Белгородский государственный институт искусств

И культуры и

Кафедра философии и истории науки

Г.Н. Калинина, С. Н. Борисов

учебно-методическое пособие по философии

для студентов нефилософских специальностей

Белгород - 2013

ББК

УДК

Печатается по решению

научно-экспертного Совета

Белгородского государственного института искусств и культуры

Р е ц е н з е н т ы:

В.П. Римский -доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии БелГУ;

В.Н. Сагатовский - доктор философских наук, профессор кафедры философии БГИИК.

Авторы-составители:

Г.Н. Калинина, С.Н. Борисов

Учебно-методическое пособие по философии для студентов нефилософских специальностей / Сост. Г.Н. Калинина, С.Н. Борисов. - Белгород, 2012. – 180 с.

Учебно-методическое пособие представляет собой сжатое целостное отражение курса философии, соответствующее Государственному образовательному стандарту. Будучи адаптированным к учебно-методическому комплексу дисциплины «Философия», пособие знакомит студентов с историей становления и развития мировой и отечественной философской мысли; с традиционными философскими проблемами (онтология, гносеология, методология, антропология, развитие общества).

В целях наиболее оптимального усвоения курса оно снабжено тренировочными тестами (тестовая проработка курса способствует лучшему пониманию ключевых позиций, основополагающих моментов, давая возможность проводить контроль за усвоением материала по основным темам дисциплины, а также - вопросами для обсуждения и самоконтроля знаний, понятийным аппаратом; рекомендуемой литературой. Сложные философские проблемы излагаются авторами на вполне доступном уровне.

Пособие предназначено студентам, аспирантам; представляет интерес для преподавателей, работающих в общем комплексе социально-гуманитарного знания. Методически и дидактически данное пособие способствует эффективному знакомству с богатством мировой философской культуры в ее мировоззренческом, этическом и идеологическом многообразии.

©Белгородский государственный

институт искусств и культуры, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание
Рекомендации для студентов по подготовке и прохождению тестирования
Тема1. Предмет философии. Специфика философского знания. Роль философии в культуре
Тема 2. Философия древности.
Тема 3. Философия Средних веков и Ренессанса
Тема 4. Философия Нового времени: проблема метода. Философия эпохи Просвещения.
Тема5. Немецкая классическая философия. Философия марксизма
Тема 6. Неклассическая философия ХIХ-ХХ веков.
Тема 7. Отечественная философия
Тема 8. Философия бытия
Тема 9. Философия сознания. Сознание и бытие
Тема10. Философия познания (гносеологические проблемы философии) и философия науки
Тема 11. Философия человека
Тема 12. Социальная философия
Тема13.Философия истории. Глобальные проблемы современности
Тема 14.Философия культуры
Итоговый тест
Рекомендуемая литература
Словарь терминов и персоналий

Введение

Рекомендации для студентов по подготовке и прохождению тестирования

Тестирование как форма контроля имеет свою специфику, поэтому требует систематической подготовки. В качестве методических рекомендаций предлагается следующий алгоритм.

1. Тренируйтесь!Перед итоговым тестированием следует выполнять как можно больше опубликованных заданий. Нельзя научиться хорошо решать тесты, не выполняя их, подменяя их другими видами контроля. Постоянные тренировки не только приводят к знакомству с типовыми конструкциями тестовых заданий, но и дают опыт саморегуляции.

2.Тренируйтесь с секундомером в руках! Засекайте время выполнения теста, ограничивайте его. Без подобных тренировок, заставляющих работать в максимально быстром темпе, без имитации соревновательной ситуации невозможно смоделировать тот стресс, который вызывает любое тестирование.

3. Пробуйте!В тренировках применяйте правильную тактику, следуя всем рекомендациям по решению отдельных заданий. Например, не следует несколько раз перечитывать малопонятное задание, а нужно сразу же познакомиться с вариантами ответов. Ответ прояснит, что именно требуется в инструкции к данному заданию. Это конкретный пример тактики, которую следует испробовать.

4. Пропускайте!Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тесте всегда найдутся такие задания, с которыми вы обязательно справитесь. Глупо недобрать баллы только потому, что вы не добрались до «своих» заданий, а застряли на тех, учебный материал которых вам не известен. Но такая тактика неприменима, если тест построен по принципу «лестницы» и начинается с легких вопросов. Тогда не стоит пропускать все первые задания.

5. Угадывайте!Если вы не уверены в выборе ответа, но интуитивно предпочитаете какой-то вариант, то не оставляйте вопрос без ответа. Доверяйте своей интуиции. Такое доверие, как правило, приводит к росту баллов.

6. Исключайте!Многие задания можно решить быстрее, если не искать сразу правильный ответ, а по­следовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет концентрировать внимание всего на одном-двух признаках, а не пяти-семи (что гораздо труднее).

7. Сокращайте выбор!Если несколько ответов из четырех-пяти вариантов кажутся совершенно неподходящими, а остальные подходят с равной долей вероятности, то выберите «методом тыка». «Отрицательное знание» - это тоже знание, не отказывайтесь от его использования.

8. Думайте только о текущем задании!Когда видите новое задание, забывайте все, что было в предыдущем. Задания в тестах не связаны друг с другом. Эта установка дает и другой бесценный психологический эффект - забудьте о неудачах в прошлом. Думайте о том, что каждое новое задание -это шанс набрать баллы.

9. Читайте задание до конца!Не спешите понять условие задания по «первым словам» и достраивать концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить ошибки в самых легких вопросах.

10. Не огорчайтесь!В любом профессионально подготовленном тесте много заданий, с которыми вы просто не должны справиться (так запланировано). Более того, никто не должен выполнить все 100% заданий. Эта установка может пригодиться «круглым» отличникам, привыкшим при обычных методах контроля добиваться максимального результата. Если вы хотите стать первоклассным «тестовым» бойцом, учитесь не только наносить, но и «держать» удары.

11.Запланируйте два круга!Спланируйте среднее время на выполнение каждого задания так, чтобы за две трети (максимум три четверти) сеанса пройти все задания «по первому кругу». Тогда вы наберёте максимум баллов на легких для вас заданиях, а потом сможете подумать и добрать что-то на трудных, которые вначале пришлось пропустить. Последуете этим советам и ощутите результативность ваших знаний в данной области!

Желаем творческих успехов инадеемся, что данный сборник найдетнадлежащее применение в учебном процессе!


Наши рекомендации