Философия техники. Место и роль технического знания в духовном освоении мира. Философский анализ научно-технического прогресса
ХХ век может быть охарактеризован как всё расширяющееся использование техники и технических знаний в самых различных областях социальной жизни. Техника начинает всё активнее применяться в различных сферах управления. Она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию техники и технических знаний иногда характеризуют как превращение их в социальную силу. При этом усиливаются мировоззренческие функции техники и её роль как непосредственной производительной силы.
Главной частью влияния технических знаний на социальное развитие является процесс научно-технического прогресса.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (НТП) — представляет собой особую форму прогресса, связанную с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии. В философии нового времени понимание того, что достижения науки должны стимулировать разработку новых технических решений и приводить к увеличению количества и улучшению качества производимых благ в целях достижения общего благосостояния, может быть зафиксировано уже в трудах Ф. Бэкона. В философии Просвещения социальный прогресс связывался, с одной стороны, с защитой прав человека, ростом индивидуальной свободы и независимости, а с др.— с ростом знаний, прежде всего научных, и постоянным совершенствованием техники. Однако о подлинном НТП можно говорить лишь с конца 19 в. Чертами, отличающими НТП от др. форм прогресса, являются:
1) опережающее развитие фундаментальных научных исследований и наук;
2) ускорение процесса реализации научных открытий через систему прикладных наук в технических устройствах, приспособлениях и технологических процессах;
3) невозможность создания наиболее высокопродуктивных технологий на чисто эмпирической основе без применения науки;
4) увеличение капитало- и наукоемкости технических и технологических систем и соответствующее уменьшение ресурсов и трудоемкости на единицу продукции.
В 70-е гг. НТП вступает в стадию научно-технологического прогресса. Для НТП в целом характерна триада: наука — техника — продукт, показывающая, что новые знания реализуются прежде всего в новой технике и в новой продукции. Для современного научно-технологического этапа НТП характерна 4-х членная форма: наука — технология — техника — продукт. Формирование технологии как особо сложной системы, включающей в себя не только набор и последовательность операций по использованию техники, но и ряд социальных, экономических, экологических, гуманитарных и управленческих подсистем взаимодействия, радикально меняет характер взаимодействия науки, техники и человека в современных условиях. Основной единицей анализа становится уже не техника, а технология, включающая в себя науку. Более того, не только технология становится научной, но и наука оказывается общественно оправданной и целесообразной, когда она делается технологичной. В результате этого процесса грань между наукой и технологией существенно размывается, что оказывает принципиальное влияние на структуру общества, культуру, быт, мировоззрение, производственные отношения и общественное сознание.
Современная технология существует как система технологий, в которых основную роль в большей степени начинает играть информационная технология (Информатизация общества). Такие современные технологии, как биотехнология, генная инженерия, космическая технология, технология связи и т.п., невозможны без ИТ-технологий и без общей высокой интеллектуализации техники и технологических процессов. В результате этого радикально меняются условия и содержание труда, упрощаются и демократизируются процессы управления и принятия решений, резко повышаются квалификация и уровень информированности трудящихся, постепенно трансформируются социально-групповые структуры. Максимально эффективное использование потенциальных возможностей научно-технологической стадии НТП является одной из центральных задач перестройки нашего общества. Переход к этой стадии требует максимального повышения и использования интеллектуального потенциала и творческой активности от каждого участника этого процесса.