Какое философское направление являлось господствующим в эпоху Средневековья?
а) материалистическое;
б) идеалистическое;
в) диалектическое;
г) агностическое.
Определяющее влияние на развитие средневековой философии было оказано:
а) искусством
б) наукой
в) мифологией
г) религией
Философ XVII в., рассматривавший естественное состояние общества как «войну всех против всех»:
а) Монтескье
б) Локк
в) Макиавелли
г) Гоббс
Пантеизм – это отождествление:
а) Бога и человека
б) Бога и природы
в) человека и природы
г) науки и религии
Понятие общественного договора, использовавшееся в философии XVII-XVIII вв. означает:
а) заключение международных соглашений
б) заключение двухсторонних государственных соглашений
в) возникновение общества
г) переход общества от естественного состояния к государственному через согла-шение между людьми
Характерная черта философствования в эпоху Возрождения:
а) теоцентризм,
б) антропоцентризм,
в) космоцентризм,
г) геоцентризм.
Философ XVII в., положивший в основу своего учения суждение: "Мыслю, следовательно, существую":
а) Бэкон,
б) Декарт,
в) Спиноза,
г) Локк.
Европейский мыслитель XVII в. - основоположник эмпиризма:
а) Бэкон,
б) Декарт,
в) Спиноза,
г) Лейбниц.
Европейский мыслитель XVII в. - основоположник рационализма:
а) Бэкон,
б) Декарт,
в) Спиноза,
г) Лейбниц.
Образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности:
а) гуманизм,
б) антропоморфизм,
в) антропология,
г) пантеизм.
Мыслитель эпохи Возрождения, автор трактата «Государь»:
а) Петрарка
б) Кузанский
в) Макиавелли
д) Бруно
Представитель философии французского Просвещения:
а) Гольбах,
б) Гегель
в) Декарт
г) Спиноза
Гельвеций сравнивал процесс познания с судом: пять органов чувств - это пять свидетелей, только они могут прояснить истину. Его оппоненты, однако, возражали ему, что он забыл судью. Что они имели в виду:
а) Бога,
б) разум,
в) интуицию,
г) общественное мнение.
Представитель философии французского Просвещения:
а) Гольбах,
б) Гегель
в) Конт
г) Декарт
Ложные представления, связанные со слепой верой в авторитеты, по Бэкону:
а) идолы рода;
б) идолы пещеры;
в) идолы рынка;
г) идолы театра
Представитель рационализма:
а) Бэкон,
б) Гоббс,
в) Локк,
г) Спиноза.
Социально-политические концепции Локка и Руссо объединяет идея:
а) разделения властей,
б) общественного договора,
в) ликвидации частной собственности,
г) определения политики экономикой.
Французские просветители (Дидро, Даламбер, Гольбах и др.) получили прозвище “энциклопедистов”:
а) за демонстрируемый энциклопедический объем знаний;
б) за составление “Энциклопедии наук, искусств, ремесел”;
в) за привычку сочинять пухлые тома по простым вопросам
г) за введение в лексикон понятия «энциклопедия».
Французские просветители предлагали преобразовать общество на основе принципов:
а) веры и разума
б) разума и справедливости
в) любви и долга
г) веры и интуиции
Универсальный метод истинного познания в философии Бэкона – это …
Философ XVII в., рассматривавший естественное состояние общества как «войну всех против всех»:
а) Монтескье
б) Локк
в) Макиавелли
г) Гоббс
Позиция, преобладающая в философии французского Просвещения:
а) материалистическая,
б) идеалистическая,
в) диалектическая,
г) скептическая.
Философская позиция, выраженная в суждении: "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах":
а) сенсуализм,
б) рационализм,
в) номинализм,
г) агностицизм.
Гегель – представитель:
а) объективного идеализма,
б) субъективного идеализма,
в) метафизического материализма,
г) диалектического материализма.
