Общие рекомендации по выполнению письменной экзаменационной работы

Методическое пособие

По оформлению письменной экзаменационной работы

для ППКРС по профессии: 220703.02

Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

срок получения СПО по профессиям 2 года 5 месяцев; 10 месяцев

Форма обучения – очная

Методические рекомендации разработаны на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) СПО от 2 августа 2013 года по подготовке квалифицированных рабочих, служащих технического профиля.

2. Положения о письменной экзаменационной работе (пояснительная записка к выпускной практической квалификационной работе) в _____

Настоящие учебно-методические рекомендации дополняют и разъясняют порядок подготовки и защиты выпускных письменных экзаменационных работ.

Рекомендации разработаны с целью повышения качества подготовки студентов и с учетом формирования необходимых компетенций для их дальнейшей профессиональной деятельности.

В них сформулированы основные требования к письменным экзаменационным работам, определены цели, задачи и формы выполнения работ, этапы ее выполнения, объем, структура, оформление, а также процедура защиты.

Пособие предназначено для студентов и преподавателей.

Код Наименование
220703.02 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

Организация-разработчик: ______________

Разработчики:

_____________________________, мастер производственного обучения, первая категория.

Рекомендована Экспертным советом _____________

Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 4

Общие рекомендации по выполнению письменной экзаменационной работы 5

1. Порядок выполнения письменной экзаменационной работы 5

2. Структура письменной экзаменационной работы 5

3. Требования к содержанию текстовой части письменной экзаменационной работы 7

4. Требования к оформлению текстовой части письменной экзаменационной работ 9

5. Требования к оформлению графической части письменной экзаменационной работы 8

Порядок защиты письменной экзаменационной работы 9

Приложения 10

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель данного пособия: оказание помощи ППР и студентам в оформлении письменных экзаменационных работ.

В пособии изложены требования к оформлению письменной экзаменационной работы. Указаны правила оформления титульного листа, содержания, ссылок, таблиц, иллюстраций, формул, списка литературы, приложений.

В приложениях даны образцы оформления письменных работ.

Целью выполнения письменной экзаменационной работы является:

Оценка уровня овладения видами профессиональной деятельности, уровня сформированности общих и профессиональных компетенций, уровня квалификации:

  1. систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
  2. углубление теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
  3. формирование умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;
  4. формирование умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
  5. развитие самостоятельности, ответственности и организованности;
  6. подготовка к государственной итоговой аттестации.

В результате выполнения работы студент должен знать:

– методы исследования;

уметь:

– работать с научной и технической литературой.

Методические указания предназначены для оказания помощи студентам в организации работы по выполнению письменной экзаменационной работы.

Методические указания достаточно структурированы, снабжены общими теоретическими сведениями, примерами.

Формой отчетности при выполнении является план - график выполнения письменной экзаменационной работы

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

1. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Студенты выполняют письменную экзаменационную работу по утвержденной теме в соответствии с заданием (приложение 1) и планом – графиком (приложение 3).

План – график выполнения письменной работы содержит сведения об этапах работы, результатах, сроках выполнения задания, отметки рецензента о выполнении объемов работы (дата, подпись).

2. СТРУКТУРА ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

2.1. Студенты на завершающем этапе обучения пишут и защищают письменную экзаменационную работу. Ее подготовка связана с углублением изучения теории, приведением в систему ранее приобретенных знаний и пополнением их в процессе практического решения поставленной проблемы. Письменная экзаменационная работа позволяет развить навыки самостоятельного изучения литературы по теме, усиливает технологичность учебного процесса, ориентирует на индивидуализацию учебной деятельности.

Объем ее составляет не менее 6 - 20 страниц печатного текста.

Письменная экзаменационная работа выполняется с целью получения определенной квалификации и документа, ее удостоверяющего. К оформлению письменной экзаменационной работы предъявляются определенные требования.

Содержание и качество письменной экзаменационной работы позволяет судить не только об уровне теоретических знаний и общем развитии у студентов, но и о способности выпускников самостоятельно применять эти знания для решения сложных производственных задач.

В ходе выполнения письменной экзаменационной работы выпускники должны показать умение пользоваться не только учебниками и учебными пособиями, но и современными справочными материалами, специальной технической литературой, стандартами, нормативными документами.

Письменная экзаменационная работа должна выявить профессиональную и специальную подготовку учащихся, их знание современной техники и технологии, использование учебной, технической и нормативной литературы по профессии.

В ходе выполнения письменной экзаменационной работы студент должен показать свою подготовленность в технологических процессах, а также в вопросах охраны труда, в применении материалов, инструментов и оборудования.

Структурными элементами письменной экзаменационной работы являются: титульный лист, задание, содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения.

