История развития института детства
В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ
Важнейшей гарантией гармоничного развития общества на пути формирования правового государства является обеспечение прав детей. Прописывая в юридических актах отдельные положения, касающиеся мер защиты и охраны детства, законодатель тем самым рассматривает ребенка как самостоятельного носителя прав и свобод.
Идея прав ребенка имеет долгую историю. В разные исторические периоды к вопросам охраны детства подходили по-разному, но в целом, цивилизация развивалась по пути все большего сбережения детских жизней, правда, исключая периоды войн и иных катаклизмов, когда это практически не удавалось осуществить. Тем не менее, в оценке конкретного положения дел в сфере развития института детства следует учитывать все обстоятельства: объективные социально-экономические и политические условия, имеющиеся в стране; наличие специальных государственных и иных программ, нацеленных на охрану детства; приоритетные меры в ходе их осуществления и др.[325]
В ходе своего исторического развития, Россия находилась в отношении охраны детства как в одном ряду с другими европейскими государствами (это относится, прежде всего, к периоду средневековья, ко второй половине ХХ в. в целом), так и на передовых рубежах (первое послереволюционное десятилетие, отдельные последующие периоды); но подчас и в «хвосте» других стран (например, середина ХIХ в., конец ХХ в.)[326].
Забота о потомстве в далеком прошлом была уделом всего племени или общины. С принятием христианства постепенно начинается придаваться значение только кровному родству. В истории российского государства можно выделить, определенные моменты, связанные с обеспечением прав детей.
Родительская власть на Руси до Х века была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления[327]. Все меняется с принятием церковного устава князем Владимиром Святославовичем в конце X – начале XI веков и усовершенствованием его Ярославом Мудрым, который добавил в него уточнения, касающиеся наказания женщины за убийство своих детей, как законных, так и незаконнорожденных: она ссылалась в монастырь, а ее семья должна заплатить за нее выкуп. Так же Ярослав Мудрый уделял внимание детям-сиротам. В 1072 году он учредил первое на Руси училище для сирот на 300 юношей, главным образом, из числа подкидышей и незаконнорожденных.
При Иване Грозном забота о детях-сиротах уже входила в задачи государственных органов. Сиротскими домами в то время ведал церковный патриарший приказ, хотя первое государственное учреждение для детей-сирот открылось в России позднее, во времена Петра I. В ходе борьбы с нищенством детей, просящих подаяния, в петровские времена высылали до достижения ими возраста 20 лет в отдаленные города или монастыри под надзор. В последующем дело призрения несовершеннолетних сирот получило свое развитие в деятельности различных земских и городских учреждений[328]. Так же в петровские времена, родители были уже не в праве насильственно венчать своих детей или отдавать их в монастырь.
Начиная с XVIII века, право родителей применять в отношении детей физическое насилие постепенно стало ограничиваться, запретом калечить детей, а также ответственностью за доведения их до самоубийства. В конце XIX века, за умышленное убийство своих детей родители наказывались строже, чем за убийство постороннего лица, но в тоже время за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались менее тяжкой каре, чем другие убийцы[329]. Родителей обязывают заниматься воспитанием своих детей, готовя их к определенной «деятельности»: сыновей – на службу, а дочерей – замуж. Родители также должны были предоставлять содержание несовершеннолетним детям в соответствии со своими возможностями[330].
На рубеже XIX – XX веков получило дальнейшее развитие дело призрения, которое находилось в ведении земских и городских учреждений. Деятельность земских учреждений по призрению сирот во многом зависела от местных условий: в одних ведомствах ребенок находился на попечении приюта, в других местах приюты не учреждались и ребенок-сирота немедленно отправлялся на патронаж в деревню; так же за подкидышами присматривали при родильном отделении губернской больницы, а затем отдавали на воспитание бесплатно или за вознаграждение[331]. К 1913 году в российской глубинке существовало 921 учреждение для детей-сирот (не считая воспитательных домов и приютов в крупных городах). Российские дореволюционные сиротские учреждения послужили прообразом для советских детских домов и школ-интернатов.