Представитель немецкой классической философии - сторонник материализма:
а) Фейербах
б) Кант
в) Фихте
г) Гегель
Кант сформулировал категорический императив, рассматривая вопросы:
а) развития
б) познания
в) бытия
г) морали
Немецкий философ, проанализировавший историческое движение человеческой мысли и выразивший ее целостное, закономерное развитие в понятиях "мирового разума", "абсолютной идеи":
а) Кант,
б) Фихте,
в) Гегель,
г) Фейербах.
Характерная черта философии Гегеля, которую отражает следующее его высказывание: "Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречий - критерий заблуждения":
а) скептицизм,
б) рационализм,
в) материализм,
г) диалектика.
Диалектический механизм развития любого объекта, по Гегелю, включает в себя непременно три ступени, кратко обозначаемые им: тезис - антитезис - ... .
Кантовское понятие "априори" означает:
а) неразрешимое противоречие;
б) опытное знание;
в) внеопытное знание;
г) отрицание возможности познания мира.
Положение, соответствующее гегелевскому пониманию источника развития:
а) Источником всякого развития выступает саморазвитие понятия, а значит, оно имеет логическую, духовную природу.
б) Конечной причиной развития является внешний толчок, импульс, действие внешних сил на тело.
в) Источником развития является борьба противоположных сторон, тенденций, свойственных материальным образованиям.
г) Конечным источником всякого развития является Бог - "неподвижный перво-двигатель".
Маркс и Энгельс опирались в своей философии на диалектику:
а) Сократа
б) Фихте
в) Ленина
г) Гегеля
Разработчик трудовой теории антропогенеза:
а) Маркс,
б) Энгельс,
в) Плеханов,
г) Ленин.
Критерием общественного прогресса в марксистской философии выступает:
а) Уровень развития производительных сил.
б) Степень демократичности политического режима.
в) Уровень развития научных знаний.
г) Степень нравственного совершенства человека.
Маркс и Энгельс видели отличие своей диалектики от гегелевской в том, что она стала:
а) объективной;
б) рационалистической;
в) материалистической;
г) исторической.
Общественно-экономическая формация, по Марксу, - это:
а) общество в целом, взятое на определенном этапе своего развития, специфику которого определяет особый способ производства;
б) экономическая сфера жизни общества;
в) определенная стадия в развитии материального производства;
г) буржуазное общество.
Общественные отношения, которые рассматриваются в марксистской философии как основные, определяющие развитие всех других:
а) классовые;
б) национальные;
в) экономические (производственные);
г) политические.
Философским открытием марксизма является:
а) материалистическое понимание истории;
б) формулировка принципов правового государства;
в) создание идеалистической диалектики;
г) формулировка категорического императива.
Ответ на сформулированный в марксизме основной вопрос философии разделил мыслителей на два лагеря:
а) материалистов и идеалистов
б) агностиков и скептиков
в) сторонников диалектики и сторонников метафизики
г) сторонников рационализма и сторонников эмпиризма
Кредо марксистской философии выражено в знаменитом тезисе К.Маркса: “Фило-софы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы …”:
а) понять его;
б) подвергнуть его разумной критике;
в) изменить его;
г) сохранить его.
Тезис, выражающий суть материалистического понимания истории в марксистской философии:
а) Историческое развитие носит субъективный характер.
б) Общественное бытие определяет общественное сознание.
в) Вся человеческая история (кроме первобытной) была историей борьбы классов.
г) Развитие общества подобно развитию любого живого организма и, следовательно, носит естественный характер.
Основоположник русского космизма:
а) Соловьев,
б) Бердяев,
в) Федоров,
г) Данилевский.
Почвенничество продолжает в русской философской мысли традицию:
а) славянофильства;
б) философии всеединства;
в) либерального западничества;
г) радикального западничества.
Основоположник «философии всеединства»:
а) Бердяев,
б) Хомяков,
в) Соловьев,
г) Чаадаев.