Характер в структуре индивидуальности. Понятие акцентуации, типы акцентуаций, диагностика, связь с воспитанием. Критерии отклонения от нормы.
Акцентуа́ция (от лат. accentus — ударение)— крайний вариант нормы, при кот отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Сама по себе не явл патологией, но при определённых условиях может развиваться в положительную или отрицательную сторону, и приводить как достижению высоких социальных успехов, так и к неврозам или психозам.
Типология Акцентуаций по Леопарду:
1)Демонстративный тип: Сущность демонстративного/истерического типа заключается в аномальной способности к вытеснению. Они могут совсем «забыть» о том, чего не желают знать, они способны лгать, вообще не осознавая, что лгут.
2) Педантичный тип: педанты «тянут» с решением даже тогда, когда стадия предварительного обдумывания окончательно завершена. Они хотят, прежде чем начать действовать, еще раз убедиться, что лучшее решение найти невозможно, что более удачных вариантов не существует. Педант не способен вытеснять сомнения, а это тормозит его действия.
3) Застревающий тип: действие аффекта прекращается гораздо медленнее, и стоит лишь вернуться мыслью к случившемуся, как немедленно оживают и сопровождающие стресс эмоции. Аффект у такой личности держится очень долгое время, хотя никакие новые переживания его не активируют.
4) Возбудимый тип: Это проявляется в том, что решающими для образа жизни и поведения человека часто явл не благоразумие, не логическое взвешивание своих поступков, а влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения.
5) Гипертимический тип: Гипертимные натуры смотрят на жизнь всегда оптимистически, без особого труда преодолевают грусть. Приподнятое настроение сочетается при этом с жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью и с тенденцией постоянно отклоняться от темы разговора, что иногда приводит к скачке мыслей.
6) Дистимический тип: Личности этого типа по натуре серьезны и обычно сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни в гораздо большей степени, чем на радостных. События, потрясшие их глубоко, могут довести эту серьезную пессимистическую настроенность до состояния реактивной депрессии.
7) Аффективно-лабильные: Любопытно, что радостные события вызывают у таких людей не только радостные эмоции, но и сопровождаются общей картиной гипертимии: жаждой деятельности, повышенной горделивостью, скачкой идей. Печальные события вызывают подавленность, а также замедленность реакций и мышления.
8) Аффективно-экзальтированные: Аффективно - экзальтированные люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные, они одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. От «страстного ликования до смертельной тоски» у них один шаг.
8) Тревожный тип: Такие люди отличаются робостью, неуверенностью в себе, присутствует компонент покорности, униженности.
9) Эмотивный: Эмотивность характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций.
3 подхода к пониманию характера: 1. Совокупность черт. 2. Динамический подход – описывает те внутренние мотивы, которые побуждают индивида к определенному поведению. Фрейд – связывает характер с фиксациями.
Фромм выделяет 4 типа характера: Неплодотворные: 1. Рецептивный (получающий). Нет собственного мнения, он слушает, принимает на веру. 2. Эксплуататорская позиция: выдает чужие мысли за свои. 3. Стяжательная – склонен к накоплению. 4. Рыночная – создает впечатление того, что он такой. Продуктивный: 5. Представляет из себя то, что он есть на самом деле.
В современной психологии темперамент явл необходимым базисом для появления характера. Хаар-р – особенности поведения чел, проявления в деят-ти. Отношения – центральное понятие: к обществу, к труду, к другим людям, к себе. Как формы существования человека выд. 4 вида направленности: 1. Идеологическая (связана с идеями), 2. На труд, 3. На людей, 4. На себя. Направленность – это форма деятельностного отношения.
Либин - в характер могут быть включены 3 элемента:
1.Я-концепция (совокупность моих представлений о себе). Бернс выделял 3 элемента Я-концепции: когнитивный (мои знания о себе), аффективный компонент (переживание относительно этих знаний), поведенческий (то поведение, кот формирует чел, на основе знаний и переживаний). 2. Симптомокомплекс черт, сформировавшихся в ходе жизни.(Привычки, особенности, станд формы поведения) 3. Система ориентаций – направленность отношения к миру (что для меня ценно?).
У. Джеймс (я-реальное и я-сознающее – расщепление я во время рефлексии).
Дж. Г. Мид – символический интеракционизм (соц.бихевиоризм). Я должен учитывать интересы, потребности и взгляды других людей. Люди дают эту информацию как верно, так и неверно (соц заркало). Под действием этого формируется 3 части Я: 1. I. Импульсивное Я (то, что я хочу, здесь и сейчас-потребности, желания). 2. Me. Рефлексивное я. То, каким меня хотят видеть другие. 3. Self (самость) – объединяющее начало.
Нарративная психология(рассказ). Я есть моя история, рассказ обо мне. История – это всегда интерпретация,а не сов-ть фактов. Если рассказывает, значит было.
П. Рикер. Малая психиатрия. Шкала: норма – малая психиатрия (работа психотерапевта: неврозы,психопатия, личностные расстройства) – большая психиатрия (психоз. уже не лечится).
Критерии психопатии (Ганнушкин) 1. Тотальность (затрагивает все сферы). 2. Стабильна во времени. 3. Передается по наследству.