Концепции развития философии
Вопрос в том , что есть развитее и имеет ли место развитее природы- один из важнейших философских вопросов.
Анаксимен(Древняя Греция 5 в.до н.э.) источник всего сущего вечное и беспредельное начало, которое управляет всем - Анейрон. В недрах беспредельного начала возникает зародыш будущего мира, он возник в результате борьбы противоположностей(тепло холод). Живые существа зародились в иле, земля высохла, а влага скопилась в углублениях(моря) и некоторые животные вышли на сушу, в чреве которых развивались люди(идея эволюции природе).
Гераклит отрицая существование вечного, неизменного постоянного «Все течет, все изменяется». «Нельзя дважды войти в одну реку». Но это движение не поступательное, а круговое.
Платон- истину можно обнаружить на основе последовательного (диалектического) анализа какого-либо утверждения и его отрицания. Так как движение существует и покой тоже, то бытие должно быть совместно и с движением и с покоем. Мысль движется от низших к высшим.
Аристотель-каждая единичная вещь есть единство «материи» и «формы». Развитие- это ряд статистических уровней совершенствования, в котором еще нет синтеза восходящего движения, но уже движение по кругу.
Кант- учение о противоречиях, в которые впадает разум человека, как только он пытается решать вопросы, выходящие за пределы мира явлений. Человеческий разум противоречив, но он счится эти противоречия, поскольку мир для человека вещ неопознанная.
Гегель-развитие, есть саморазвитие понятия, его самодвижение, а развитие в природе и обществе является снимком с поступательного движущегося понятия, существующего независимо от природы человеческого сознания. Развитие идет от идеи к природе.
Маркс, его диалектика исходит от реального самодвижения в природе и обществе.(Материальная диалектика, мир развивается по законам диалетики). Современная наука уделяет большое внимание вопросу развития. Развитие всегда конкретно и связано с определенными материальными и духовными системами. Вне конкретных систем развития не существует.
Развитие- это всегда качественное изменение вещей и процессов. Первый важнейший признак- необратимость процессов изменения. Необратимость, если даже повторение( круговорот)- это всегда возникновение качественно новых возможностей, не существовавших раньше. Второй признак направленность или изменение качества системы в определенном направление и по определенным законам.
Вывод: Развитие- это процесс направленного, необратимого, качественного изменения систем. (Оно м.б. прямолинейным, зигзагообразным общим – локальным, ускоренным замедленным, гармоничным- дисгармоничным и т.п.- все это типы формы развития, которые могут существовать а природе и обществе0. В реальных ситуациях они переплетаются друг с другом, создавая картину богатства природных связей, действительности. Эта сложная картина находит свое отражение в Трех основных законах диалектики.
Вопрос 3:КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ: возможность, действительность, необходимость, форма и др.
Категории диалектики – это общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальности, выражают подвижность и противоречивость бытия
Категории образуют определенную иерархию, отражающую все возрастающую сложность объективных связей и движения познания от простого к сложному
Категории диалектики носят чаще парный характер (нередко в виде триад), благодаря которому делается возможным отражение полярных сторон целостных явлений, процессов
В совокупности они способны отражать подвижность переходы и противоречивость бытия
ЕДИНИЧНОЕ - характеризует существование отдельных предметов (вещей, явлений, процессов)
ОБЩЕЕ - указывает на наличие в каждом единичном того, что характерно и другим предметам, на их однотипность
ОСОБЕННОЕ – означает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении, отражает специфику в реализации общего, характерного для данного объекта
ЯВЛЕНИЕ - отражает внешние, чувственно воспринимаемые стороны предметов
СУЩНОСТЬ - отражает глубинные связи и отношения, присущие предметам
ЭЛЕМЕНТ - относительно самостоятельная, качественно определенная составная часть сложного целого
СТРУКТУРА - относительно устойчивый способ
связи элементов качественно определенного
сложного целого, который обеспечивает его целостность при определенных изменениях
СИСТЕМА - совокупность взаимосвязанных, упорядоченных элементов, которая характеризуется структурной организацией и определенной целостностью
ФОРМА
- отражает способ существования содержания
СОДЕРЖАНИЕ - совокупность различных элементов, свойств, связей, внутренних процессов и тенденций, которые образовывают данный предмет
ПРИЧИНА - явление, действие которого при определенных условиях вызывает какое-нибудь новое явление
СЛЕДСТВИЕ - новое явление, вызванное при определенных условиях действием каких-либо предшествующих ему явлений
НЕОБХОДИМОСТЬ - преимущественно внутренняя, устойчивая, устойчивая, существенная и закономерная связь вещей и явлений, которая отражает обязательность их существования
СЛУЧАЙНОСТЬ – в основном внешние, несущественные, неустойчивые связи вещей и явлений
ВОЗМОЖНОСТЬ – предпосылка возникновения того, чего еще нет в настоящем, реальном бытии
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - реальное бытие предметов
ВЕРОЯТНОСТЬ – степень возможной реализации данного события при данных условиях
Дифференциация диалектики
· МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА
· ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА
Деление диалектики на материалистическую и идеалистическую обусловлено характером решения основного вопроса философии
· Объективная диалектика – диалектика внешнего мира, живой и неживой природы, общества
· Субъективная диалектика – диалектика мыслительной деятельности человека, нематериальной сферы действительности
Дополнение: