По выполнению экзаменационной работы
Инструкция для учащихся
По выполнению экзаменационной работы
По РУССКОМУ ЯЗЫКУ
• Работа выполняется гелевой ручкой с черными чернилами.
• Перед началом работы в Бланках ответов №1Р и №2 запишите дату тестирования и персональный код (вверху каждой страницы бланков и внизу ли-цевой страницы), поставьте свою подпись в указанном месте.
• Получив экзаменационную работу, подпишите ее (фамилия, имя, класс, школа, округ), а на Бланках №1Р и №2 запишите номер варианта.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА
Демоверсия экзаменационной работы 2010 год
ЧАСТЬ 1. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном листе или бланке. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 90 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ
(Из методических рекомендаций ФИПИ).
/Выдержки/
Приведенная таблица представляет содержание и логику обучения школьников написанию сжатого изложения обобщенно и может использоваться поэлементно и в разном объеме на любых этапах коллективной или самостоятельной работы учащихся 5 – 9 классов.
Этапы учебной деятельности | Содержание учебной деятельности | Процесс учебной деятельности |
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА | ||
1. Этап определения темы текста | Ответ на вопрос: «О чем текст?» | Как определить тему? Тема определяется различными способами:
|
2. Этап определения идеи текста | Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?» | Что нам помогает сформулировать идею? Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции) |
3. Этап определения структуры текста | Назовите композиционные части текста. Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса. | Композиция текста – построение текста. Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение. Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания. Как сформулировать тезис? Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно. Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста. |
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА |
4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы | Выполнение задания: «Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего». «Определите микротему каждого абзаца». Запишите ее кратко, ответив на вопросы: «Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?», «Какие предложения являются основными?» Абзацы пронумеруйте | Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев. Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац. Как опредеить микротемы текста? По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца. Как определить микротему кратко? При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текса, т.е. сохранить его цельность и связность. К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточное). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения. Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста. |
5. Этап моделирования сжатого изложения | Снимите нумерацию абзацев – микротем. Соедините в текст, сохраняя абзацное членение. | Как соединить содержание микротем в текст? Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:
|
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЁМЫ СЖАТИЯ
Среди содержательных приёмов компрессии текста основными являются:
1) разделениеинформации на главную и второстепенную,
исключениенесущественной и второстепенной информации;
2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения
(перевода частного в общее).
К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:
1. Замены:
· замена однородных членов обобщающим наименованием;
· замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
· замена предложения или его части указательным местоимением;
· замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
· замена сложноподчинённого предложения простым.
2. Исключения:
· исключение повторов;
· исключение фрагмента предложения;
· исключение одного или нескольких из синонимов.
3. Слияния:
· слияние нескольких предложений в одно.
Как писать сжатое изложение
1. Внимательно прослушайте (прочитайте) текст, который вам предстоит письменно кратко изложить.
2. Обдумайте содержание текста, определите, какая информация является основной, а какая — второстепенной.
3. Определите значение непонятных слов.
4. Прослушивая (читая) текст второй раз, записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые связаны с передачей основной информации текста. Затем составьте план.
5. Продумайте ещё раз, какие основные способы сжатия текста вы можете применить при написании изложения: передача только основной информации текста; краткое изложение одного из фрагментов или нескольких фрагментов текста (например, замена диалога одним предложением, выражающим содержание разговора персонажей).
6. Пользуясь своими записями, составленным планом и решением о способах сжатия текста, приступайте к написанию чернового варианта сжатого изложения.
7. Отредактируйте черновик, обращая внимание на:
а) точность передачи сюжета, фактов, логику развёртывания темы, связь между предложениями и микротемами текста;
б) соблюдение требования сжатия текста при передаче его содержания;
в) соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста;
г) соблюдение лексических и грамматических норм;
д) орфографическое и пунктуационное оформление текста.
8. Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.
МИКРОТЕМА – Часть одной общей темы называют подтемойили микротемой.Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которая называется абзацем.
Каждый абзац на письме выделяют красной строкой – небольшим отступом.
В абзаце обычно выделяют зачин (или начало), развитие мысли, конец (или концовку). Внимание!
1. При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.
2. Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.
Читая экзаменационную работу, эксперт, справляясь с этой информацией, устанавливает соответствие содержания работы выпускника перечисленным микротемам, их количеству и последовательности.
|
Текста в изложении.
По этому критерию не оценивается полнота и адекватность передачи содержания
исходного текста (это уже оценено по критерию ИК1), а оценивается только
умение экзаменуемого лаконично передавать основное содержание прослушанного
текста. Макс. балл – 3 балла
ЧАСТЬ 2
- Прочитайте текст. Выполните задания А1 – А6; В1 – В14.
(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста.
(6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
(8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)"3арабатываю на скрипку".
(11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.
(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.
(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке... (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его завороженности...
(26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку. (По В. Крапивину)
Крапивин Владислав Петрович – современный писатель, журналист. Автор более чем двухсот произведений, переведённых на многие языки во всём мире. Его книги были включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей».
А1.Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему героя сразу «взяла в плен»маленькая скрипачка?»
1) Девочка, игравшая на скрипке, обладала необыкновенной внешностью.
2) Девочка вызывала симпатию у героя прежде всего тем, что умела сама зарабатывать деньги.
3) Девочка представлялась герою беззащитной и в то же время самостоятельной, глубокой.
4) Девочка не обращала внимания на героя, и это задевало его и пробуждало интерес к ней.
А2. Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»?
1) Девочка играла уверенно и громко, хотя в руках у неё была чужая или плохая скрипка.
2) На героя повлияло то, что многие останавливались послушать игру девочки.
3) За плохую игру люди не станут платить деньги, а девочке набросали их немало.
4) Девочка умела вложить в мелодию душу, как бы сливаясь с музыкой в единое целое.
А3. Как характеризуетгероя информация, заключённая в предложениях 20—21?
1) Кинтель был человеком расчётливым, умеющим экономно тратить деньги.
2) Кинтель был ответственным человеком, но при этом был способен на душевные порывы.
3) Кинтель умел находить себе оправдание в затруднительной ситуации.
4) Кинтель ничего не понимал в музыке и потому готов был заплатить за игру девочки большие деньги.
А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «завороженность»(предложение 25).
1) очарованность
2) колдовство
3) любовь
4) неподвижность
А5. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
1) (1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку.
2) (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно.
3) (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.
4) (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке...
А6. Укажите предложение, в котором содержится метафора.
1) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
2) По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже.
3) Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.
4) А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.
В1. Замените слово БУМАЖЕКиз предложения 19 синонимом официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 6—7 выпишите слово с чередующейсябезударной гласной в корне.
В3. Из предложений 6—10 выпишите слово, в котором правописание приставкизависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
В4. В предложениях 24—25 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное переходит в причастие и в его суффиксе пишется НН». Выпишите найденное причастие с зависимым словом.
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве.
Она покачивалась на загорелых ногах,(1) как на стебельках,(2) задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. У ног девочки,(3) в пыльных подорожниках,(4) лежал скрипичный футляр,(5) в откинутой крышке его белел бумажный лист.
В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённогопредложения.
По крайней мере,(1) Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же,(2) и сама девочка — тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку,(3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске.
В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённогопредложения.
Он и так уже стоит здесь,(1) наверно,(2) полчаса,(3) поэтому все,(4) конечно,(5) догадались о его завороженности... Кинтель попятился,(6)чувствуя,(7) как наливаются теплотой уши и щеки.
В8. Замените словосочетание СЛУШАЛИ ВНИМАТЕЛЬНО(предложение 19), построенное на основе примыкания,синонимичным словосочетанием со связью управление.Напишите получившееся словосочетание.
В9. Выпишите грамматическую основупредложения 23.
В10. Среди предложений 1—5 найдите предложения с однородными членами.Напишите номера этих предложений.
В11. Среди предложений 25—28 найдите предложения с обособленным обстоятельством.Напишите номера этих предложений.
В12. Укажите количество грамматических основв предложении 1.
В13. Среди предложений 3—8 найдите сложное бессоюзноепредложение. Напишите номер этого предложения.
В 14. Среди предложений 19—24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными.Напишите номер этого предложения.
ЧАСТЬ 3
Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе или бланке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.
С2.1
Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препинания1 в письменной речи.
Антон: «На письме без знаков препинания обойтись невозможно…»
Кирилл: « Зачем нужны все эти абзацы, двоеточия, тире, запятые? Неужели без них нельзя обойтись? Вот до XV века в книгах вообще не было знаков препинания. А сейчас их столько! Попробуй разберись, где какой знак ставить!»
Помогите Антонудоказать его точку зрения.
Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания?» или «Зачем нужна орфография?»
Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В. Крапивина.
Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.
Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.
Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
С2.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку...»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, применяйте цитирование.
С2.1.
I. Расширение и углубление лингвистических знаний и представлений учащихся по теме сочинения на основе упражнений учебника и других дидактических материалов по теме «Знаки препинания и их роль в русском языке».
1. Цель: формирование основных лингвистических знаний и представлений учащихся:
- знание термина «знаки препинания»;
- понимание основных функций знаков препинания;
- представление о роли знаков препинания в жизни носителя языка.
2. Организация учебной деятельности: поиски ответов на вопросы
- Что такое «знаки препинания»?
- Каковы основные функции знаков препинания?
- Какие знаки препинания соответствуют каждой из функций?
Знаки препинания – система особых графических знаков (. ! ? ... , ; : - () «»), которые предназначены для отделения одной части текста или предложения от других (. ? ! … , ; : -) и выделения синтаксических конструкций внутри предложения – причастные, Дее причастные, сравнительные обороты, уточняющие конструкции, вводные и вставные конструкции, прямая речь и т.д. Выделительные знаки являются парными (,, -- () «»)
Доп. информация. Систему знаков препинания называют пунктуационным алфавитом, в него также входят дробная черта (знак оппозиции), знак сноски (астериск) и абзац (абзацный отступ).
3. Дидактический материал:
· Учебник для 8 класса авторов: С.Г. Бархударов, Е.С. Крючков и др. 27-е изд. М.: Просвещение. Упр. 431, стр. 197-198; пар. 31, стр. 154;
· Учебник для 8 класса авторов: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др. Упр. 438, стр. 213; таблица пар. 2, стр. 5-7.
II. Обобщение и закрепление знаний по теме
- Учебник для 8 класса, авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др. 27-е изд. М.: Просвещение. Пар. 31, стр. 154; упр. 346, стр. 155.
- Учебник для 8 класса, авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др. Таблица пар. 2, стр. 5-7; упр. 6., стр. 7
Задание: прочитать теоретический материал, рассмотреть таблицу и подготовить устное самостоятельное высказывание- ответ на вопрос: «Каковы основные функции знаков препинания?»
Знаки препинания подсказывают, как делить текст (предложение) на части, и тем самым помогают понять его смысл – смыслоразличительная функция;
Помогают выражать эмоциональное отношение к событиям, героям, проблеме текста; помогают соблюдать правильную интонацию при чтении – интонационно-экспрессивная функция/
III. Формирование и развитие умения обосновывать суждение на лингвистическую тему с помощью примеров-аргументов.
IV. Формирование и развитие коммуникативно-речевого умения самостоятельно создавать цельное, связное, композиционно завершенное высказывание на основе освоения структуры сочинения:
- Формулирование ответа-тезиса.
- Обоснование тезиса с помощью примеров-аргументов.
- Вывод.
