Взаимодействие общества и природы и философские проблемы экологии. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации.

В ходе эволюции ослабевает непосредственная зависимость социума от природы, ибо человек повышает свою защищенность от ее стихийных сил. Зато опосредованная зависимость, в связи с углублением контактов между обществом и природой, усилива­ется. Общество выступает как более активная сила этого проти­воречия.

Воздействие природы на общество осуществляется стихийно.

1. Природа - необходимая предпосылка возникновения и су­ществования человека, составная часть причин функционирова­ния и развития общества. Так, в процессе жизнедеятельности растений благодаря солнечной энергии у имеющихся у земной поверхности веществ ежегодно образуется около 180 млрд тонн биомассы и около 300 млрд тонн кислорода, без которых не­возможна жизнь человека. Природа является естественной кла­довой предметов труда. Она обеспечивает общество материалом для создания орудий труда. Природные силы, присоединенные к человеческим, многократно их усиливают.

Воздействие общества на природу целенаправленно, универ­сально и динамично, осуществляется через практическую дея­тельность людей.

1. Расширяются пространственные границы освоения приро­ды человеком. Достигнут планетарный характер производствен­но-хозяйственной деятельности. Человек вышел в ближний кос­мос и использует его в своих целях. Происходит также дальней­шее изучение и освоение природы "вглубь", открытие и исполь­зование новых элементов, ранее неизвестных свойств и законов природы. Широко применяются полимеры, ядерные превраще­ния, полупроводники, лазеры, биологические способы защиты растений, очистки вод.

Взаимодействие общества и природы носит исторический характер. Первобытные коллективы жили в тесном единстве со своей средой обитания, их зависимость от природы на стадии присваивающего хозяйства была полной. Было относительное тождество общества и природы, перешедшее в различие. В клас­совом обществе различие переросло в противоположность. По­требительское отношение к природе при капитализме, особенно на стадии первоначального накопления капитала, отсталость тех­нологий в развивающихся странах, бесхозяйственность при госу­дарственном социализме привели к экологическому кризису.

В рамках рассматриваемой концепции находятся некоторые представления, выводящие сознание за границы мозга. "...Возможно, существенным, каким-то первичным образом со­знание размещено вне индивида и представляет собой какое-то полевое образование"99. Как подчеркивают некоторые философы (например, А. К. Манеев), мозг можно представить в виде блока считывания информации, которая хранится в биополевой систе­ме. Носителями же сознания могут быть элементарные частицы -лептоны. Согласно современной гипотезе торсионного поля, ко­гда предмета (прежде всего человека) уже нет в данном месте, его след в пространстве сохраняется, пока другие торсионные поля его не нарушат. Накапливаясь в физическом вакууме, "ин­формационный сгусток" может после гибели нашей Вселенной реализоваться в иной материальной форме и продолжить свое существование в возникающих новых космических системах.

Позиция равноодинаковости идеального и материального в сознании, особенно мнение об элементарных частицах как носи­телях сознания, с методологической точки зрения нами не может быть принята. Вышеобозначенный подход не согласуется с клас­сической философской аксиомой о сознании как высшей форме отражения (само же отражение есть атрибут материи). Движение материи вне нас, логика действительности, предметов определя­ют движение и логику сознания, которое не только пассивно от­ражает, но и активно воздействует на действительность. Сознание вторично по отношению к материи по происхождению, по физиоло­гической основе (продукт материальной коры больших полушарий мозга) и по содержанию, как образ вторичен к оригиналу.

В эволюции взглядов на природу сознания можно выделить ряд рациональных подходов: выделение понятия идеального как противоположности материальному, чувственно-предметному (Платон); признание сознания как активной деятельной силы (Лейбниц и другие идеалисты); утверждение принципа диалекти­ки и постановка вопроса о социально-исторической основе со­знания (Гегель); подчеркивание зависимости психики человека от его телесной организации и выделение качественной специ­фики мышления (Фейербах); осмысление сознания как продукта социально-исторического развития человека, как образа внешне­го мира, возникающего в результате активного изменения людь­ми действительности (диалектический материализм); понимание сознания не как противоположности материи, а как духовного регулятива ее саморазвития в лице человека (космизм, имма­нентная философия).

Наши рекомендации