Как одно из высших достижений жанра

1. Устройство греческого театра и театральных представлений.

2. Происхождение греческой трагедии и ее структура.

3. Эсхил как «отец трагедии». Его вклад в развитие жанра. Общая характеристика трагедий, созданных до «Орестеи».

4. Миф об Атридах как основа трилогии.

5. Рассмотрение каждой из частей трилогии в связи с остальными.

6. Наиболее важные вехи обработки мифа об Атридах в последующей драматургической традиции.

7. Основания активного обращение к трилогии Эсхила в современную эпоху.

Тексты

Эсхил. Орестея.

Исследования

Боннар А. Трагедия, Эсхил, Рок и справедливость// Греческая цивилизация.—

М.,1958. Кн. 1.

Головня В.В. История античного театра. — М.,1972.

Гусейнов Г.Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. —

М.,1982.

Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. — М.,1990.

Ярхо В.Н. Эсхил. — М.,1958.

Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых

художественных произведений

Эсхил «Орестея» (пер. С.Апта)

«Орестея» («Агамемнон». Эписодий IV, Коммос)

1. Какие черты «вечного образа» Кассандры воплощены в приведенном диалоге?

2. Какая ритуальная модель определяет своеобразие художественной образности рассматриваемого драматического фрагмента?

«Орестея» («Хоэфоры». Эписодий III, Стасим III)

1. Как проявились в указанном эписодии выразительные возможности стихомифии? Найдите в тексте «Орестеи» другие примеры стихомифии. Каковы основания обращения к ней?

2. Изменилась ли роль хора в этом эписодии?

«Орестея» («Эвмениды». Коммос II)

1. Как в речах Афины проясняется название этой части трилогии?

2. Почему именно богине Афине отведена в этой части ведущая роль?

3. Почему в этом месте трилогии драматургу понадобился именно коммос?

Занятие 4.

Древнегреческая трагедия.

Софокл «Царь Эдип», «Антигона».

1. Образы трагических героев в драмах Софокла.

1. Анализ трагедии Софокла «Царь Эдип»:

а) мифологическая основа трагедии;

б) комплекс «трагической вины» в произведении Софокла (объективные

и субъективные причины вины главного героя);

в) проблематика трагедии (рок и свободная воля человека, проблема

власти в трагедии).

2. Эволюция классической трагедии в творчестве Эсхила и Софокла.

Тесты

Софокл. Трагедии: «Царь Эдип», «Антигона» (любое издание, любой перевод).

Исследования

Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность. — М.,1972.

Головня В.В. История античного театра .— М.,1972.

Теперик Т.Ф. Сентенция в различных элементах жанровой структуры трагедии Софокла // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. — М.,1990.

Занятие 5

Древнегреческая трагедия.

Еврипид «Медея», «Ипполит».

Римская трагедия. Сенека «Федра».

1. Новаторская роль Еврипида в античной драматургии.

2. Анализ трагедии «Медея»:

а) миф и отступление от традиционной мифологической формы;

б) образ главной героини, особенности трагического конфликта.

3. Анализ трагедии «Ипполит»:

а) как трансформируется в трагедиях Еврипида комплекс «трагической вины»?

б) образы богов в трагедии Еврипида, их функции.

4. Интерпретация мифологического сюжета в трагедии Сенеки «Федра», отражение в ней философии стоицизма.

Тексты

Еврипид. Медея. Ипполит (любое издание, любой перевод).

Сенека. Федра (любое издание, любой перевод).

Исследования

Беляев Д.Ф. К вопросу о мировоззрении Еврипида. — Казань, 1978.

Гончарова Т.В. Еврипид. — М.,1986.

Занятие 6.

Древнеаттическая комедия Аристофана

1. Происхождение древней аттической комедии и особенности ее структуры

2. Эпоха Аристофана в зеркале его комедий:

1) тема войны и мира в комедиях Аристофана («Ахарняне», «Мир», «Лисистрата»),

2) тема власти и народа («Всадники»),

3) философские и педагогические идеи времени («Облака»).

3. «Лягушки» Аристофана. Мастерство комедиографа:

1) условно-фантастический характер фабулы,

2) пародийный элемент в комедии, гротеск и карикатура образов,

3) агоны и их роль в понимании эстетической позиции автора,

4) функции и образ хора.

4. Значение Аристофана в истории европейской комедийной традиции.

Тексты

Аристофан. Всадники. Облака. Лягушки.

Исследования

Головня В.В. Аристофан. — М.,1955.

Соболевский С.И. Аристофан и его время. — М.,1957.

Штейн А.Л. Веселое искусство комедии. — М.,1990.

Ярхо В.Н. Аристофан. — М.,1954.

Боннар А. Смех Аристофана // Боннар А. Греческая цивилизация. —М.,1994, Т.2. Гл. VIII.

Ярхо В., Полонская К. Античная комедия. — М.,1979.

Вопросы для углубленного изучения фрагментов текста изучаемых

художественных произведений

«Облака» (Эписодий VII и VIII. Агон II)

1. Как в приведенных диалогах проявляется софистический принцип аргументации?

2. Как при этом меняются положение и роль главного героя?

3. Какова в эписодиях роль хора?

«Лягушки» (Агон)

1. Как проявляется в приведенном фрагменте структурное назначение агона?

2. Почему комедия содержит большой, разросшийся агон?

3. Какова в агоне роль бога театра Диониса?

4. Какие слабые места усматривают спорящие драматурги в прологах друг у друга?

5. Какую взаимную оценку получают у них хоровые партии?

6. В чем вы видите роль хора в трагедии и комедии?

7.

Наши рекомендации