопрос…Что заключено в нем в художественном произведении?)

-вопроса и ответа на него (Нужны ли обращения в речи? Безусловно, нужны)

-риторического восклицания (Какая же она трудная, русская орфография!)

3) С помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи.)

4) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста(Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо.)

Наши рекомендации