В советский период законодательство, касающееся прав детей, претерпело значительные изменения. Первые послереволюционные декреты во многом были посвящены защите прав несовершеннолетних. В частности, декрет Совета Народных Комиссаров от 29 октября 1917 года сокращал рабочий день подростков до 6 часов, запрещал использовать детский труд на ночных, вредных и подземных работах. В соответствии с Декретом об усилении детского питания от 14 сентября 1918 года, матери, кормящие детей, получали паек той же категории, что и рабочие тяжелых условий труда. В Кодексе законов об «Актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» 1918 года, отсутствовало понятие «родительская власть» и уравнивались в правах законные и незаконнорожденные дети. В 1926 году был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке, который был прогрессивным для того времени.
В 1944 году был принят Указ, который негативно сказался на положении внебрачных детей. Указ запрещал установление отцовства в отношении детей, рожденных вне брака.Ни добровольное признание отцовства, ни отыскание его в судебном порядке не допускались. Можно сделать вывод о том, что право получения алиментов от фактического отца не возникало. И только Указом от 14 марта 1945 г. было разрешено признание отцом внебрачного ребенка в случае вступления в брак с его матерью.
В послевоенные годы все большее внимание начали уделять человеку как личности, его правам и свободам. В период с 1945 по 1989 годы разрабатывается и принимается мировым сообществом большое количество международных актов, которые закрепляют и гарантируют права и свободы несовершеннолетних. Россия подписала и ратифицировала следующие международные акты, касающиеся защиты прав детей: Всеобщая декларация прав человека, Декларацией прав ребенка (1959 года), Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (оба ратифицированы Верховным Советом СССР в 1973 году) и др.
В это же период внутри страны проводилась целенаправленная реформа системы образования: В 1940-1950-х гг. государство взяло курс на обеспечение всеобщего начального семилетнего обучения; с середины 1960-х гг. переход ко всеобщему среднему образованию был поставлен в центр государственной политики. В 1970-е годы в СССР было введено всеобщее среднее образование, что означало возможность получения бесплатного полного среднего образования в рамках десятилетней школы для всех граждан государства.
На сегодняшний день одним из первостепенных документов, имеющим большое значение в области защиты прав детей, является Конвенция ООН «О правах ребенка». Вся работа над Конвенцией продолжалась более 10 лет. В 1988 году рабочая группа представила Комиссии по правам человека ООН окончательный вариант документа и 20 января 1989 года в тридцатилетие со дня утверждения Декларации о правах ребенка 1959 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Начиная с этого времени, все государства, присоединившиеся к Конвенции брали на себя обязательство перейти от простой моральной поддержки детства в виде обязательных лозунгов к конкретным мерам, способным серьезно улучшить положение детей[332].
Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года и вступила в силу 15 сентября 1990 года. За годы, прошедшие с момента ратификации Россией Конвенции, отечественными законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства, прямо или косвенно относящегося к правам ребенка и их защите, в соответствие с Конвенцией.
Отмеченный документ дает перечень всех прав ребенка, не выделяя как главенствующее ни одно из них. При этом не существует никакой зависимости между правовым статусом ребенка и уровнем его материального, семейного благополучия.
Конвенция о правах ребенка провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права, устанавливая приоритет детей перед потребностями государства, общества и семьи[333].
В 1990 г. был внесен ряд существенных изменений в Основы законодательства о браке и семье. Расширились права несовершеннолетних: они получили возможность непосредственно обращаться за защитой в органы опеки и попечительства при злоупотреблении родителей своими правами.
Все современное отечественное законодательство базируется на общепринятых принципах международного права и учитывает положения ратифицированных Российской Федерацией международных актов и развивает собственную базу, посвященную защите прав несовершеннолетних. В России права ребенка отождествляются с правами гражданина и изложены во второй главе Конституции Российской Федерации, а также закреплены во множестве нормативно-правовых актах, основными из которых являются: Гражданский и Семейный кодексы Российской Федерации, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ и др.
На сегодняшний день в Российской Федерации уделяется немало внимания правовому положению ребенка в обществе. Принимаются законы, как на федеральном, так и на региональном уровнях; создан институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
В завершении вопроса об истории развития института детства в российском праве, важно отметить, что защита прав детей всегда была в поле зрения государства. На протяжении веков законодательство, посвященное детскому вопросу, углублялось и охватывало все большие сферы жизни общества. Следовательно, изучая данный вопрос в исторической ретроспективе можно учесть ошибки и недочеты прошлого и таким образом приблизиться к наиболее оптимальному законодательству в будущем.
Башкин Д.И.
(КИ(ф)МГМУ, г. Коломна)