Структура учебной деятельности младшего школьника и проблема ее формирования.
Своеобразие учебной деятельности М.Ш. лежит в том, что ее содержание в основном составляют научные понятия и обусловленные ими обобщенные способы решения задач, а ее основная цель и главный результат лежит в усвоении научных знаний и соответствующих им умений. В учебной деятельности принято выделять такие компоненты как цель (усвоение определенных знаний, умений и навыков), учебные ситуации (задачи) и учебные действия и операции, с помощью которых ученики овладевают содержанием образования, контроль и оценку, мотивы и формы общения учеников с учителями и между собой.
Цели учебной деятельности становятся сложнее, чтобы ими овладеть необходимо сформировать новые действия (причем на первый план выходят умственная и языковая деятельность). Увеличивается мотивация учебной деятельности, М.Ш. интересует уже не только процесс деятельности, но и содержание, появляется понятие обязательности… Специфическими становятся учебные ситуации: учитель ставит учеников в такие условия, когда они должны искать общей способ решения всех практических задач определенного типа… Работа складывается из деятельности разного типа, особенно из учебной деятельности, с помощью которой ученики усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы выявления условий их использования. Немаловажной является деятельность контроля, при которой ученик учится соотносит свои учебные действия с заданными образцами.
При формировании учебной деятельности необходимо систематически оставлять детей в учебной ситуации, помогать им находить соответствующие учебные действия, действия контроля и оценки.
Развитие познавательных процессов учащихся младших классов
Восприятию младших школьников свойственна высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются в разнообразных формах и цветах. Формируется такой вид деятельности как наблюдение. В процессе обучения обеспечивается рост скорости процессов восприятия, увеличивается число воспринимаемых объектов, объем их запоминания. Восприятие постепенно становится более свободным, целенаправленным.
Внимание доминирует непроизвольное, направленное на новые, яркие, необычные и захватывающие объекты. Произвольное внимание можно развивать правильной постановкой целей. Объем и устойчивость внимания постепенно возрастают и зависит от значимости учебного материала, а также от доступности (трудности) учебных заданий.
Мышление – переход наглядно-образного, конкретного мышления (при решении задачи представляют предметы (яблоки…) к понятийному, научно-теоретическому. Учится анализировать: от практично действенного анализа (когда во внимание берется лишь качественная часть предмета) постепенно переходят к комплексному. Развивается систематичность анализа, умение находить среди различных характеристик предмета основные. Анализ связывается с синтезом, затем появляется умение сравнивать предметы, что поднимает аналитико-синтетическую деятельность на более высокий уровень. Умение абстрагироваться, обобщать.
Речь – при наличии определенного словарного запаса и владения языковой грамматикой появляется употребление различных форм слова, овладение письменной речью, развитие внутренней речи. Увеличивается скорость письма, его качество.
Память – увеличивается возможность сознательного управления памятью, увеличивается объем смысловой, словесно-логической памяти. Увеличивается произвольное запоминание, не теряется при этом и непроизвольное. Формируется логическая память, что меняет соотношение образной и словесно-логической памяти. Растет сила, продуктивность и точность запоминания. Повышается точность узнавания запомненных объектов.
Воображение – бурное, яркое, с характерными чертами неуправляемости. Усовершенствуется воспроизводящее воображение. Интенсивно формируется творческое воображение, на базе прошлого опыта появляются новые образы. Дети переходят от простого комбинирования к обоснованному построению новых образов. Фантазия.
17. Основные психологические новообразования в младшем школьном возрасте.
Социальная ситуация развития: новая система отношений – учитель-ученик, ученик-ученик, учитель выступает как представитель общества; ведущая деятельность: учебная; новообразования: произвольность всех познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), рефлексия (как я воспринимаюсь другими), теоретическое отношение к знаниям, внутренний план действий (постановка цели, нахождение способов решения, умение дойти до цели); кризисы: конфликт между трудолюбием и чувством неполноценности (стремление к познанию и овладению умениями и навыками ведет к трудолюбию, если перед его активностью встают преграды – неполноценности…)