И русская православная церковь
В настоящее время мы все являемся свидетелями чрезвычайного помрачения и падения веры среди христианского населения Европы, да и всего мира, пожалуй. Сегодня по всей Италии можно встретить выставленные на продажу недействующие церкви, часовни и даже аббатства. По данным голландского Правительства в среднем две заброшенные церкви в неделю требуют преобразования. Некоторые из них становятся архивами, другие музеями, третьи лекционными залами. Наиболее удачными признаны преобразования в рестораны и отели.
Одновременно среди мусульманских народов можно наблюдать настоящий Ренессанс и экспансию духовных и религиозных ценностей, стремящихся заполнить собой вакуум европейской духовности. По некоторым подсчетам, к 2050 году 20% населения Европы будут представлены мусульманами.
На этом фоне наблюдаемая картина небывалого в истории Римско-католической церкви отречения Папы Бенедикта XVI, повсеместного торжества «толерантности» в виде разрешения однополых браков и усыновлений гомосексуальными парами детей. Вызывает неподдельную тревогу и беспокойство за нашу Родину разрушение усилиями ювенальной юстиции традиционной семьи и семейных ценностей. Как не раз бывало в истории, Запад не только подвергает ревизии и извращению христианские истины, но и усиленно навязывает свою систему духовных ценностей всем, кому только может. И Россия стоит здесь не на последнем месте. Будучи родственной Европе по христианской вере и в расовом отношении, наша страна в своей истории не раз и не два вынуждена была отбиваться от Запада всеми силами, стараясь сохранить свою государственную самостоятельность и духовную идентичность. Для лучшего понимания сегодняшнего момента, полного экуменистических тенденций и в Русской Православной Церкви, полезно обратиться к истории. Поэтому я полагаю тему моего доклада очень актуальной, так как она показывает, что случается с людьми, которые запутались и не видят где истина, а где ересь.
В данном докладе речь пойдет о Флорентийской унии и о, её влиянии на историю Русской Православной Церкви. Флорентийская уния – соглашение об объединении православной и католической церквей под руководством Папы Римского, принятое в июле 1439 года Ферраро-Флорентийским Собором и сыгравшее огромную роль в истории как вселенской, так и Русской Православной Церкви.
Раскол Христианской церкви вызревал долго. Но Великая схизма произошла только в 1054 году. Причиной раскола (помимо политических) явились догматические, канонические, эстетические и многие другие разногласия между Западной (Латинско-католической) и Восточной (Греко-Православной) Церквями. В частности, одной из важных причин стало т.н. «филиокве». Также были разногласия по поводу католического вероучения о «чистилище». Из обрядовых различий можно указать такое как использование опресноков или квасного хлеба на таинстве Евхаристии.
Разделение церквей закончилось тем, что легаты папы Льва IX во главе с кардиналом Гумбертом предали анафеме (т.е. отлучению от церкви) Константинопольского Патриарха Михаила Керулария. В ответ на это через несколько дней патриарх предал анафеме легатов, ну, и папу заодно. На протяжении столетий не прекращались попытки Западной церкви при первой возможности подчинить себе Восточную и вот, во второй четверти XV в. политическая обстановка, наконец, сложилась в пользу Ватикана.
Предшествовавший период перед Флорентийской унией (начало XVI), был политически для Византии очень неспокойным. От некогда великой и могучей империи остался сам Константинополь с несколькими городами, несколько островов между Грецией и Малой Азией. Осаждаемые со всех сторон турками, византийцы уже не могли, да и не рассчитывали на свои силы. В Константинополе, сложились две партии. Первая, состоящая, главным образом, из ортодоксального духовенства, полагала, что все беды Византии есть бич Божий, и никакими иными путями кроме укрепления Православия их решить нельзя. Тем более никак нельзя вступать ни в какие переговоры с Римом. Среди наиболее последовательных защитников этой позиции выделялся Марк Эфесский. Нажим Императора в делах веры св. Марк считал делом незаконным.
