Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии
Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии
Возрастная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает закономерности развития человека на всех возрастных периодах
Предметом возрастной психологии является возрастная динамика психики человека. Возрастная психология исследует закономерности развития человека на разных этапах его индивидуальной жизни, конкретнее: возникновение и развитие психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, речи и т.д.) и состояний у детей, подростков и взрослых, становление различных видов деятельности (игры, обучения, труда, общения), формирование психических качеств личности, возрастные возможности усвоения знаний, основные факторы формирования и развития личности и т.д. А кроме того, изучение движущих сил индивидуального развития психики.
Предметом педагогики является функция общества – воспитание (процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям).
Задачи
2. Методы возрастной и педагогической психологии, возможности их использования в работе руководителя.
Возрастная психология использует два метода получения психологических фактов: наблюдения и эксперимент. Наблюдение – метод продолжительного, планомерного, целенаправленного описания психических особенностей человека, которые проявляются в его деятельности и поведении, на основе их непосредственного восприятия. Объектом наблюдения обычно становятся отдельные стороны психической деятельности ребенка, например особенности речи, мышления и т.д. Наблюдения должно отвечать ряду требований, основными из которых являются целенаправленность, планомерность, систематичность, объективность, фиксирование полученных данных с последующим их анализом и др. Методы наблюдения делятся на целевые и выборочные, долго- и краткорсрочные, коллективные и индивидуальные, явные и скрытые. Эксперимент – специально создает условия из-за которых возникают ожидаемые психические процессы, акты поведения ребенка в повторении их для проверки истинности своих заключений, в изменении этих условий с целью выявления их влияния на течение исследуемых процессов. Отличают природный и лабораторный эксперимент. Лабораторный проводится в специально созданных условиях. Например изучение условных рефлексов ребенка, изменение дыхания, пульса в зависимости от эмоций, скорости протекания различных реакций… Дает возможость учитывать условия, вести контроль за ходом и этапами, количественно оценивать результаты. Природный эксперимент проводится в естественных для ребенка условиях игровой, учебной трудовой и прочих видах деятельности. Широко используется для исследования возрастных, индивидуальных особенностей развития восприятий, памяти, мышления, способностей, волевых действий и пр. С этой целью детям предлагают выполнить различные виды заданий (перцептивные, мнемоничные, мыслительные), а в процессе и по результатам выполнения делают заключения про их психические особенности. Особый вид природного Э. – формирующий, когда динамика психической деятельности человека простэжуеться как результат активного влияния экспериментатора.
Тесты – системы заданий, которые дают возможность измерить уровень развития данного качества личности. ( Тесты креативности, личностные, интеллекта и т.д.)
Понятие возраста в психологии
см. вопрос 5
Основные механизмы смены возрастных периодов развития
Различают 11 возрастных периодов психического развития человека: 1) от 0 до 1 – младенчество; 2) от 1 до 3 – раннее детство; 3) от 3 до 6 – дошкольник; 4) от 6-7 до 10-11 – младший школьник; 5) 10-11 – 14-15 – подросток; 6) 15-18 – ранняя юность; 7) 18-25 – поздняя юность; 8) 25-35 – ранняя зрелость; 9) 35-45 (50) – зрелость; 10) 50-70 – поздняя зрелость (пожилой возраст); 11) 70 - … - старость.
Кризисы – переходы от одного этапа детского развития к другому, характеризуются общими чертами: дети становятся раздражительными, капризными, конфликтными.
Понятие о социальной ситуации развития ребенка
Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте, его значение для последующей
Жизни
0-3 месяца (фаза новорождения) – социальная ситуация развития: полностью зависит от взрослого, спит с мамой; ведущая деятельность: непосредственное эмоциональное общение с близкими родственниками; новообразования: новый способ дыхания, питания, работают безусловные рефлексы, выработка условных рефлексов (на время кормления, на сухое белье), зрительная сосредоточенность, ориентировочный, защитные рефлексы, комплекс оживления (эмоциональная и двигательная реакция при общении с взрослыми)
3-12 месяцев – социальная ситуация развития: 1) ребенок вызывает взрослого на активность; 2) появляется отношение к взрослому и предметам; 3) появляется физическая эмансипация; ведущая деятельность: эмоциональное общение с взрослым; новообразования: эмоциональное самоощущение (первый элемент самосознания), хватательный рефлекс, возникновение чувства привязанности (3 этапа чувственной привязанности: 0-3; 3-6; 6-12 – не идет к чужому на руки); держание головы, сидение, ползание, прямохождение, начало формирования речи; кризисы: удовлетворение ребенком своих физиологических потребностей, в результате чего развивается доверие либо недоверие к окружающему миру.
