Древнегреческий эпос. Гомер «Илиада»

Древнегреческая мифология

1. Понятие о мифе. Особенности мифологического мышления.

2. Аналитическая психология о мифе. Мифологические архетипы.

Труды К.Юнга об архетипе.

3. Классификация мифологических сюжетов. Мифы космогонические, антропогонические, аграрные, героические и т.д.

4. Своеобразие античной мифологии. Древнегреческая теогония. От Хаоса к Космосу. Титаны и олимпийцы.

5. Героические мифы и мифы о культурном герое.

6. Аполлонизм как специфика древнегреческой культуры. Боги и мифологические герои, связанные с миром творчества. Аполлон, музы, Дионис, Орфей и др.

7. Историко-культурное значение античной мифологии.

Литература

Тексты

Грейвс Р. Мифы Древней Греции. — М., 1992.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).

Мифы народов мира: В 2т. —М., 1980 (и последующие издания)

Овидий. Метаморфозы. — М., 1972.

Исследования

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. — М.,1957.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М.,1995.

Тахо-годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах и символах.— М.,1998.

Элиаде М. Миф о вечном возвращении.— Спб., 1998.

Юнг К. Архетип и символ.— М.,1991.

Занятие 2

Древнегреческий эпос. Гомер «Илиада»

1. «Гомеровский вопрос». История создания «Илиады». Сочетание исторических событий и мифологических сюжетов.

2. Идейно-тематический комплекс гомеровского эпоса. Авторская оценка и авторский идеал.

3. Жанрово-видовая принадлежность. Понятие об эпосе. Социально-историческая основа эпоса. Жанровые контаминации.

4. Структура и компоненты сюжета гомеровской поэмы.

5. Особенности построения композиции «Илиады».

6. Какое место в сюжетно-композиционной системе занимает описание щита Ахилла (XVIII гл.). Определите жанровую специфику отрывка.

7. Каковы приемы создания образов героев в гомеровском эпосе. Зарождение индивидуальной характеристики у Гомера.

8. Сцена прощания Гектора и Андромахи, как пример зарождающейся лирики (VI гл. строки 394-495). Определите родовые признаки лирики и их проявление в данном отрывке.

9. Люди и боги в поэмах Гомера. Функции образов богов в поэмах.

10. Человек и судьба в произведениях Гомера. Боги и судьба.

11. Гуманизм Гомера в решении темы войны и мира, отношении к человеку.

12. Значение поэм Гомера для греческой и последующей европейской культуры.

Литература

Тексты

Гомер. Илиада.

Исследования

Вейль С. «Илиада», или Поэма о Силе // Новый мир. № 6. 1990. С. 250-260.

Лосев А.Ф. Гомер. — М.,1960.

Мелетинский Е. Происхождение героического эпоса. — М.,1963.

Шталь И.В. Гомеровский эпос. — М., 1975.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. — М.,1983.

Занятие 3

Древнегреческая трагедия.

«Орестея» Эсхила

Как одно из высших достижений жанра

1. Устройство греческого театра и театральных представлений.

2. Происхождение греческой трагедии и ее структура.

3. Эсхил как «отец трагедии». Его вклад в развитие жанра. Общая характеристика трагедий, созданных до «Орестеи».

4. Миф об Атридах как основа трилогии.

5. Рассмотрение каждой из частей трилогии в связи с остальными.

6. Наиболее важные вехи обработки мифа об Атридах в последующей драматургической традиции.

7. Основания активного обращение к трилогии Эсхила в современную эпоху.

Тексты

Эсхил. Орестея.

Исследования

Боннар А. Трагедия, Эсхил, Рок и справедливость// Греческая цивилизация.—

М.,1958. Кн. 1.

Головня В.В. История античного театра. — М.,1972.

Гусейнов Г.Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. —

М.,1982.

Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. — М.,1990.

Ярхо В.Н. Эсхил. — М.,1958.

Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых

художественных произведений

Эсхил «Орестея» (пер. С.Апта)

«Орестея» («Агамемнон». Эписодий IV, Коммос)

1. Какие черты «вечного образа» Кассандры воплощены в приведенном диалоге?

2. Какая ритуальная модель определяет своеобразие художественной образности рассматриваемого драматического фрагмента?

«Орестея» («Хоэфоры». Эписодий III, Стасим III)

1. Как проявились в указанном эписодии выразительные возможности стихомифии? Найдите в тексте «Орестеи» другие примеры стихомифии. Каковы основания обращения к ней?

2. Изменилась ли роль хора в этом эписодии?

«Орестея» («Эвмениды». Коммос II)

1. Как в речах Афины проясняется название этой части трилогии?

2. Почему именно богине Афине отведена в этой части ведущая роль?

3. Почему в этом месте трилогии драматургу понадобился именно коммос?

Занятие 4.

Древнегреческая трагедия.

Тесты

Софокл. Трагедии: «Царь Эдип», «Антигона» (любое издание, любой перевод).

Исследования

Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность. — М.,1972.

Головня В.В. История античного театра .— М.,1972.

Теперик Т.Ф. Сентенция в различных элементах жанровой структуры трагедии Софокла // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. — М.,1990.

Занятие 5

Древнегреческая трагедия.

Еврипид «Медея», «Ипполит».

Тексты

Еврипид. Медея. Ипполит (любое издание, любой перевод).

Сенека. Федра (любое издание, любой перевод).

Исследования

Беляев Д.Ф. К вопросу о мировоззрении Еврипида. — Казань, 1978.

Гончарова Т.В. Еврипид. — М.,1986.

Занятие 6.

Тексты

Аристофан. Всадники. Облака. Лягушки.

Исследования

Головня В.В. Аристофан. — М.,1955.

Соболевский С.И. Аристофан и его время. — М.,1957.

Штейн А.Л. Веселое искусство комедии. — М.,1990.

Ярхо В.Н. Аристофан. — М.,1954.

Боннар А. Смех Аристофана // Боннар А. Греческая цивилизация. —М.,1994, Т.2. Гл. VIII.

Ярхо В., Полонская К. Античная комедия. — М.,1979.

Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых

художественных произведений

«Облака» (Эписодий VII и VIII. Агон II)

1. Как в приведенных диалогах проявляется софистический принцип аргументации?

2. Как при этом меняются положение и роль главного героя?

3. Какова в эписодиях роль хора?

«Лягушки» (Агон)

1. Как проявляется в приведенном фрагменте структурное назначение агона?

2. Почему комедия содержит большой, разросшийся агон?

3. Какова в агоне роль бога театра Диониса?

4. Какие слабые места усматривают спорящие драматурги в прологах друг у друга?

5. Какую взаимную оценку получают у них хоровые партии?

6. В чем вы видите роль хора в трагедии и комедии?

7.

А. Боннар. Смех Аристофана

Ознакомьтесь с суждениями об Аристофане и своеобразии его комедий известного швейцарского ученого А.Боннара , автора знаменитого труда «Греческая цивилизация». Опираясь на прочитанный текст, ответьте на вопросы :

1. Приведите примеры из комедий Аристофана, свидетельствующие о «земледельческих» симпатиях автора.

2. Какие из аристотелевских героев, на ваш взгляд, подходят под определение А.Боннара – «персонажи-гибриды»?

3. Подтвердите наблюдениями над текстом аристофановских комедий, что его комедия и сатирична и лирична.

Занятие 7.

Тексты

Публий Вергилий Марон. Энеида.

Исследования

Гаспаров М. Вергилий – поэт будущего //Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида.— М.,1979.

Ошеров С.А. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия //Античность и современность. — М.,1972. С.317-329.

Топоров В. Эней – человек судьбы. — М.,1993.

Шервинский С. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида.— М.,1971.

Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых

художественных произведений

«Энеида». Книги IV и VI

Ответьте на поставленные вопросы:

1. Насколько различно отношение героев к предстоящей разлуке?

2. Как приведенный диалог характеризует индивидуальность героев и намечает дальнейший ход событий?

3. Какую роль в VI кн. «Энеиды» играют Сивилла и золотая ветвь?

4. Какой образ времени и пространства создает Вергилий с целью воплощения идеи метемпсихоза?

5. Как устами Анхиза определяется историческая миссия римского народа?

6. Какую роль «путешествие в Аид» играет в общей истории героя?

И.Бродский. Дидона и Эней

Ознакомьтесь со стихотворением И.Бродского и подумайте над рядом поставленных вопросов:

1. Почему в самом тексте стихотворения имена Энея и Дидоны не употребляются?

2. Какие реминисценции из «Энеиды» встречаются в образах стихотворения?

3. В чем смысл особого выделения последней строки?

4. Можно ли отнести это стихотворение И.Бродского к образцам философской лирики?

Великий человек смотрел в окно,

а для нее весь мир кончался краем

его широкой, греческой туники,

обильем складок походившей на

остановившееся море.

Он же

смотрел в окно, и взгляд его сейчас

был так далек от этих мест, что губы

застыли. Точно раковина, где

таится гул, и горизонт в бокале

был неподвижен.

А ее любовь

была лишь рыбой – может, и способной

пуститься в море вслед за кораблем

и, рассекая волны гибким телом,

возможно, обогнать его… но он –

он мысленно уже ступил на сушу.

и море обернулось морем слез.

но, как известно, именно в минуту

отчаянья и начинает дуть

попутный ветер. И великий муж

покинул Карфаген.

Она стояла

перед костром, который разожгли

под городской стеной ее солдаты,

и видела, как в мареве костра,

дрожавшем между пламенем и дымом,

беззвучно распадался Карфаген

задолго до пророчества Катона.

Элиот. Что такое классика ?

