Социальный прогресс и его критерии как проблема философии. Концепции устойчивого развития и глобализации


Процесс развития предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо повышения уровня организации системы, либо ее понижения, либо сохранения в общем того же уровня при некоторых модификациях. Такие формы развития выражаются категориями прогресса, регресса и одноплоского развития.

Прогресс – поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу блага, достойного всеобщего желания. Общ. Пр. – развитие всего об-ва как целостности, движение к совершенству всего чел-ва. И хотя иногда, как говорил Лейбниц, и встречается попятное движение наподобие линий с заворотами, тем не менее в конце концов прогресс возобладает и восторжествует. Гегель определяет всемирную историю как “прогресс в сознании свободы – прогресс, который мы можем познать в его необходимости”.

Мировое развитие являет собой закономерный поступательный процесс, противоречия которого представляют собой источник, движ силу общ прогресса. Всемирная история постоянно выдвигала пробл противоречий общ прогресса, и каждая ее эпоха свидетельствовала о катаклизмах, прерворотах и вместе с тем она являет собой необходимый процесс движ человечества от одних форм своей соц организации к другим, более совершенным.

Критерий прогресса – нет единого мнения:

1. Общесоциологическим критерием ОП явл-сяразвитие производительных сил, включая развитие самого человека. Критерий прогресса - общественно историческая практика, в кот выделяются два ее основных вида: производственная и социально-преобразующая. Ядром этой практики выступает развитие производ сил как высшего критерия общ прогресса. Главное в произв силах - это человек. Этим объясняется то, что в данном критерии воплощаются и достижения науки, принципы управления, и социально-полит состояние общества, и уровень образования, и образ жизни вплоть до мировоззрения, кот опосредовано влияют на эффективность производства. Вот почему “развитие производ сил человечества означает прежде всего развитие богатства чел природы как самоцель”. Проблема - этот подход не определяет, какой периодж должен браться для сопоставления

2. Критерий – способ производства мат. благ: фундаментом ОП явл-ся развитие способа пр-ва в целом, поэтому при учете состояния и роста проивод сил и хар-ра произв отношений позволяет гораздо полнее показать прогрессивный хар-р перехода от одной формации к другой. Проблема – как определить прогрессивность этого нового СП-ба производства.

3. Критерий – и степень развития произв сил, и степень свободы в об-ве. Здесь учитываются в единстве отн-я чел-ка и к природе, и к об-ву. Проблема – несогласованность элементов критерия.

4. Поскольку чел об-во – это прежде всего развивающееся сообщество людей, считает критерием развитие самого человека.

Наличие определенных этапов в развитии общ-ва отмечалось мыслителями издавна. Основы научной типизации историч. процесса заложил Гегель: Историю делают люди, но вместе с тем в ней осуществляется некая объективная логика. Единство истории придавал "мировой дух", который воплощался в духе различных народов; Каждая ступень истории – это этап самопознания мирового духа, прогресс в сознании свободы. При этом каждая ступень реализуется в духе, а значит истории определенного народа. Гегель выделял три ступени: восточный мир (свобода только одного человека, деспотия), античность (некоторые свободны, аристократия или демократия) и германский мир (все свободны, монархия) - разные страны в разной мере воплощают характеристики того или иного историч. общ-ва.

Конт. Сформулировал основной закон интеллектуальной эволюции человечества. Общ и история прошли через три стадии. первая - теологическая, в которой доминирует мифологическое сознание, на основе которого формир мораль, реш обыденные проблемы и тд. Вторая - метафизическая, когда больше оперируется не воображением, а понятиями, метод познания ориентируется на познание реальных явлений. Третья, позитивная стадия есть доминирование научных наблюдений. Проблема прогресса решается на основе биологических и астрономических законов и интеллектуальная эволюция чел. Развитие общ есть закономерное и прогрессивное явление. Особая роль - разделение труда и позитивная политика.