Формирования
Проблема шестилетних детей – в том, что часто оставаясь еще на уровне развития дошкольников, они включаются в учебную деятельность. При этом особенности мышления у них присущи дошкольникам (доминирует мимовильна память, при которой запоминается то, что интересно, а не то, что необходимо), внимание, необходимое для выполнения определенной работы, продуктивно лишь 10-15 минут… Важной особенностью психического развития младшего дошкольника есть острая чувствительность к усвоению морально-психологических норм и правил поведения, а также к овладению способами и целями систематического обучения. Позанвательные мотивы ситуативны и нестойки. Оценка учебной деятельности воспринимается как оценка личности, поэтому негативные оценки причиняют дискомфорт, тревожность, апатию. Неустойчивое поведение требует игровой мотивации и оценки поведения одногодками.
Речь – при наличии определенного словарного запаса и владения языковой грамматикой появляется употребление различных форм слова, овладение письменной речью, развитие внутренней речи. Увеличивается скорость письма, его качество.
Память – увеличивается возможность сознательного управления памятью, увеличивается объем смысловой, словесно-логической памяти. Увеличивается произвольное запоминание, не теряется при этом и непроизвольное. Формируется логическая память, что меняет соотношение образной и словесно-логической памяти. Растет сила, продуктивность и точность запоминания. Повышается точность узнавания запомненных объектов.
Воображение – бурное, яркое, с характерными чертами неуправляемости. Усовершенствуется воспроизводящее воображение. Интенсивно формируется творческое воображение, на базе прошлого опыта появляются новые образы. Дети переходят от простого комбинирования к обоснованному построению новых образов. Фантазия.
17. Основные психологические новообразования в младшем школьном возрасте.
Социальная ситуация развития: новая система отношений – учитель-ученик, ученик-ученик, учитель выступает как представитель общества; ведущая деятельность: учебная; новообразования: произвольность всех познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), рефлексия (как я воспринимаюсь другими), теоретическое отношение к знаниям, внутренний план действий (постановка цели, нахождение способов решения, умение дойти до цели); кризисы: конфликт между трудолюбием и чувством неполноценности (стремление к познанию и овладению умениями и навыками ведет к трудолюбию, если перед его активностью встают преграды – неполноценности…)
См. вопрос 19
Социальная ситуация развития: изменение содержания учебной деятельности, отношение к ней, критическое отношение к учителям, автономия от взрослых; ведущая деятельность: общение со сверстниками; новообразования: формирование нравственности, ориентация на коллектив, старший подросток – проявление индивидуальности, формирование (усиление) произвольных процессов (послепроизвольного внимания), овладение новыми приемами и навыками учебной работы; кризизы:
Основные понятия психологии обучения
Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии
Возрастная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает закономерности развития человека на всех возрастных периодах
Предметом возрастной психологии является возрастная динамика психики человека. Возрастная психология исследует закономерности развития человека на разных этапах его индивидуальной жизни, конкретнее: возникновение и развитие психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, речи и т.д.) и состояний у детей, подростков и взрослых, становление различных видов деятельности (игры, обучения, труда, общения), формирование психических качеств личности, возрастные возможности усвоения знаний, основные факторы формирования и развития личности и т.д. А кроме того, изучение движущих сил индивидуального развития психики.
Предметом педагогики является функция общества – воспитание (процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям).
Задачи
2. Методы возрастной и педагогической психологии, возможности их использования в работе руководителя.
Возрастная психология использует два метода получения психологических фактов: наблюдения и эксперимент. Наблюдение – метод продолжительного, планомерного, целенаправленного описания психических особенностей человека, которые проявляются в его деятельности и поведении, на основе их непосредственного восприятия. Объектом наблюдения обычно становятся отдельные стороны психической деятельности ребенка, например особенности речи, мышления и т.д. Наблюдения должно отвечать ряду требований, основными из которых являются целенаправленность, планомерность, систематичность, объективность, фиксирование полученных данных с последующим их анализом и др. Методы наблюдения делятся на целевые и выборочные, долго- и краткорсрочные, коллективные и индивидуальные, явные и скрытые. Эксперимент – специально создает условия из-за которых возникают ожидаемые психические процессы, акты поведения ребенка в повторении их для проверки истинности своих заключений, в изменении этих условий с целью выявления их влияния на течение исследуемых процессов. Отличают природный и лабораторный эксперимент. Лабораторный проводится в специально созданных условиях. Например изучение условных рефлексов ребенка, изменение дыхания, пульса в зависимости от эмоций, скорости протекания различных реакций… Дает возможость учитывать условия, вести контроль за ходом и этапами, количественно оценивать результаты. Природный эксперимент проводится в естественных для ребенка условиях игровой, учебной трудовой и прочих видах деятельности. Широко используется для исследования возрастных, индивидуальных особенностей развития восприятий, памяти, мышления, способностей, волевых действий и пр. С этой целью детям предлагают выполнить различные виды заданий (перцептивные, мнемоничные, мыслительные), а в процессе и по результатам выполнения делают заключения про их психические особенности. Особый вид природного Э. – формирующий, когда динамика психической деятельности человека простэжуеться как результат активного влияния экспериментатора.
Тесты – системы заданий, которые дают возможность измерить уровень развития данного качества личности. ( Тесты креативности, личностные, интеллекта и т.д.)