В структуре здания очевидна и рекуррентность (иерархия восьмериц), и фрактальность (часть подобна целому).
Золотое сечение организует пропорциональный строй Кастель-дель-Монте.
Всё, что выше – Das Glasperlenspiel: в духе Германа Гессе.
Теперь попробуем высветить содержательные аспекты замка.
Что для его создателей значило число 8?
Вспомним символику христианской архитектуры: квадрат – земное, круг – небесное.
Купол на кубической основе!
Так эта символика претворяется в трёхмерном пространстве.
А если основание восьмигранное?
Или если на четверик поставлен восьмерик? Такое решение характерно для барочного зодчества; оно часто встречается в устроении русских деревянных храмов.
Восьмиугольник посредствует между квадратом и кругом – симвозирует переход от времени (земля) к вечности (небо).
Это медиатор!
Это связующее звено!
Данной функции в картине мира соответствует человек, призванный совершить теозис – подняться на уровень Бога.
Предание говорит, что Амвросий Медиоланский (340 – 397) первый пришёл к мысли, что баптистериям следует придавать восьмигранную форму.
Дивные баптистерии Рима, Равенны, Флоренции!
Кастель-дель-Монте конгруэнтно совпадает с их планировкой.
В восьмигранной купели крестился князь Владимир.
Вот как сверху смотрится беломраморный баптистерий Пизы, родного города Фибоначчи: высокая ротонда – и в её средоточьи восьмигранная купель.
Во внутреннем дворе Кастель-дель-Монте когда-то находился восьмиугольный бассейн.
План задавался в унисон общей схеме?
Или это была необычная крещальня?
В таком случае она выпадала из привычных канонов – казалась вызовом норме, традиции.
Современные интерпретации Кастель-дель-Монте нередко похожи на что-то мифологическое. Замок расковывает воображение! Одна из гипотез говорит: в бассейне осуществлялся обряд, посвящённый Бафомету – сатанинскому божеству, которому якобы поклонялись тамплиеры.
Сомнительно!
Ведь между Фридрихом II Гогенштауфеном и тамплиерами существовали непримиримые разногласия.
Тем не менее интересно вдуматься в этимологию имени Бафомета, соотнеся её с бассейном Кастель-дель-Монте:Bafè – погружение, metis – мудрость.
Погружение в мудрость – приобщение к высшему – трансформация человека!
Быть может, Кастель-дель-Монте – и впрямь небывалый Мистериум: здесь ускорялась эволюция нашего рода – посвящённым открывалась её конечная цель. Это бессмертие! Миф утверждает:Фридрих II Гогенштауфен при жизни обрёл нетление – его болезнь и кончина были покровом, наброшенным на ошеломительную реальность.
Вероятие эзотеризма, соприсущего Кастель-дель-Монте, хорошо согласуется с алхимическими интересами, характерными для двораФридриха II Гогенштауфена. Главным лицом тут является Микеле Скотто – шотландский маг и астролог, выдающийся переводчик Аристотеля (1175 – 1235). Данте поместил его в тот круг Ада, где претерпевают муки мошенники, подделывавшие металлы:
А следующий, этот худобокой,
Звался Микеле Скотто и большим
В волшебных плутнях почитался докой.
Шотландец заверял Фридриха II Гогенштауфена, что лично лицезрел чаемую метаморфозу: медь превратилась в серебро.
За этими процедурами стоит интересная философия – вот её постулаты: – существует пять тленных металлов: свинец, железо, медь, олово и ртуть;
– но вот два нетленных: серебро и золото;
– возможно превращение первых в последние;
– имеются четыре тленных элемента;
– но есть пятый – нетленная квинтэссенция; её надо заполучить в земных условиях.
Высказывалось мнение, что Кастель-дель-Монте – огромная алхимическая лаборатория.
Нетление!
Вот цель, которая могла манить и Микеле Скотти, иФридриха II Гогенштауфена.
Нетление в его разных видах – от элементов до человека.
Совершенный Человек призвать победить силы распада.
На эту же цельработает и στέφανοσ. Всё прекрасное привлечено к её достижению! Укрощение Танатоса: это главное и для Биоса, и для Нуса.
Винтовые лестницы Кастель-дель-Монте закручены влево.
Как витки у раковин.
Диссимметрия живого усваивается архитектурой.