Историю как процесс смены общественно-экономических формаций рассматривал
а) Маркс
б) Шпенглер
в) Белл
г) Данилевский
В философско-исторической концепции К.Маркса основополагающим критерием выделения различных общественно-экономических формаций является:
а) способ производства
б) появление новых производственных технологий
в) объем ВВП на душу населения
г) характер классовой структуры
Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в концепции О.Шпенглера:
а) эти понятия тождественны
б) цивилизация – это стадия умирания культуры
в) культура – духовная сторона общественной жизни, цивилизация - мате-риальная
г) цивилизация – это огосударствленная культура
Критерием (-ями) отличения постиндустриальной стадии развития общества от индустриальной является:
а) автоматизация производства
б) преобладание в структуре занятости третичного сектора – сферы услуг
в) появление информационно-компьютерных технологий
г) все вышеперечисленное
Авторы концепции постиндустриального общества:
а) Маркс, Энгельс
б) Шпенглер, Тойнби
в) Белл, Тоффлер
г) Данилевский, Соловьев
Понятие «культурно-исторический тип» для обозначения локальных цивилизаций ввел:
а) Тойнби
б) Шпенглер
в) Данилевский
г) Хантингтон
Современный процесс интенсификации экономических, социальных, политических и культурных связей и взаимодействий, разворачивающихся поверх государственных границ – это:
а) колонизация
б) модернизация
в) монополизация
г) глобализация
Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил сформулировал:
а) Вебер
б) Рикардо
в) Маркс
г) Спенсер
Право есть возведенная в закон воля господствующего класса. С этим суждением полностью согласится:
а) Гегель
б) Монтескье
в) Локк
г) Маркс
Особенность морали, выражающая апеллирование к моральному долгу, а не к целе-сообразности:
а) внеинституциональность
б) нормативность
в) рациональность
г) императивность
Нравственная ориентация, согласно которой целью и смыслом жизни человека должно быть стремление к удовольствию, наслаждению:
а) гедонизм
б) эвдемонизм
в) рационализм
г) разумный эгоизм
Идею отделения политики от морали отстаивал:
а) Аристотель
б) Макиавелли
в) Локк
г) Маркс
Власть – это феномен:
а) отличающий политику от других сфер общественной жизни;
б) характерный только для сфер политики и экономики;
в) присутствующий везде, кроме духовной сферы;
г) характеризующий взаимоотношения людей в любой сфере общественной жизни.
Американский мыслитель Т. Пейн считал государство необходимым злом: чем оно меньше, тем лучше. Такой взгляд соответствует идеологии:
а) либерализма
б) консерватизма
в) социализма
г) анархизма
Духовное производство отличается от материального:
а) нематериальным характером создаваемых благ
б) всеобщим характером труда и потребления
в) неотделимостью основных средств труда от работника
г) всем вышеперечисленным
Концепции прав человека, договорного характера происхождения государства, правового государства сформировались в рамках идеологии:
а) социалистической
б) либеральной
в) консервативной
г) анархической
Идеология – это:
а) расхожие представления о характере текущей политики
б) попытка сконструировать идеальное государство
в) теория общественных идеалов
г) система ценностей и идей теоретического уровня, выражающих инте-ресы различных социальных групп
Принцип, действующий по отношению к гражданам в правовом государстве:
а) «разрешено абсолютно все»
б) «разрешено все, что не запрещено»
в) «разрешено все, кроме политики»
г) «запрещено все, что не разрешено»
Один из создателей учения о ноосфере:
а) Циолковский
б) Вернадский
в) Гумилев
г) Данилевский
Знание и вера в определенных пропорциях представлены:
а) только в религии и мифологии
б) во всех формах духовно-практического освоения мира (наука, искусство, религия, мораль)
в) во всех формах духовно-практического освоения мира кроме науки
г) во всех формах духовно-практического освоения мира только на обыден-ном уровне
Функция, общая для науки и религии:
а) иллюзорно-компенсаторная
б) социально-терапевтическая
в) мировоззренческая
г) интегрирующая
Религию отличает от мифологии:
а) вера в сверхъестественное
б) большая достоверность представляемой картины мира
в) наличие культа
г) большая древность
Главная функция искусства:
а) эстетическая
б) воспитательная
в) аксиологическая
г) познавательная
Ведущая функция морали:
а) оценочно-императивная
б) познавательная
в) воспитательная
г) аксиологическая
Процесс глобализации начался:
а) в период формирования Римской империи
б) в эпоху великих геграфических открытий
в) в период второй волны колонизации
г) в последней трети ХХ века
Знание и вера в определенных пропорциях представлены:
а) только в религии и мифологии
б) во всех формах духовно-практического освоения мира (наука, искусство, религия, мораль)
в) во всех формах духовно-практического освоения мира кроме науки
г) во всех формах духовно-практического освоения мира только на обыденном уровне