Этика, мораль, нравственность: соотношение понятий. Понятие «этики государственной службы и государственного служащего».
Этика, мораль, нравственность: соотношение понятий. Понятие «этики государственной службы и государственного служащего».
Этика:
1) Совокупность моральных принципов и норм, регулирующих какую-либо сферу человеческих взаимоотношений.
2) Нравственное учение.
3) Раздел философии, в котором изучается мораль, нравственность.
Слово «мораль» и «нравственность» часто используют как синонимы. Но в современной лексике они часто употребляются и в разных смыслах. Под словом «мораль» обычно понимают декларируемые обществом, общепринятые норы человеческих взаимоотношений, а словом «нравственность» обозначают свойство человеческой души, неотъемлемую часть внутреннего духовного мира личности.
Словосочетание «этика государственной службы и государственного служащего»может употребляться в двух значениях: 1) как система нравственных принципов и норм, регулирующих взаимоотношения людей в системе государственной службы; 2) как раздел философской этики, в котором изучаются особенности функционирования универсальных моральных ценностей, принципов и норм в системе государственной службы, а также специфические моральные проблемы, возникающие в процессе исполнения государственными служащими своих профессиональных обязанностей.
Структура морального сознания.
В структуре морального сознания можно выделить три компонента –эмоциональный-чувственный, рациональный и волевой.
В зависимости от того, что мы рассматриваем в качестве субъекта морального сознания, деятельности и отношений – индивида, социальную группу или человечество в целом – мы выделяем три уровня существования морали - индивидуальный, уровень социальных групп и общечеловеческий. По степени сложности регулятивного воздействия на поведение человека в структуре морали различаются нравственные идеалы и ценности, нравственные нормы и принципы, а также нравственные качества личности.
ü нравственные отношения — любые отношения, в той степени, в которой они являются реализацией нравственных требований
ü нравственная деятельность — поступки, в той степени, в которой они порождены моральными мотивами
ü моральное сознание — регулятивные идеи, побуждающие к поступкам
К нравственным чувствам относятся чувства любви, сострадания, благоговения, стыда, совести, ненависти, злобы и др. Стыд - моральное чувство, через которое человек осуждает свои действия. Совесть - нравственно-психологический механизм самоконтроля.
Функции морали.
Функции морали определяются её сущностью и структурой.
1) Ценностно-ориентационная функция морали проявляется в созидании нравственного идеала и системы нравственных ценностей.
2) Нормативно-регулятивная функция морали проявляется в соотнесении реальной жизни человек с нравственным идеалом и нравственными ценностями.
3) Познавательно-оценочная функция морали заключается в обнаружении нравственного смысла явлений и оценки их как нравственных, безнравственных или нравственно-нейтральных.
4) Воспитательная функция морали заключается в том, что социализация личности, происходит в результате усвоения человеком существующих в культуре нравственных ценностей, принципов и норм.
5) Социально-психологическая функция морали проявляется в обеспечении единства и целостности, а также гармонического развития как всей системы общественных отношений, так и внутреннего духовного мира личности.
Этическое учение буддизма.
«четыре благородные истины»:
1. Всякое существование является страданием.
2. Источники страданий - желания и страсти, привязанности и влечения, т.е. все то, что является неотъемлемой частью ограниченного, «обусловленного» существования живых существ, основанного на иллюзии индивидуального « эго».
3. Возможно прекращение страданий. Окончательное освобождение от страданий, выход из «круга сансары» и достижение нирваны.
4. Существует путь, ведущий к прекращению страданий – «благородный восьмеричный путь».
Благородный восьмеричный путь представляет собой(слова «правильный» или «праведный».
1. Правильное воззрение - это осознание четырех истин, определение смысла жизни.
2. Правильное намерение - готовность следовать четырем благородным истинам
3. Правильная речь-это отказ от вербальных форм
4. Правильное поведение основано на принципе ненасилия и непричинения вреда живым существам.
5. Правильный образ жизни- это правильное поведение
6. Правильное усилие (праведное усердие) состоит в концентрации, сосредоточении, соединении всех сил для достижения цели.
7. Правильное памятование. На этой ступени достигается целостный и всеохватный контроль над всеми психическими процессами
8.Правильное сосредоточение (стираются границы эго)
Этика ислама.