Основные парадигмы социального познания о социальном прогрессе:

1 Натуралистическая парадигма оформилась к 18 в путем экстраполяции канонов естествознания на область объяснения социума. Общество рассматрив. как некая биологич. целостность, кот. функционирует по законам классич. механики. Человек – часть этой органич. системы. Индивидуальное, личностное нивелировалось в этой системе, поэтому законы общественного развития рассматривались по аналогии с природными. Возникает идея заданности, предопределенности, т. е. история носит закономерный хар-р. Подразумевается смена одного состояния другим, более совершенным. Школы: Гумилева, Спенсера, механицизм, географич. детерминизм.

2 Этикосубъективисткая парадигма противоположна натуралистической. Представляет собой версии русского народничества, некот. концепции русской религ. фил-ии, неокантианство. Отстаивает субъективистское видение исторического процесса. Общество – это результат некого творческого разума, первоначала.

Народники (Лавров и Михайловский). Субъективный метод, Единственный смысл истории в развитии нравственного идеала. Основная задача в изучении целей и нрав идеалов личности. Социология фикс и изучает факты солидарности между людьми, условия ее упрочения и ослабления. Основной двигатель истории - герои, толпа легко подчиняется вождям, теряет независимость. личность определяет развитие культуры и общ Боролся со Спенсером, говоря о соц обусловленности соц явлений.

Неокантианство. Риккерт и Вильденбанд. Суть соц философии в изучении истолкования исторических событий. Наука об общ и культуре сильно отличается от естеств наук, первые ищут общие законы развития природы, а наличие законов в общ отрицали. Задача объяснить отдельные факты, каждый из которых имеет причину и следствие, но это уникальные явления, которые не повторяются. В качестве руководящего принципа объяснения могут выступать ценности, надысторический и социальный характер и сущность которых образует трансценденциальный мир. При этом по мере осознания исходящих от них идей люди вырабатывают ценностные установки и требования, которыми руководствуются в повседневной жизни. Абс ценности - путеводная звезда. воплощаются в общ сознании.Основа истории общ - духовное начало.

3 Диалектико-материалистическая парадигма ориентирована на преодоление крайностей предыдущих моделей. Принципы: 1 Определяющая роль общественного бытия по отношению к обществ. сознанию. 2 Основа обществ. жизни – матер. пр-во. 3 Соц. эволюция носит закономерный хар-р, поэтапный, преемственный и поступательный и должна привести к совершенному типу общества.

Маркс предложил метод исследования общества как социального организма, развитие которого совершается закономерно, как и развитие природных органических систем. В ходе естественной эволюции возникают новые формы и виды со своими особыми качественными характеристиками. Подобно этому и развитие человечества представляет собою естественноисторический процесс функционирования и смены качественно определенных типов общества, который осуществляется в соответствии с объективными, специфическими для общества законами. К.Марксу принадлежит заслуга открытия и разработки методологии исследования истории как закономерного процесса развития и перехода от одного типа общества к другому

Источник движения – уровень производ. сил. Общ есть совокупность общ связей и отношений всех соц субъектов, что через систему общ отношений, условий мат производства, политич и соц институтов определяет содержание и направленность деят людей. Для обозначения отд. стадий развития общ-ва вводится понятие общественно-экономической формации. Усилилась идея линейной интерпритации историч. процесса (по восходящей линии).Общеcтвенно-экономичеcкая формация - это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами.Наличие определенных этапов как в развитии отдельных стран, так и всей человеческой истории отмечалось мыслителями издавна. Их выделение нередко было обусловлено задачами обоснования проектов "идеального общества", в котором были бы преодолены пороки, недостатки общества существующего.

Типы ОЭФ по Марксу: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, коммунистический. К.Маркс проведя изучение исторического процесса, представил всю историю человечества как закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций.

Понятие ОЭФ позволяет: 1) отличить один период истории от др. и вместо рассуждений об "обществе вообще" исследовать исторические события в рамках определенных формаций; 2) вскрыть общие и существенные черты разных стран, находящихся на одинаковой ступени развития производства; 3) в противовес теориям, рассматривающим общество как механическую совокупность общественных явлений, а как исторический процесс – как результат влияния различных факторов. Понятие ОЭФ позволяет рассмотреть чел. общество в каждый период его развития как единый "социальный организм", включающий в себя все общественные явления в их органическом единстве и взаимодействии на основе способа производства. 4) ОЭФ позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы которых определяются их местом в системе общественных отношений данной формации.

Каждая ОЭФ имеет свои особые законы возникновения и развития. Вместе с тем в каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории.

4 Культурно-цивилизационная парадигма (концепции Данилевского, Шпенглера, Тойнби, Ясперса, Сорокина) основана на идее уникальности соц. явлений своеобразия путей развития. Поэтому цивилизац. подход отказывается от линейной интерпритации. Не признавали существования единой истории человечества, разрывали ее на множество самостоятельных потоков, а в качестве исходных посылок истории принимали духовные ценности или религиозные системы. Теория круговорота локальных цивилизаций. Развитие народа есть развитие его культуры, типы их могут быть разнородны и даже противоположны. Нет ничего общечеловеческого, в тч и исторического процесса. Каждая культура есть неповторимое, уникальное и замкнутое образование.

В основе этого подхода лежит концепция Данилевского – существующая всемирная история в пространстве делится на обособленные культурно-исторические типы: 1. египетский 2. китайский 3. еврейский 4. Романо-германский. Эти типы различаются по религиозному, политическому, соц.-полит., культурному критерию. Этапы развития каждого типа: юность-зрелость-старость. Данилевский вводит славянский тип.

Концепции Шпенглера, Тойнби впитали в себя эти идеи и наиболее полно развили концепцию цивил. подхода. Шпенглер ("Закат Европы") критикует формационный подход. Каждая культура живет, подчиняясь особым, только ей присущим принципам и ценностям, и проходит периоды возникновения, расцвета, старения и гибели, а история в целом представляет собой сосуществование и смену различных культур. Различает 8 историч. типов цив-ий: египетская, индийская, вавилонская, аполоновская, майя, византийско-арабская, фаустовская, западно-европейская. Каждый культурный организм существует 1200-1500 лет. Цивилизация – это упадок культуры, т. е. полная рационализация, деградация литературы, искусства, концентрация людей в крупных городах. Западно-европейский мир достиг этого этапа в к. 19в. Ш. выделил русско-сибирскую культуру. Прафеномен русско-сибирской культуры – бесконечная равнина; египетской – путь, апполон. – материальное тело, арабской – пещера, фаустовской – бесконечное пространство. Профеномен определяет форму политики, эротики, семьи.

Тойнби явл-ся автором "Исследования истории". Нельзя сравнивать экономические и др системы в современных странах. Единство истории - ложная посылка о линейности развития. По Т. объектом изучения философии истории не может быть человечество в целом или какие-либо конкретные национально-государственные образования, а только определенные культурно-исторические типы, которые он называет обществами или цивилизациями. Обнаружил в истории множество локальных цивилизаций, каждая из которых создается творческим меньшинством и также проходит ряд этапов своего жизненого цикла (генезис, рост, надлом и разложение) вплоть до дезинтеграции; в будущем возможно достижение единства человечества, но лишь в сфере духа, на основе религии. Различал об-ва статические(примитивные) и динамические. Все цивилизации придут к статическому типу. На сегодняшний момент существуют след. цивилизации: 1. Западная христианская; 2. Православная христианская с русской ветвью; 3. Исламская; 4. Индуистская; 5. Дальневосточная с японской ветвью. Закон Тойнби "Вызов и ответ" – возникновение любой цивилизации – это способность дать адекватный ответ на вызов историч. ситуации. Если невозможно дать ответ – возникают аномалии, которые приведут к упадку. Вырабатывающей ответ функцией явл-ся творческое меньшинство. Развитие осущ благодаря порывам гениев, преодол инертность и враждебность соц окружения. Жизнеспособность цивилизации определяется уровнем освоения жизненной среды и развитием духовных основ данного общества. Критерий роста – это прогрессивное движение в направлении самоопределения цивилизации на основе развития самоопределения личности.