Источник текстов для подготовки к написанию сочинения на лингвистическую тему:
Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко и др. Речь, язык и секреты пунктуации. М.: Просвещение, 1995.
С2.2
ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС)
1) фраза, принадлежащая герою дискуссии;
2) собственное высказывание
СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:
1) С помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни)
2) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР:
-назывные предложения (Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия?)
-парного соединения однородных членов (Звуки и буквы. Как связаны между собой эти понятия?)
-антитезы (Орфограмма и орфографическая ошибка- понятия, противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой)
-умолчания (Риторический вопрос…Что заключено в нем в художественном произведении?)
-вопроса и ответа на него (Нужны ли обращения в речи? Безусловно, нужны)
-риторического восклицания (Какая же она трудная, русская орфография!)
3) С помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи.)
4) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста(Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ
СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С ПОМОЩЬЮ:
-вводных слов(таким образом, итак)
-синтаксических конструкций
(в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу )
ПРИМЕРНЫЕ задания С 2.1
1. Вы знаете, что суффикс – это морфема, находящаяся после корня или после другого суффикса и служащая для образования новых слов.
Но у суффиксов есть ещё одна роль: с их помощью говорящий может выразить отношение к предмету, качеству, признаку.
Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужны суффиксы с эмоционально-экспресссивной окраской?»
2. Напишите сочинение-рассуждение.
Объясните, как вы понимаете роль диалога в этом рассказе.
3. Ознакомьтесь с мнением учёных-филологов о роли пунктуации в передаче смысловых оттенков текста.
«Такие пунктуационные знаки, как кавычки, многоточие и тире, появились лишь к концу 18 века, а сейчас пунктуация достигла такого уровня развития, когда она даже стала помогать авторам полно и глубоко передавать смысловое и эмоциональное содержание текста. Особую роль в способности передавать едва уловимые оттенки значений играет многоточие».
Докажите это утверждение. Напишите сочинение сочинение-рассуждение «Можно ли с помощью многоточия понять подтекст произведения?»
4. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли запятых в письменной речи.
Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужны запятые?»
5. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли запятых в письменной речи. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужно двоеточие?»
6. Роль устаревших и книжных слов в публицистической и художественной речи;
7. Роль книжных слов в публицистической речи;
8. Роль лексики разных стилей и сфер употребления в художественном произведении;
9. Роль антонимов в речи;
10. Роль антонимов в публицистической и художественной речи;
11. Роль тире на письме;
12. Роль тире в тексте;
13. Зачем нужны тире и двоеточия в письменной речи?
14. В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?
15. Зачем нужны вводные слова?
16. Роль вводных слов и предложений в устной и в письменной речи;
17. Зачем нужны обращения?
18. Роль риторических вопросов в тексте;
19. Зачем нужны риторические вопросы?
20. Роль риторических вопросов в художественном произведении;
21. Как правильно написать письмо;
22. Особенности текстов публицистического стиля;
23. Как строится рассуждение;
24. Роль цитат в речи.
Пример
Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции!
Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены, отделяют прямую речь от слов автора. Наличие точек в конце предложения помогает автору передать повествовательную интонацию, а поставленное им в конце 24, 25 и 28(лучше их цитировать) предложений многоточие является не только разделяющим знаком, но и позволяет выразить состояние героя: задумчивость, погружённость в свои чувства, силу воздействия музыки на его душу.
Во-вторых, знаки выделяют обособленные члены предложения, прямую речь. Например, выделение запятыми вводных слов в 11 и 14 предложениях подсказывает читателю, где необходима пауза, помогает не только прочитать предложение с правильной интонацией, но и понять, что герой потрясён героиней, её внешним видом и игрой, что он очень внимательно рассматривает девочку.
Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.
Требуется привести два примера, иллюстрирующие разные функции знаков препинания.
Функции знаков препинания и примеры из текста, иллюстрирующие их.
Функции знаков препинания:
1)Разделение (разделяющие знаки) . ? ! …
Ставятся в конце предложения. Обозначают границу предложения.
Разделяют предложения в тексте, помогают понимать написанное и читать текст с нужной интонацией.
Запятая разделяет : однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного.
ТИРЕ разделяет: состав подлежащего и состав сказуемого, прямую речь и слова автора, простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения.
Двоеточие разделяет: обобщающие слова и однородные члены при них, слова автора и прямую речь, простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения.
;ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ разделяет простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения
2)Выделение (выделяющие знаки)
Запятые выделяют:вводные слова, обращения, причастный оборот (обособленные определения), деепричастный оборот, обороты с предлогами (обособленные обстоятельства, обособленные дополнения, уточняющие члены предложения.
« » Кавычки выделяют прямую речь.
С 2.2. ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:
1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью.
2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос.
3)Вывод (подтверждение тезиса).
ВНИМАНИЕ!!!
Сочинение - это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого экзаменуемый создаёт собственный текст, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.
Членимость – это одна из основных текстовых категорий (признаков). Средством выражения членимости является абзац.
Абзацное членение является важным средством выражения авторского замысла. В сочинении должно быть минимум 3 абзаца. (Вступление, основная часть, вывод (заключение).
Пример.
В настоящем тексте художником называется человек, не занимающийся искусством, а человек с душой и особым умом художника. «Рисовать он не умел», но умел быть художником – он создавал обстановку и проявлял находчивость так, как обычный человек не смог бы этого сделать.
Последней фразой автор хотел сказать, что настоящий художник не обязательно должен писать картины; он должен творить не только в искусстве, но и в жизни. В последней фразе говорится, что Серёга не писал картины, но воплощал их в жизнь – хотя картина не была написана, произведение искусства было сотворено».
Истинное произведение искусства помогает в жизни. Мы невольно любуемся полотнами великих художников, работами скульпторов, их произведения вечны и бесценны.
Грамматические ошибки
№ п/п | Вид ошибки | Примеры |
Ошибочное словообразование | Трудолюбимый, надсмехаться | |
Ошибочное образование формы существительного | Многие чуда техники, не хватает время | |
Ошибочное образование формы прилагательного | Более интереснее, красивше | |
Ошибочное образование формы числительного | С пятистамирублями | |
Ошибочное образование формы местоимения | Ихнегопафоса, ихи дети | |
Ошибочное образование формы глагола | Они ездиют, хочут, пишао жизни природы | |
Нарушение согласования | Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. | |
Нарушение управления | Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей. | |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Большинство возражалипротив такой оценки его творчества. | |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях | Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. | |
Ошибки в построении предложения с однородными членами | Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. | |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Читая текст, возникает такое чувство… | |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. | |
Ошибки в построении сложного предложения | Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. | |
Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. | |
Нарушение границ предложения | Когда герой опомнился. Было уже поздно. | |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | Замираетна мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
Логические ошибки можно сгруппировать, выделив в отдельную группу ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи, возникающие в результате нарушения законов логики, допущенные как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста:
1) сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении;
2) в результате нарушения логического закона тождества, подмена одного суждения другим.
Ошибки первого типа встречаются чаще: Предметом повествования являются времена достаточно отдаленные, что позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора. Однако темпераментностью, свежестью страницы привлекают к себе внимание. Логически не связанные суждения противопоставлены друг другу необоснованно.
Ошибки в фоновом материале:
– неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. п.: «Гете – французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»).
Ошибки фактические (фоновые)
- приводятся факты, противоречащие действительности, напр.: «Столица США — Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии». Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»; «Много сил и энергии отдает детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников».
Когда ошибка не должна влиять на оценку.
При оценке сочинения исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
ОРФОГРАФИЯ
- В переносе слов.
- Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).
Прописная / строчная буквы
-В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
-При переносном употреблениисобственных имен(Обломовы и обломовы).
- В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, се