Ислам возник в VII веке н. э. в области Хиджаз. Слово «ислам» означает «покориться воле Аллаха». Священная книга мусульман – Коран. Исповедание ислама включает три элемента: веру, исполнениерелигиозных обрядов и предписаний, искренность при исполнении религиозных обязанностей. Цель этики ислама – совершенствование человека как целостного существа, а также человеческих взаимоотношений в соответствии с откровениями, переданными Аллахом через пророка.
В этике ислама выделяют 5 категорий поступков:
1. Обязательные (молитва, например);
2. Желательные (похвальные деяния, неисполнение которых не наказывается, например, дополнительные молитвы, посты, сдерживание гнева, пролщение обидчиков, переписывание Корана).
3. Дозволенные (не влекущие ни одобрения, ни порицания – нравственно нейтральные: еда, сон и т.д.);
4. Недостойные (осуждаемые, но ненаказуемые – небрежность в исполнении обрядов, брак с иноверкой, скупость, расточительность, жестокость);
5. Запретные (наказуемые – ростовщичество, употребление вина и др.)
Пять столпов ислама:
1. Символ веры: «Нет бога, кроме Аллаха, и Муххамед – пророк его».
2. Пятикратная молитва –
3. Милостыня
4. Пост
5. Хадж – паломничество в Мекку.
Этика утилитаризма.
Утилитари́зм — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Зачатки утилитаризма содержатся уже в трудах древнегреческого философа Эпикура. Согласно классической формулировке Бентама, морально то, что «приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». Основные разногласия в теории утилитаризма относятся к определению понятий пользы и счастья. Бентам и многие другие философы считали пользой максимальное превосходство удовольствия над страданием.
Платон
Государство возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Он строит теорию идеального государства, которое в большей или меньшей степени являлось бы логическим следствием его системы объективного идеализма. Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп: правители (философы), стратеги (воины) и производители (земледельцы и ремесленники). У философов преобладает разумная часть души, у воинов - воля и благородная страсть, у производителей - чувственность и влечения, которые должны быть управляемыми, умеренными. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость - добродетель воинов, а умеренность - добродетель народа. Четвертая добродетель - справедливость - не относится к отдельным сословиям. Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и регрессивные - упадочные. Первое место занимает его идеальное государство. Ближе всего к нему стоит аристократическая республика. К упадочным он относит тимократию (власть нескольких личностей, основанная на военной силе). Существенно ниже тимократии стоит олигархия (власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, тесно связаные с чувственной частью души). Главным предметом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, и тирания, которая представляет диктатуру, направленную против аристократии.
Аристотель
Основным в его социальных взглядах была характеристика человека как общественного существа. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Государство он понимает как развитое сообщество общин, а общину - как развитую семью. Рабовладение Аристотель считает естественным состоянием организации общества. Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из трех основных классов граждан: богатые, крайне бедные и средний класс. Для благополучного состояния государства особую важность представляют средние слои. В их численном увеличении Аристотель видит спасение рабовладельческого порядка.
Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Аристотель различает три хорошие и три дурные формы государства, последние возникают как деформация хороших.
Хорошими он считает монархию, аристократию и политею. Плохими - тиранию, олигархию и демократию. Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Он отвергает «идеальное государство» Платона. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает политически бесправными. Остальные свободные (состоятельные) граждане обязаны принимать участие в делах государства. Идеал государства, по Аристотелю, - общество, которое опирается на частную собственность: на орудия труда, земли и рабов.
Этика, мораль, нравственность: соотношение понятий. Понятие «этики государственной службы и государственного служащего».
Этика:
1) Совокупность моральных принципов и норм, регулирующих какую-либо сферу человеческих взаимоотношений.
2) Нравственное учение.
3) Раздел философии, в котором изучается мораль, нравственность.
Слово «мораль» и «нравственность» часто используют как синонимы. Но в современной лексике они часто употребляются и в разных смыслах. Под словом «мораль» обычно понимают декларируемые обществом, общепринятые норы человеческих взаимоотношений, а словом «нравственность» обозначают свойство человеческой души, неотъемлемую часть внутреннего духовного мира личности.
Словосочетание «этика государственной службы и государственного служащего»может употребляться в двух значениях: 1) как система нравственных принципов и норм, регулирующих взаимоотношения людей в системе государственной службы; 2) как раздел философской этики, в котором изучаются особенности функционирования универсальных моральных ценностей, принципов и норм в системе государственной службы, а также специфические моральные проблемы, возникающие в процессе исполнения государственными служащими своих профессиональных обязанностей.