Сорокин. Строит соц по принципу естественных наук. Нельзя вмешиваться субъекту с моральной или нравственной установкой. Надо изучать реальной взаимод, выступил против монизма духовного или материального. Делил на соц аналитику (структура соц явления), соц механика (или соц физиология, процессы поведения и взаим людей), соц генетика (разв соц жизни,ее структур и институтов). Все может быть разложено на вз двух или большего числа людей. Это и есть непосредственный предмет изучения. малые группы. Кроме того, все общ делится на соц слои - страты, разл по доходам, образ и тд.Переход из слоя в слой - социальная мобильность, горизонтальная - из города в деревню, профессия и уровень доходов тот же. Вертикальная - высший слой в низший.Проблема социального равенства, соотношение доходов с трудом. Противник революций, решение вопросов на уровне разумного управления.Зап общество переживает кризис при рождении новой культуры. Идея когеренции кап и коммун, третье интегральное общ. Выводил три основных типа культуры (типы мировосприятия): чувственный, рационального мышления (идеациональный), идеалистиеский (интуитивный вид познания). Причина войн, кризисов – столкновение двух систем культуры.

Ясперс делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Однако, научно доказать это положение, по мнению Я., невозможно, как невозможно доказать и противоположное. Допущение этого единства он называет постулатом веры. История имеет свой конец и начало. Ее движение определяется силой Провидения. Т.о., Я. Возвращается к линейной схеме истории. Вера является основой и смыслом истории. Я. убежден, что общей для человечества может быть только философская вера. Вера отличается от знания. Но ее не следует противопоставлять знанию. Понятие иторической ситуации – ключевое в философии истории Я. Содержание исторической ситуации он связывает с такими понятиями как “время” и “эпоха”. Выделял ряд периодов: 1) доистория, прометеевская эпоха; 2) возникновение великих культур древности (Египет, Двуречье, Инд); 3) духовный период; 4) научно-техническая эпоха.

5 Антропологическая парадигма (экзистенциализм, Бердяев, психоаналистические концепции Ницше, Фрейда, Фромма) ориентируется на изучение человека.

Уорд.отец социологии США. Социальные силы есть суть психологические. В качестве изнач причины выступают желания субъекта, философия желаний. Первичные - пища, тепло, продолжение рода. Вторичные - моральные, творческие, эстетические, религиозные, формируются на основе первых. Желания- двигатель общ, действуют неосознанно, стихийно. Даже если они осознанны, то плохо контролируются. Основной носитель коллективных стремлений есть государство. Сознательное воздействие на психические силы дает возможность придать развитию общ более совершенный характер. Психологический эволюционизм.

6 Синергетическая парадигма. Ее идеи: 1 Самоорганизация. 2 Общество – это открытая система. 3 Нелинейность развития.

Вебер Ввел понятие идеальных типов (методологию изучения, с помощью которой можно организовать материал, накопленный опытным путем в определенную систему). Идеальные типы для Вебера – субъективные модели, которые не отражают реальность. Это есть модель того, что наиболее полезно и отвечает его интересам в данный исторический момент. Это и есть рел, эст и др ценности, сущность оптимальных общ состояний. своеобразный ориентир или критерий, исходя из которого вносятся изменения в общ жизнь, но он не совпадает иногда противоречит реальному состоянию дел. Ид типы есть соц значимые явления. В ходе историч процесса возрастает осмысленность и рац действий людей.

Белл различал три типа общества: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное. 1 технологическая рев - открытие пара, вторая - электричество и химия, третья – компьютер. Началом НТП было освобождение человека от изнурительного физического труда, этап механизации. Главное направление современной НТР – автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной техники. Сейчас сосущ все.Соответственно разная псих и культура.

Ростоу предложил теорию пяти исторических этапов экон-го роста.

1) период сельского хоз-ва;

2) время великих географ. открытий, медленный техн. прогресс;

3) мобилизация внутр. накоплений, процесс сдвига, взлета;

4) изменение в стр-ре раб. силы, рост бюрократии;

5) общ-во массового потребления, пища, одежда, жилье не являются заботой граждан и предоставляется общ-ом как само собой разумеющееся. Согласно Ростоу пятого этапа достигли лишь США.

Наши рекомендации