Другая партия, во главе с Императором Иоанном VIII Палеологом верила, что можно и нужно договориться с Римом и, урегулировав спорные догматические вопросы, добиться от него существенной военной помощи против иноверцев. Император считал, что Римский папа, обладая большими финансовыми ресурсами и политическим весом, может организовать крестовый поход христианских государей против мусульман-турок, спася тем самым своих восточных единоверцев. Папа, в свою очередь, всемерно укреплял Константинопольского императора в этой идее.
Итак, император Иоанн VIII Палеолог начал переговоры с Евгением IV. Между ними условлено было составить Вселенский Собор из представителей Греческой и Латинской Церквей и на нем решить соединение. Предложено было также пригласить на собор западных государей с тем, чтобы по окончании собора убедить их подать помощь Византийской империи. Папа принял на свой счет проезд и содержание во время собора греческих епископов, что, как мы позже увидим, имело самые серьезные последствия.
В это время в Московском государстве было неспокойно. Тяготы ордынского ига дополнялись постоянным давлением с запада. В 1428 Псков перешел под власть великого князя Литовского. В 1430 году образуется Крымское ханство, в 1436 году создается Казанское ханство. Настоящая беда пришла на Русь со смертью Василия Дмитриевича, отношения с Ордой обострились, усилилась ещё больше феодальная война. Василий II стал олицетворением объединительных стремлений русских людей, а его удельные соперники – символом децентрализации. В это и так непростое для Руси время, пришлось отбивать попытки папы римского подчинить Русь своему влиянию, проведя унию православной и католической церквей.
До XV века Русская Православная Церковь находилась в юрисдикции Константинопольского Патриархата как одна из его митрополий. Русь полностью была подчинена Константинополю и Русская Церковь жила византийским укладом. Во второй половине 1432 года новым митрополитом был избран епископ Рязанский и Муромский Иона. Но греками в Константинополе было принято другое решение и поставлен митрополит из греков – Исидор.
Можно предположить, что выбор Исидора был не случаен, он был известен как сторонник объединения церквей. Император и Константинопольский Патриарх знали, что на Ферраро-Флорентийский собор надо отправлять человека, который предан делу объединения церквей, а именно таким и был митрополит Исидор.
Как только Исидор, отправившись на Ферраро-Флорентийский собор в качестве главы киевской митрополии, выехал за пределы Руси, он начал посещать костёлы, прикладываться первым к латинскому кресту, а потом уже к православному. Посольство прибыло в Феррару в августе 1438 года, где их приняли со всеми почестями.
В торжественных прениях, начавшихся в октябре 1438 г. и до начала 1439 г. проходивших в Ферраре, принимали участие: папа Евгений IV, византийский император Иоанн VIII Палеолог, Константинопольский патриарх Иосиф II, полномочные представители Патриархов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, митрополиты Валашско-Молдавский и Киевский и всея Руси, архиепископы, епископы и богословы, всего около 700 человек. С января 1439 г. Папа перенес собор во Флоренцию, где тот продолжался до марта 1439 г. Прения не привели ни к чему. Относительно спорных пунктов вероучения и практики: filioque, чистилище, опресноки, и греки, и латиняне остались при своем. Наиболее стойким и последовательным защитником Православия на соборе оказался святитель Марк Эфесский. Благодаря его богословски аргументированной критике латинских новшеств, католики не смогли навязать грекам своего учения.
Русский митрополит не принимал никакого участия в деяниях собора. Но когда прения закончились, и был поднят вопрос о соглашении помимо этих прений, Исидор выступил главным защитником соединения с Папой на условиях последнего.
После долгих и бурных споров, католики, не одержав убедительной победы в догматических вопросах, пошли на меры прямого давления и принуждения: грекам было резко урезано, а после и полностью отказано в содержании, при этом их не отпускали из Флоренции. В итоге всех этих бурных перипетий греческие отцы вынуждено признали латинскую точку зрения. Когда был составлен акт соединения церквей, в нем было изложено латинское учение о Св. Духе и главенство папы. Уния была подписана 5 июля 1439 года. Исидор был так рад и доволен такому исходу, что подписывал все безоговорочно и с радостью, так же ее подписали все присутствующие на соборе греческие епископы. Унию не подписал только Марк Эфесский и патриарх константинопольский Иосиф, который к тому времени умер.
После подписания унии Исидор за заслуги перед папским престолом был назначен кардиналом и получил титул “legatus de latere”[26]. Под его юрисдикцию отдают Русь, Литву, Ливонию и Польскую Галицию.
Москва уже подготовилась к встрече с вероотступником. Об унии рассказали ранее прибывшие члены делегации, отказавшиеся подписать Унию: епископ Суздальский Авраамий, княжеский посол боярин Фома и другие. Митрополит прибыл в Москву в Великий Пост 1441 г. Как легат, он вошел в Москву с преднесением католического креста и трех жезлов. За Литургией он поминал первым папу. Его протодиакон прочел с амвона соборный акт об унии. Великий князь дал митрополиту проявить себя до конца. После чего имел полное право сделать то, что было сделано. Исидор был арестован и заключен в Чудов монастырь Московского кремля.
Флорентийское определение было признано ересью. Исидор не раскаялся, просидел он в Чудовом монастыре всю весну и лето 41-го, а в середине сентября через Тверь бежал к литовскому князю Казимиру, а потом в Рим. Погони за ним не было. Великий князь предпочел не обострять отношений с Римом. В итоге Исидор вернулся к Папе. Это был последний митрополит из греков.
Шесть русских архиереев и великий князь сохранили миру истину Православия. Они сделали то, что не смогли сделать греки. Теперь власть избирать, поставлять и судить митрополита стала достоянием Собора русских иерархов, подданных русского государя. Все эти действия и попытки к автокефалии начали совершаться благодаря великому князю Василию II. Канонически это обосновывается 15-м правилом Двукратного Собора – если власть кириархальной (т.е. материнской) Церкви уклонится в ересь или раскол.
Итак, в 1448 году собором русских епископов без участия Константинопольского Патриарха был поставлен русский митрополит Иона. С тех пор, даже после падения унии на Востоке, русские митрополиты назначались самостоятельно, собором русских епископов и в Константинополь ездить нужды больше не было, ни за каким разрешением. Святитель Иона первый автокефальный митрополит, который находился в Москве, но носил титул митрополита Киевского и всея Руси. Его приемник митрополит Феодосий уже титуловался митрополитом Московским. Св. Иона был канонизирован в 1547 г., в год принятия Московским государем царского титула и накануне столетия автокефалии Русской Церкви.
Благодаря унии Католическая церковь добилась повиновения Константинополя и подчинения Константинопольского патриарха Римскому папе. Но ненадолго. В крестовом походе 1443-1444 гг., организованном по призыву папы, приняли участие только поляки и венгры, больше беспокоившиеся о своих южных рубежах, нежели о судьбе Византии. Поход закончился сокрушительным поражением под Варной.
По возвращению в Константинополь вокруг Марка Эфесского сплотилась многочисленная партия не признавших унию. Многие греческие епископы, которые согласились на унию во Флоренции, отказались от нее, заявив, что их насильно принудили к соглашению с латинянами. Отрицательное мнение Марка об унии было поддержано монастырями, имевшими большое духовное влияние на православное население: униатов считали за еретиков. До конца своей жизни Марк Эфесский боролся с унией, и многими был услышан. Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский созвали в 1443 г. в Иерусалиме собор, на котором произнесли отлучение на всех приверженцев унии. В 1450 г. на соборе в Константинополе, был низложен униат патриарх Григорий Мамма и возведен на патриарший престол православный Афанасий. Когда в 1453 г. Константинополь был взят турками, о Флорентийской унии перестали вспоминать.
Как не странно, в выигрыше оказалась Московская Русь, получившая благодаря Флорентийской унии новую автокефальную Церковь со своим митрополитом. История развития унии учит нас, что в тех случаях, когда приходится отстаивать догматическое учение Церкви и один в поле воин. Поэтому ещё не раз мы будем обращаться к урокам, оставленным нам подвижниками, отстаивавшими православное учение в столь нелегкие времена.
Сегодня всем русским православным христианам, как и в период Флорентийской унии, необходимо сплотиться в защите Православия. Перед каждым стоит и личный выбор. Пасть в сладкую прелесть разложения, как стремительно падает сейчас Западная Европа, или выстоять, как выстояли наши предки.
Свирский С.А.
(МГОУ, г. Москва)