2.2.Титульный лист письменной экзаменационной работы должен содержать сле­дующие сведения:

ˉ полное наименование учебного заведения;

ˉ полное наименование профессии;

ˉ название темы письменной экзаменационной работы;

ˉ название вида документа;

ˉ сведения об исполнителе (Ф.И.О. студента, номер группы, подпись),

ˉ сведения о преподавателе (руководителе) (Ф.И.О., подпись);

ˉ наименование места и года выполнения.

Образец титульного листа приведен в Приложении 3.

2.3. В задании указывают:

ˉ тему письменной экзаменационной работы;

ˉ перечень основных вопросов, подлежащих изучению и разработке;

ˉ срок сдачи письменной работы.

Образец задания приведен в приложении 1.

2.4. Содержание должно отражать перечень структурных элементов письменной работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в тексте, в том числе:

ˉ введение;

ˉ главы, параграфы, пункты, подпункты;

ˉ заключение;

ˉ список литературы;

ˉ приложения.

Образец содержания приведен в Приложении 4.

2.5. Введение характеризует актуальность и значимость темы, основные характеристики работы, формулируются ее цель и задачи.

2.6. Основную часть следует делить на разделы и подразделы. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы (см. лист задание).

2.7. В заключении раскрывается значимость рассмотренных вопросов, приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы; излагаются предложения и рекомендации по использованию полученных результатов и дальнейшему развитию темы, так же проводится самооценка своей деятельности, качество освоения ОК (1...6), ПК(1.1…2.3), за период освоения профессии.

Результат освоения модулей

ПМ 01. Выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ.

ПМ 02. Выполнение электромонтажных работ с контрольно-измерительными приборами и системами автоматики.

ПМ 03. Сборка, регулировка и ремонт контрольно-измерительных приборов и систем автоматики

В заключении не допускается повторения содержания введения и основной части, в частности выводов, сделанных по главам.

2.8 Список литературы.

Основные требования, предъявляемые к списку литературы:

- соответствие теме письменной работе и полнота отражения всех аспектов его рассмотрения;

- разнообразие видов изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, производственно-практические и др.;

- отсутствие морально устаревших документов.

Упорядоченный список литературы должен быть пронумерован по порядку записей арабскими цифрами с точкой. Далее делается три пробела (интервала). Образец списка литературы приведен в приложении 5.

Библиографическое описание документов располагают в алфавитном порядке их элементов: авторских заголовков (фамилии и инициалы авторов) или основных заглавий.

2.9. Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы, и могут включать: материалы, дополняющие текст, промежуточные формулы и расчеты, таблицы вспомогательных данных, иллюстрации вспомогательного характера, инструкции, характеристики приборов, инструментов, применяемых при выполнении работы; правила техники безопасности.

3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

3.1. Правила оформления текста письменной экзаменационной работы определяет ГОСТ 7.32

Текст работы должен быть выполнен машинописным способом с применением печатающих и графических устройств ПК. Его качество должно удовлетворять требованию четкого воспроизведения средствами репрографии.

Страницы текста письменной работы, в том числе и распечатки с ПК, должны соответствовать формату А4.

Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей: левое не менее 30 мм, правое не менее 10 мм, верхнее не менее 20 мм, нижнее не менее 20 мм с 1,5 межстрочным интервалом. Название темы, раздела (подраздела) пишется полужирным шрифтом (Times New Roman), 16 размером, при 1,5 интервале и размещается по центру; слово "Тема" не пишется, в кавычки не заключается. Текст пишется 14 размером шрифта. Каждый раздел начинается с нового листа.

3.2. Нумерация страниц письменной экзаменационной работы.

Страницы текста нумеруют арабскими цифрами, в правом нижнем углу, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту.

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц текста. Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Иллюстрации, таблицы и распечатки с ПК учитываются как страница текста.

Проставление нумерации начинается с листа «введение».

Разделы, подразделы, пункты, подпункты текста нумеруются арабскими цифрами с точкой, например: 1., 1.1., 1.1.1. и т.д.

Введение, разделы основной части, заключение, список литературы и приложения должны начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный прописными буквами. Подразделы, пункты и подпункты располагаются по порядку друг за другом и печатаются строчными буквами.

Заголовки структурных элементов текста следует располагать по центру строки, без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовками и текстом должно быть не менее 2 интервалов.

Подготовленный в соответствии с вышеуказанными требованиями текст письменной экзаменационной работы оформляется в папку с файлами.

3.3. Содержание текстовой части письменной экзаменационной работы может быть в виде собственно текста, таблиц, иллюстраций и других составляющих.

Текст письменной экзаменационной работы должен отвечать следующим основным формальным требованиям:

ˉ четкость структуры;

ˉ логичность и последовательность;

ˉ точность приведенных сведений;

ˉ ясность и лаконичность изложения материала;

ˉ соответствие изложения материала нормам литературного русского языка.

В тексте письменной экзаменационной работы могут использоваться следующие виды ссылок:

ˉ ссылки на таблицы, иллюстрации, формулы, перечисления, приложения и т.п.;

ˉ ссылки на документы.

3.4.Таблицы представляют собой форму организации материала, позволяющую систематизировать и сократить текст, обеспечить обозримость и наглядность информации. Таблица не должна содержать данных, без которых она может быть прочитана и понята: они загромождают ее.

Правила обозначения таблиц:

ˉ каждая таблица должна иметь название, точно и кратко отражающее ее содержание. Название таблицы помещают над ней;

ˉ таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста;

ˉ слово "Таблица" и порядковый номер таблицы помещают над ней в правом верхнем углу над названием таблицы;

ˉ если в тексте имеется только одна таблица, то ее не нумеруют, слово "Таблица" не пишут.

Таблицы в зависимости от их размера располагают после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, а при необходимости - в приложении (приложение 6).

На все таблицы в тексте письменной работы должны быть ссылки.

3.4. Иллюстрации.

К иллюстрациям относятся: рисунки, эскизы, чертежи, планы, карты, схемы, графики, диаграммы и др. Использование иллюстраций целесообразно только тогда, когда они заменяют, дополняют, раскрывают или поясняют словесную информацию (приложение 7).

Правила оформления иллюстраций:

ˉиллюстрации обозначают словом "Рис." и нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста;

ˉесли в тексте только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово "Рис." не пишут;

ˉслово "Рис.", порядковый номер иллюстрации и ее название помещают под иллюстрацией. При необходимости перед этими сведениями помещают поясняющие данные;

ˉиллюстрации располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

На все иллюстрации в тексте должны быть ссылки.

3.5. Приложения помещают в конце письменной экзаменационной работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;

Нумеруют приложения прописными буквами в алфавитном порядке после слова "Приложение", которое располагают в правом верхнем углу страницы над заголовком;

Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.

На все приложения в основной части работы должны быть ссылки.

4. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Завершенная письменная экзаменационная работа вместе с планом – графиком его выполнения передается студентом за месяц до защиты для проверки руководителю.

Допуск студентов к защите письменной экзаменационной работы.

Допуск студента к защите работы подтверждается подписью руководителя в листе задании.

Письменная экзаменационная работа может быть не допущена к ее защите при невыполнении существенных разделов "Задания" без замены их равноценными, а также при грубых нарушениях правил оформления работы.

Защита письменной экзаменационной работы.

Студент должен представить презентацию составленную на основании своей работы (15-20 слайдов)

Защита работы носит публичный характер и включает доклад студента, а также его обсуждение.

Текст доклада должен содержать:

ˉ полное наименование темы письменной работы;

ˉ обоснование актуальности темы исследования;

ˉ цель и задачи, объект и предмет работы;

ˉ раскрывает сущность проблемы;

ˉ изложение основных результатов работы;

ˉ краткие выводы по тем результатам работы, которые определяют ее практи­ческую значимость.

ˉ пути внедрения результатов работы в практическую деятельность.

При защите работы учащимся делается доклад на 7-10 минут, сопровождающийся презентацией.

Порядок обсуждения предусматривает ответы студентов на вопросы членов комиссии и других лиц, присутствующих на защите; выступление руководителя; дискуссию по защищаемой работе.

Решение об оценке работы принимается членами комиссии по результатам анализа предъявленной работы, доклада студента и его ответов на вопросы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Защита письменной экзаменационной работы носит публичный характер и проводится в присутствии аттестационной комиссии и других лиц.

Начинается она с доклада студента, сопровождающегося демонстрацией наглядного материала с использованием при необходимости соответствующих технических средств. ( Презентация)

Главное в устной защите - суметь показать свою работу с положительной стороны. Для этого вам необходимо подумать, как вы будете ее представлять комиссии и учесть возможные вопросы.

Ваша речь должна быть краткой, четкой и не являться дословным

пересказом содержания. У комиссии уже есть ваша работа и рецензия на нее. Поэтому вы должны заострить внимание членов комиссии только на актуальности темы, цели и задачах работы. Кратко раскройте содержание основной части своей работы и назовите главные выводы. Особо подчеркните ее практическую значимость.

Заранее потренируйте свое выступление, так как для защиты работы вам будет предоставлено не более 15 минут. Удачи!

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Оформление задания для письменной экзаменационной работы (образец)

Государственное автономное образовательное учреждение

Утверждаю:

Зам. директора по УПР

_______________________

«___» __________20____г.

ЗАДАНИЕ

Наши рекомендации