Понятие жизни, проблема ее возникновения

Поскольку современная биология – это совокупность наук о мире живого, то большое значение как для биологии, так и для философии, имеет осмысление жизни. В большинстве философских учений жизнь понимается как высшая ценность. В настоящее время ценностные, аксиологические аспекты наук о жизни становятся особо актуальными. Всестороннее познание живых объектов происходит на «стыке» наук. Одним из таких направлений является социобиология, которая является «новым синтезом» между биологическим и гуманитарным знанием. Социобиология пытается ответить на вопрос о соотношении биологической эволюции и социокультурного процесса. Представители этого направления Э. Уилсон, Дж. Смит считают, что выявление единых закономерностей группового поведения человека и животных позволяет прогнозировать результаты человеческих действий. По их мнению, поведение человека во многом определяется биологическими факторами, так как моральные установки способствуют сохранению генов предков, то моральное поведение в итоге ведет к выживанию человечества. Под жизнью в философии и биологии понимается особая форма существования материи, характеризующаяся целостностью и способностью к самоорганизации. Выделяют несколько фундаментальных отличий живого от неживого как в вещественном, структурном, так и в функциональном отношении. Отличие в вещественном плане – в наличии высокоупорядоченных макромолекулярных органических соединений, называемых биополимерами, в структурном плане – в наличии клеточного строения живых организмов, в функциональном – в наличии самовоспроизводства. Живые тела так же отличаются от неживых наличием обмена веществ, энергией, способностью к росту и развитию, активной регуляцией своего состава, раздражимостью, приспособленностью к среде, системной целостностью и т.д. Неотъемлемыми свойствами живого являются целесообразность, активность, деятельность. Представления о жизни формировались в рамках различных философских концепций: гилозоизма, признававшего жизнь неотъемлемым свойством материи во всех ее проявлениях; витализма, утверждающего о наличии некоей «жизненной силы»; организмизма, понимающего жизнь как органическую целостность; креационизма, утверждающего сверхъестественное, божественное происхождение жизни и др. В истории науки и философии сложились различные подходы к объяснению происхождения живого: креационистско-виталистские, биогенные и абиогенные. Креационизм связывает возникновение всего живого с актом божественного творения, рассматривает жизнь как воплощение «божественной воли». Виталистические теории основаны на представлениях о том, что сущность живого обусловлена наличием специфических нематериальных факторов, таких, например, как: аристотелевская «энтелехия», «творческая эволюция» А. Бергсона и др. Одним из вариантов телеологизма в понимании живого (учения о целесообразности всего существующего) является теория «эмерджентной эволюции» К. Моргана, С. Александера и др., в которой все живое рассматривается как результат качественных изменений (эмерджентов), происходящих в результате действия идеальной силы – «низуса», суть которого заключается в стремлении к высшему, к божественному. Французский философ Т. де Шарден жизнь понимал как эволюционный процесс, охватывающий литосферу («преджизнь»), биосферу («жизнь») и ноосферу (феномен человека). Движущей силой эволюции он считал духовное начало, изначально присущее всему существующему. Основными принципами биогенных концепций являются идеи: «живое из живого», «вечность жизни» и т.д., при этом различаются, в основном, механизмы «занесения» жизни на нашу планету. В рамках этого подхода можно выделить теорию В.И. Вернадского, который считал, что в земной коре отсутствуют следы самозарождения жизни, и вся геологическая история биосферы свидетельствует о непрерывности геологического процесса как выражения деятельности живых организмов. К этой концепции можно отнести также теорию номогенеза русского биолога Л.С. Берга, рассматривавшего осуществление эволюции организмов на основе внутренних закономерностей в рамках целесообразности реакций на внешние воздействия, изначально присущей всему живому. Эти закономерности направлены в сторону усложнения организации живого. В начале XX в. популярной стала космологическая теория (теория панспермии), сторонником которой был шведский химик С. Аррениус. Ученый считал, что «частицы жизни» («семена»), являясь органическими соединениями, переносимыми в межзвездном пространстве метеоритами, кометами и т.д., случайно достигли нашей планеты. Во второй половине XX в. возникли теории, исходящие из идеи макромутации, т.е. радикальных генетических трансформаций, приведших к генезису жизни.





Суть же абиогенных концепций заключается в идее постепенного развития «живого из неживого». В рамках этих концепций можно выделить два основных подхода: первый рассматривает жизнь как результат закономерной эволюции материального мира, возникновение жизни как эволюционный процесс, обусловленный постепенным усложнением естественных структур в результате процессов, подчиняющимся физическим и химическим законам.

Этот подход наиболее полно разработан в рамках диалектико-материалистической теории происхождения жизни, основанной на принципах дарвинизма, где жизнь понимается как одна из форм движения материи, неразрывно связанная с другими формами, которая, являясь «формой существования белковых тел», могла возникнуть «химическим путем», причем живое из неживого образовалось скачкообразно. Специфика биологической формы движения рассматривается как обусловленная способом организации материи. В современном естествознании сложилась теория молекулярной эволюции, признающая постепенное развитие живого из неживого. Эта теория основывается на идеи об автокатализе, при котором катализатором рассматривается один из продуктов реакции. Считается, что в ходе химической эволюции на молекулярном уровне происходит отбор молекул с автокаталитическим свойством, основным признаком эволюционирующего субстрата здесь рассматривается свойство самовоспроизведения. Сторонники этой теории проводят аналогию между самовоспроизведением молекул катализаторов в автокатализе и самовоспроизведением живых существ. Второй подход рассматривает жизнь как результат во многом случайного (под воздействием внешних условий) образования «живой молекулы» (Ж. Моно), «коацервантов» (Д. Холдейн, А.И. Опарин), т.е. простейших белковых коллоидных соединений, имевших зачатки биологического обмена веществ. Эволюция этих соединений привела к появлению простейших живых организмов, давших начало растительному и животному миру планеты, это так называемая коацервантная теория. Теория А.И.Опарина не противостоит эволюционному подходу, а включает его в себя, конкретизирует и уточняет. Согласно этой теории возникновение жизни является результатом длительной эволюции на Земле: сначала химической, затем биохимической. Периоду развития жизни предшествовал длительный период химической эволюции Земли, во время которого образовались сложные органические вещества и протоклетки, возникновение которых положило начало биохимической эволюции. Теория биохимической эволюции предлагает лишь общую схему перехода от сложных органических веществ к простым живым организмам. Самое сложное для этой теории - это объяснение способности систем к самовоспроизведению, т.е. самого перехода от сложных неживых систем к простым живым организмам. Дискуссии о происхождении жизни продолжаются и в науке, и в философии до сих пор, споры между сторонниками биогенных и абиогенных теорий лишь только усиливаются.

Наши рекомендации