Вопросы литературы. 1988. №8. С.191-199

Ознакомьтесь с фрагментом эссе англо-американского поэта Т.С.Элиота. С этим текстом он обратился к членам Общества Вергилия, созданного в 1944 г. при Лондонском университете.

Подумайте над следующими вопросами:

1. Какую характеристику понятия «классика» предлагает в своем эссе Т.С.Элиот?

2. Согласны ли вы с Элиотом, что Вергилий как никто другой соответствует этой характеристике?

3. Какой смысл вкладываете вы в понятие «классик», «классика»?

4. Разделяете ли вы мнение Элиота об «истощающем» воздействии классики?

Вопросы для углубленного исследования фрагментов текста изучаемых художественных произведений

Боннар А. Греческий роман

Ознакомьтесь с отрывком из книги А.Боннара «Греческая цивилизация», посвященным роману Лонга (С.639-643). Ответьте на вопросы и выполните задания.

1. Согласны ли вы с мнением А.Боннара. что античный роман был «одной из форм бегства»?

2. Если да, то аргументируйте: бегства от чего?

3. Найдите в тексте романа свидетельства того, что природа – «сообщница любви», как утверждает Боннар.

4. Оцените ритмику романной фразы в переводе С.Кондратьева. Приведите примеры поэтической рифмовки фраз.

Занятие 8.

Античность и современность

Исследования

Анненский И.Ф. Художественная обработка мифов об Орестее, убийце матери, в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида. — Журнал Министерства народного просвещения, 1900, № 7 и 8.

Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. — М., 1994.

Гусейнов Г.Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия.— М., 1982.

Коренева М. М. Творчество Юджина О′ Нила и пути американской драмы. — М.,1990.

Кузнецов В.Н. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм.— М., 1970.

Михайлов А.Д. Путь Жироду-драматурга // Жироду Ж. Пьесы. — М., 1981.

Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. — М.,1978.

Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства. — М., 1990.

Ярхо В. Н. Древнегреческая литература. Трагедия. — М., 2000.

Древнегреческая мифология

1. Понятие о мифе. Особенности мифологического мышления.

2. Аналитическая психология о мифе. Мифологические архетипы.

Труды К.Юнга об архетипе.

3. Классификация мифологических сюжетов. Мифы космогонические, антропогонические, аграрные, героические и т.д.

4. Своеобразие античной мифологии. Древнегреческая теогония. От Хаоса к Космосу. Титаны и олимпийцы.

5. Героические мифы и мифы о культурном герое.

6. Аполлонизм как специфика древнегреческой культуры. Боги и мифологические герои, связанные с миром творчества. Аполлон, музы, Дионис, Орфей и др.

7. Историко-культурное значение античной мифологии.

Литература

Тексты

Грейвс Р. Мифы Древней Греции. — М., 1992.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).

Мифы народов мира: В 2т. —М., 1980 (и последующие издания)

Овидий. Метаморфозы. — М., 1972.

Исследования

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. — М.,1957.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М.,1995.

Тахо-годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах и символах.— М.,1998.

Элиаде М. Миф о вечном возвращении.— Спб., 1998.

Юнг К. Архетип и символ.— М.,1991.

Занятие 2

Древнегреческий эпос. Гомер «Илиада»

1. «Гомеровский вопрос». История создания «Илиады». Сочетание исторических событий и мифологических сюжетов.

2. Идейно-тематический комплекс гомеровского эпоса. Авторская оценка и авторский идеал.

3. Жанрово-видовая принадлежность. Понятие об эпосе. Социально-историческая основа эпоса. Жанровые контаминации.

4. Структура и компоненты сюжета гомеровской поэмы.

5. Особенности построения композиции «Илиады».

6. Какое место в сюжетно-композиционной системе занимает описание щита Ахилла (XVIII гл.). Определите жанровую специфику отрывка.

7. Каковы приемы создания образов героев в гомеровском эпосе. Зарождение индивидуальной характеристики у Гомера.

8. Сцена прощания Гектора и Андромахи, как пример зарождающейся лирики (VI гл. строки 394-495). Определите родовые признаки лирики и их проявление в данном отрывке.

9. Люди и боги в поэмах Гомера. Функции образов богов в поэмах.

10. Человек и судьба в произведениях Гомера. Боги и судьба.

11. Гуманизм Гомера в решении темы войны и мира, отношении к человеку.

12. Значение поэм Гомера для греческой и последующей европейской культуры.

Литература

Тексты

Гомер. Илиада.

Исследования

Вейль С. «Илиада», или Поэма о Силе // Новый мир. № 6. 1990. С. 250-260.

Лосев А.Ф. Гомер. — М.,1960.

Мелетинский Е. Происхождение героического эпоса. — М.,1963.

Шталь И.В. Гомеровский эпос. — М., 1975.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. — М.,1983.

Занятие 3

Древнегреческая трагедия.

«Орестея» Эсхила

Наши рекомендации