Авторитаризм как подавление творчества
Живые системы существуют, функционируют. Если накладывать ограничения на живую систему, то будет возникать противодействие, появится какая-то особая форма активности. И эта форма будет разной для разных воздействий на систему. Для высших живых организмов обычным делом является творчество, поиск, творческий поиск. Подавление творческого поиска называется авторитаризмом, и организм реагирует на это особой формой ответа.
Форм ответа два: подчинение, или бунт. Давайте условимся называть человека, подвергшегося ограничению творчества, человеком внизу (нижний), а здоровую особь – человеком наверху (верхний). Чтобы человек смог разблокировать творчество, ему нужно подняться наверх. Но подняться наверх не так легко, потому что можно попасть в ловушку. Что же это за ловушка? Ловушка – это бунт. Почему это ловушка? Потому что бунтующий человек – это человек снизу, и, пока он бунтует, он будет внизу. Человек сверху не бунтует, ему всё равно.
Подчиняющийся человек, вместо творческой активности, выполняет строго указанные указания. Отклонение от указаний является ошибкой, а ошибка недопустима. Послушный боится совершать ошибки, и поэтому не экспериментирует. Он может выполнять лишь заранее определённую рутину. Бунтующий человек идёт против установленных норм. Но и он тоже не поступает творчески, и эти нормы как раз и определяют его поведение. Бунтующий человек не может поступать свободно, творчески, он ограничен тем, что его действия не могут подпадать под указания (напомню, что человеку сверху пофигу на указания – он может делать их, или не делать, он вообще не обращает на них особого внимания). Таким образом, действия бунтующего человека определены указаниями так же, как и послушного. Бунтующий человек не будет особо заниматься творческим поиском: он будет смотреть на указание и делать противоположным образом. Но один хрен, он внизу.
Чтобы разблокировать творчество, нужно прежде всего понимать, что ограничение находится прежде всего на эмоциональном уровне, чем на уровне убеждений. Но, конечно же, убеждения могут помешать разблокировке, поэтому, в первую очередь, следует заняться ими. Надо осознать ситуацию, понять, где, как, кто... то есть, нужно иметь чёткое описание конкретных авторитарных взаимоотношений, авторитарных реакций. Нужно понимать, кто кого подчиняет, оказывает давление, открытое оно, или скрытое. Авторитаризм проявляется не только в агрессии, но и в заботе, например. Авторитет может находиться в голове самого подчиняемого. Авторитаризм есть там, где есть ошибки. В творческом процессе есть попытки, но об ошибках там как-то мысль не возникает. А вот в авторитарном, рутинном процессе без творчества, отклонение в сторону от проторенного пути есть ошибка, являющаяся запрещённой.
Естественная утопия.
Внимание! Ввиду очень отрицательного отношения многих людей к утопиям, хочу предупредить, что я не призываю к изменению общества. Данная утопия является всего лишь иллюстрацией к различным философско-психологическим принципам. Создавать утопии полезно для развития воображения, и даёт возможность лучше понять реальный мир. Ведь мы не можем понять сразу всю жизнь. Хорошо бы, для начала, поработать с упрощёнными моделями. Часто такие модели помогают разглядеть суть проблем и увидеть способы их решения.
Вполне возможно общество без денег. И это не коммунизм. Самое лучшее общество – это то общество, где все друг другу осознанно не доверяют. Это общество хранителей.
Вот описание этого общества.
Существует производство. Продуктами производства может воспользоваться любой желающий в неограниченном количестве. Продукция просто производится и растаскивается людьми в произвольном порядке.
Хранить всю продукцию в одном месте опасно. Она может быть уничтожена одним махом. Самый надёжный способ хранения – это хранить вещи в разных местах. Чем большее число будет иметь долю, тем сохранней будут предметы. Если у кого-то вещи исчезнут, то подобные вещи останутся у других. Сразу все вещи исчезнуть не могут. Одно большое хранилище может сгореть, или может быть уничтожено сумасшедшим, но много хранилищ не могут быть уничтожены одновременно. То, что каждый человек будет иметь свою долю – это выгодно для сохранности продукции. Одному человеку доверять нельзя – у него могут сдать нервы, или что-нибудь подобное. Но многим – вполне. Во всяком случае, больше, чем одному.
В таком обществе не может быть воровства, потому что брать у другого позволено. В связи с этим не будут возникать конфликты, не нужно ничего укрывать.
Проблемы могут возникнуть лишь тогда, когда возникает недостаток чего-то, но недостаток обычно начинает ощущаться заранее (у человека есть способность предсказывать такие вещи интеллектом и волноваться по этому поводу).
Не будет больших накоплений, потому что они не выгодны: их легко потерять, и все усилия будут потрачены зря. Если у тебя есть излишек, то выгодней его отдать кому-то ещё, чтобы этот излишек лучше сохранился.
Таким образом, вещи будут храниться не у одного, или нескольких человек, а распределённым образом в обществе – так безопаснее.
Конечно, ограничения на накопления будут. Если какой-то человек начнёт накапливать слишком много, то это обратит на него внимание. Скорее всего, этот человек сумасшедший. Когда остальные увидят, что человек неадекватен, то его каким-либо образом изолируют, остановят. Во всяком случае, будут ограничивать ему доступ к своим ресурсам. А может быть, просто-напросто отберут – это же разрешено!
На какой мотивации будет осуществляться производство? Я исхожу из той идеи, что производство, как и сейчас, является массовым, так что небольшая группа людей производит огромное количество продукции. Зачем они будут производить, когда для них нет никакой выгоды? На самом деле, эти люди получают психологическую выгоду. Если люди нуждаются в каких-либо вещах, то их ценность повышается. Тот, кто производит эти ценные вещи, будет цениться другими людьми, к нему будет более хорошее отношение. То есть, к такому человеку люди будут добрее.
Конечно, в нашем обществе мы привыкли к тому, что благодетелей ненавидят, но наше общество далеко до идеала и порождает моральных уродов, психологически неполноценных людей. В обществе со здоровой структурой психологически больные люди будут составлять меньшинство, причём такое меньшинство, которое не будет обладать силой и не сможет оказывать какого-либо влияния.
Дети сами будут тянуться к тем, кто что-то производит, учиться у них, потому что производители нужных вещей – это уважаемые люди. И эти уважаемые люди с удовольствием будут учить детей, которые тянутся к ним – такова природа здорового человека.
Заниматься можно будет любой деятельностью, которая тебе по душе. И, конечно же, людей будет привлекать больше всего то, что востребовано. Таким образом, равновесие товаров будет устанавливаться естественно.