Чтение и анализ стихотворения «Телега жизни»
Жизнь, жизненный путь. Мы привыкли ассоциировать понятие жизни с образом некоего пути в пространстве и времени, от рождения к смерти. Пушкину в 1823 г. образ жизненного пути человека представляется весьма безотрадным. В стихотворении «Телега жизни» поэт стремится отразить свои мысли в древних образах – символах: жизнь – путь, молодость – утро, зрелость – день, старость – вечер, смерть – ночь, по-своему их осмыслить
• Для него жизненный путь – бессмысленное движение из небытия в небытие, свершающееся само собой, независимо от воли человека. Сознательно приниженный образ телеги, дребезжащей на рытвинах и буераках, не даёт обмануться насчёт позиции автора: нет в жизни ничего возвышенного и прекрасного. Ужасает читателя подчёркнуто бесстрастный, равнодушный тон повествователя: бороться бессмысленно.
Изменение взглядов на проблему свободы.
• Юношеские мечты о служении Свободе, о гражданском подвиге постепенно уступают место другим представлениям о свободе.
Поэт понимает, что подарить народам свободу – затея безнадёжная.
В 1825-1826 г.г. придёт ясное осознание: не только поэт не может принести людям освобождение – это вообще невозможно, ибо политическая, гражданская свобода начинается с обретения свободы внутренней, духовной.
Душа полна страстей, ум волнуют сомнения – но во имя чего?!
• Пушкин редко датирует свои стихотворения. Перед этим же («Дар напрасный, дар случайный…») стоит точная дата –
26 мая 1828 г. – день рождения поэта. В юности это весёлый праздник, в зрелые годы – день подведения итогов, осмысление прожитого и грядущего. В такой миг и написаны строчки:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Творческий отчёт 3-й группы
1) Чтение и анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных» 1829г.
• В стихотворении отражено некое приближение к гармонии, пониманию высшего замысла. Жизнь представляется бесконечной в движении по кольцу – от безумной, не осознающей себя юности через муки поисков смысла жизни – к смерти, к «гробовому входу», вокруг которого уже шумит новая молодость. Вечная жизнь – в этой смене поколений, истина – в осознании:
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести
• И бессмертие есть: в том, что за «гробовым входом», умерев, слиться с родными местами – иначе не жгло бы человеку желание быть похороненным там, где родился:
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать.
Г. г. – переломные в жизни Пушкина
• Круто меняется жизнь – Пушкин женится, принимает на себя ответственность за семью: жену и будущих детей. Для него это был бесконечно важный, серьёзный шаг: расставанье не просто с холостяцкой вольницей, но со всем прежним строем жизни – обретением Дома, самореализация в совершенно ином плане.
• Что есть человек, из чего слагается гармоническая жизнь? Дом ощущается им как корни, исток жизни: без корней не будет и плодов
Болдинская осень (1830)
1830 г. – это прежде всего Болдинская осень.
2) Чтение и анализ стихотворения «Бесы»
• Злая сила, окружающая человека, мучающая его, открылась пушкинскому Путнику с неожиданной стороны: это не всесильный Демон, искушающий провидение, - это бесы, они ущербны, они мучают путника – но и сами мучаются: их «гонят», они «жалобно поют». Путник оказывается недостижим для бесов, потому что, уловив в бесовском вое жалобу, в бесконечном их кружении – тоску, до собственного сердечного надрыва их жалеет. Ибо человечность всегда победит зло; бесовской круговерти внешнего мира человек может противопоставить только внутреннюю гармонию.
_____________________________________________________________________________
III. Анализ программных произведений А.С. Пушкина.
(Работа со всем классом)
1) Анализ стихотворения
«Элегия» («Безумных дней угасшее веселье…»)(1830)
У.: Что такое элегия?
Эле́гия (др.-греч. ἐλεγεία) — жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) — стихотворение с характером задумчивой грусти. В новоевропейской поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Евгения Баратынского).
1. Каковы композиционные особенности стихотворения? В каких отношениях находятся его части?
2. Какие черты реализма отражены в «Элегии»?
3. Каким чувством окрашены воспоминания поэта о юности? Чем объясняется печаль его воспоминаний?
4. Почему желание "мыслить и страдать" является жизненным стимулом для лирического "я"?
5. Какие жизненные события он считает для себя наслажденьями? Почему? Как это связано с биографией Пушкина периода Болдинской осени?
• В «Элегии» Пушкин создаёт свою «формулу жизни»:
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
Вот - цель и смысл жизни. Жизнь – не веселье, ибо
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Жизнь – труд, работа, бесконечная работа мысли и духа. Только тогда возможны минуты истинного счастья: