Древнегреческий эпос. Гомер «Илиада»
Древнегреческая мифология
1. Понятие о мифе. Особенности мифологического мышления.
2. Аналитическая психология о мифе. Мифологические архетипы.
Труды К.Юнга об архетипе.
3. Классификация мифологических сюжетов. Мифы космогонические, антропогонические, аграрные, героические и т.д.
4. Своеобразие античной мифологии. Древнегреческая теогония. От Хаоса к Космосу. Титаны и олимпийцы.
5. Героические мифы и мифы о культурном герое.
6. Аполлонизм как специфика древнегреческой культуры. Боги и мифологические герои, связанные с миром творчества. Аполлон, музы, Дионис, Орфей и др.
7. Историко-культурное значение античной мифологии.
Литература
Тексты
Грейвс Р. Мифы Древней Греции. — М., 1992.
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).
Мифы народов мира: В 2т. —М., 1980 (и последующие издания)
Овидий. Метаморфозы. — М., 1972.
Исследования
Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. — М.,1957.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М.,1995.
Тахо-годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах и символах.— М.,1998.
Элиаде М. Миф о вечном возвращении.— Спб., 1998.
Юнг К. Архетип и символ.— М.,1991.
Занятие 2
Древнегреческий эпос. Гомер «Илиада»
1. «Гомеровский вопрос». История создания «Илиады». Сочетание исторических событий и мифологических сюжетов.
2. Идейно-тематический комплекс гомеровского эпоса. Авторская оценка и авторский идеал.
3. Жанрово-видовая принадлежность. Понятие об эпосе. Социально-историческая основа эпоса. Жанровые контаминации.
4. Структура и компоненты сюжета гомеровской поэмы.
5. Особенности построения композиции «Илиады».
6. Какое место в сюжетно-композиционной системе занимает описание щита Ахилла (XVIII гл.). Определите жанровую специфику отрывка.
7. Каковы приемы создания образов героев в гомеровском эпосе. Зарождение индивидуальной характеристики у Гомера.
8. Сцена прощания Гектора и Андромахи, как пример зарождающейся лирики (VI гл. строки 394-495). Определите родовые признаки лирики и их проявление в данном отрывке.
9. Люди и боги в поэмах Гомера. Функции образов богов в поэмах.
10. Человек и судьба в произведениях Гомера. Боги и судьба.
11. Гуманизм Гомера в решении темы войны и мира, отношении к человеку.
12. Значение поэм Гомера для греческой и последующей европейской культуры.
Литература
Тексты
Гомер. Илиада.
Исследования
Вейль С. «Илиада», или Поэма о Силе // Новый мир. № 6. 1990. С. 250-260.
Лосев А.Ф. Гомер. — М.,1960.
Мелетинский Е. Происхождение героического эпоса. — М.,1963.
Шталь И.В. Гомеровский эпос. — М., 1975.
Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. — М.,1983.
Занятие 3
Древнегреческая трагедия.
«Орестея» Эсхила
Как одно из высших достижений жанра
1. Устройство греческого театра и театральных представлений.
2. Происхождение греческой трагедии и ее структура.
3. Эсхил как «отец трагедии». Его вклад в развитие жанра. Общая характеристика трагедий, созданных до «Орестеи».
4. Миф об Атридах как основа трилогии.
5. Рассмотрение каждой из частей трилогии в связи с остальными.
6. Наиболее важные вехи обработки мифа об Атридах в последующей драматургической традиции.
7. Основания активного обращение к трилогии Эсхила в современную эпоху.
Тексты
Эсхил. Орестея.
Исследования
Боннар А. Трагедия, Эсхил, Рок и справедливость// Греческая цивилизация.—
М.,1958. Кн. 1.
Головня В.В. История античного театра. — М.,1972.
Гусейнов Г.Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. —
М.,1982.
Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. — М.,1990.
Ярхо В.Н. Эсхил. — М.,1958.
Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых
художественных произведений
Эсхил «Орестея» (пер. С.Апта)
«Орестея» («Агамемнон». Эписодий IV, Коммос)
1. Какие черты «вечного образа» Кассандры воплощены в приведенном диалоге?
2. Какая ритуальная модель определяет своеобразие художественной образности рассматриваемого драматического фрагмента?
«Орестея» («Хоэфоры». Эписодий III, Стасим III)
1. Как проявились в указанном эписодии выразительные возможности стихомифии? Найдите в тексте «Орестеи» другие примеры стихомифии. Каковы основания обращения к ней?
2. Изменилась ли роль хора в этом эписодии?
«Орестея» («Эвмениды». Коммос II)
1. Как в речах Афины проясняется название этой части трилогии?
2. Почему именно богине Афине отведена в этой части ведущая роль?
3. Почему в этом месте трилогии драматургу понадобился именно коммос?
Занятие 4.
Древнегреческая трагедия.
Тесты
Софокл. Трагедии: «Царь Эдип», «Антигона» (любое издание, любой перевод).
Исследования
Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность. — М.,1972.
Головня В.В. История античного театра .— М.,1972.
Теперик Т.Ф. Сентенция в различных элементах жанровой структуры трагедии Софокла // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. — М.,1990.
Занятие 5
Древнегреческая трагедия.
Еврипид «Медея», «Ипполит».
Тексты
Еврипид. Медея. Ипполит (любое издание, любой перевод).
Сенека. Федра (любое издание, любой перевод).
Исследования
Беляев Д.Ф. К вопросу о мировоззрении Еврипида. — Казань, 1978.
Гончарова Т.В. Еврипид. — М.,1986.
Занятие 6.
Тексты
Аристофан. Всадники. Облака. Лягушки.
Исследования
Головня В.В. Аристофан. — М.,1955.
Соболевский С.И. Аристофан и его время. — М.,1957.
Штейн А.Л. Веселое искусство комедии. — М.,1990.
Ярхо В.Н. Аристофан. — М.,1954.
Боннар А. Смех Аристофана // Боннар А. Греческая цивилизация. —М.,1994, Т.2. Гл. VIII.
Ярхо В., Полонская К. Античная комедия. — М.,1979.
Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых
художественных произведений
«Облака» (Эписодий VII и VIII. Агон II)
1. Как в приведенных диалогах проявляется софистический принцип аргументации?
2. Как при этом меняются положение и роль главного героя?
3. Какова в эписодиях роль хора?
«Лягушки» (Агон)
1. Как проявляется в приведенном фрагменте структурное назначение агона?
2. Почему комедия содержит большой, разросшийся агон?
3. Какова в агоне роль бога театра Диониса?
4. Какие слабые места усматривают спорящие драматурги в прологах друг у друга?
5. Какую взаимную оценку получают у них хоровые партии?
6. В чем вы видите роль хора в трагедии и комедии?
7.
А. Боннар. Смех Аристофана
Ознакомьтесь с суждениями об Аристофане и своеобразии его комедий известного швейцарского ученого А.Боннара , автора знаменитого труда «Греческая цивилизация». Опираясь на прочитанный текст, ответьте на вопросы :
1. Приведите примеры из комедий Аристофана, свидетельствующие о «земледельческих» симпатиях автора.
2. Какие из аристотелевских героев, на ваш взгляд, подходят под определение А.Боннара – «персонажи-гибриды»?
3. Подтвердите наблюдениями над текстом аристофановских комедий, что его комедия и сатирична и лирична.
Занятие 7.
Тексты
Публий Вергилий Марон. Энеида.
Исследования
Гаспаров М. Вергилий – поэт будущего //Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида.— М.,1979.
Ошеров С.А. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия //Античность и современность. — М.,1972. С.317-329.
Топоров В. Эней – человек судьбы. — М.,1993.
Шервинский С. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида.— М.,1971.
Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых
художественных произведений
«Энеида». Книги IV и VI
Ответьте на поставленные вопросы:
1. Насколько различно отношение героев к предстоящей разлуке?
2. Как приведенный диалог характеризует индивидуальность героев и намечает дальнейший ход событий?
3. Какую роль в VI кн. «Энеиды» играют Сивилла и золотая ветвь?
4. Какой образ времени и пространства создает Вергилий с целью воплощения идеи метемпсихоза?
5. Как устами Анхиза определяется историческая миссия римского народа?
6. Какую роль «путешествие в Аид» играет в общей истории героя?
И.Бродский. Дидона и Эней
Ознакомьтесь со стихотворением И.Бродского и подумайте над рядом поставленных вопросов:
1. Почему в самом тексте стихотворения имена Энея и Дидоны не употребляются?
2. Какие реминисценции из «Энеиды» встречаются в образах стихотворения?
3. В чем смысл особого выделения последней строки?
4. Можно ли отнести это стихотворение И.Бродского к образцам философской лирики?
Великий человек смотрел в окно,
а для нее весь мир кончался краем
его широкой, греческой туники,
обильем складок походившей на
остановившееся море.
Он же
смотрел в окно, и взгляд его сейчас
был так далек от этих мест, что губы
застыли. Точно раковина, где
таится гул, и горизонт в бокале
был неподвижен.
А ее любовь
была лишь рыбой – может, и способной
пуститься в море вслед за кораблем
и, рассекая волны гибким телом,
возможно, обогнать его… но он –
он мысленно уже ступил на сушу.
и море обернулось морем слез.
но, как известно, именно в минуту
отчаянья и начинает дуть
попутный ветер. И великий муж
покинул Карфаген.
Она стояла
перед костром, который разожгли
под городской стеной ее солдаты,
и видела, как в мареве костра,
дрожавшем между пламенем и дымом,
беззвучно распадался Карфаген
задолго до пророчества Катона.
Элиот. Что такое классика ?
Вопросы литературы. 1988. №8. С.191-199
Ознакомьтесь с фрагментом эссе англо-американского поэта Т.С.Элиота. С этим текстом он обратился к членам Общества Вергилия, созданного в 1944 г. при Лондонском университете.
Подумайте над следующими вопросами:
1. Какую характеристику понятия «классика» предлагает в своем эссе Т.С.Элиот?
2. Согласны ли вы с Элиотом, что Вергилий как никто другой соответствует этой характеристике?
3. Какой смысл вкладываете вы в понятие «классик», «классика»?
4. Разделяете ли вы мнение Элиота об «истощающем» воздействии классики?
Вопросы для углубленного исследования фрагментов текста изучаемых художественных произведений
Боннар А. Греческий роман
Ознакомьтесь с отрывком из книги А.Боннара «Греческая цивилизация», посвященным роману Лонга (С.639-643). Ответьте на вопросы и выполните задания.
1. Согласны ли вы с мнением А.Боннара. что античный роман был «одной из форм бегства»?
2. Если да, то аргументируйте: бегства от чего?
3. Найдите в тексте романа свидетельства того, что природа – «сообщница любви», как утверждает Боннар.
4. Оцените ритмику романной фразы в переводе С.Кондратьева. Приведите примеры поэтической рифмовки фраз.
Занятие 8.
Античность и современность
Исследования
Анненский И.Ф. Художественная обработка мифов об Орестее, убийце матери, в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида. — Журнал Министерства народного просвещения, 1900, № 7 и 8.
Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. — М., 1994.
Гусейнов Г.Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия.— М., 1982.
Коренева М. М. Творчество Юджина О′ Нила и пути американской драмы. — М.,1990.
Кузнецов В.Н. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм.— М., 1970.
Михайлов А.Д. Путь Жироду-драматурга // Жироду Ж. Пьесы. — М., 1981.
Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. — М.,1978.
Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства. — М., 1990.
Ярхо В. Н. Древнегреческая литература. Трагедия. — М., 2000.
●
Древнегреческая мифология
1. Понятие о мифе. Особенности мифологического мышления.
2. Аналитическая психология о мифе. Мифологические архетипы.
Труды К.Юнга об архетипе.
3. Классификация мифологических сюжетов. Мифы космогонические, антропогонические, аграрные, героические и т.д.
4. Своеобразие античной мифологии. Древнегреческая теогония. От Хаоса к Космосу. Титаны и олимпийцы.
5. Героические мифы и мифы о культурном герое.
6. Аполлонизм как специфика древнегреческой культуры. Боги и мифологические герои, связанные с миром творчества. Аполлон, музы, Дионис, Орфей и др.
7. Историко-культурное значение античной мифологии.
Литература
Тексты
Грейвс Р. Мифы Древней Греции. — М., 1992.
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).
Мифы народов мира: В 2т. —М., 1980 (и последующие издания)
Овидий. Метаморфозы. — М., 1972.
Исследования
Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. — М.,1957.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М.,1995.
Тахо-годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах и символах.— М.,1998.
Элиаде М. Миф о вечном возвращении.— Спб., 1998.
Юнг К. Архетип и символ.— М.,1991.
Занятие 2
Древнегреческий эпос. Гомер «Илиада»
1. «Гомеровский вопрос». История создания «Илиады». Сочетание исторических событий и мифологических сюжетов.
2. Идейно-тематический комплекс гомеровского эпоса. Авторская оценка и авторский идеал.
3. Жанрово-видовая принадлежность. Понятие об эпосе. Социально-историческая основа эпоса. Жанровые контаминации.
4. Структура и компоненты сюжета гомеровской поэмы.
5. Особенности построения композиции «Илиады».
6. Какое место в сюжетно-композиционной системе занимает описание щита Ахилла (XVIII гл.). Определите жанровую специфику отрывка.
7. Каковы приемы создания образов героев в гомеровском эпосе. Зарождение индивидуальной характеристики у Гомера.
8. Сцена прощания Гектора и Андромахи, как пример зарождающейся лирики (VI гл. строки 394-495). Определите родовые признаки лирики и их проявление в данном отрывке.
9. Люди и боги в поэмах Гомера. Функции образов богов в поэмах.
10. Человек и судьба в произведениях Гомера. Боги и судьба.
11. Гуманизм Гомера в решении темы войны и мира, отношении к человеку.
12. Значение поэм Гомера для греческой и последующей европейской культуры.
Литература
Тексты
Гомер. Илиада.
Исследования
Вейль С. «Илиада», или Поэма о Силе // Новый мир. № 6. 1990. С. 250-260.
Лосев А.Ф. Гомер. — М.,1960.
Мелетинский Е. Происхождение героического эпоса. — М.,1963.
Шталь И.В. Гомеровский эпос. — М., 1975.
Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. — М.,1983.
Занятие 3
Древнегреческая трагедия.
«Орестея» Эсхила