Тема 2.6 Познающее мышление человечества и его категориальные формы.
I.Задания для самостоятельной работы
1. Попытайтесь определить, что такое мышление.
2. Поразмышляйте над тем, мыслят ли животные.
3. Установите, как соотносятся сознание и мышление.
4. Рассмотрите основные методы познания
5. Выясните, что представляют собой всеобщие методы познания.
6. Проанализируйте основные трактовки категорий, существовавшие в истории философии
7. Уясните, почему категории являются всеобщими методами познающего мышления, в которых выражается тождество мышления и бытия.
8. Уясните, почему диалектическая логика, будучи учением о категориях, является вместе с тем и наукой о всеобщих законах развития мышления и бытия.
9. Выясните соотношение между диалектической логикой и диалектическим методом мышления.
10. Проанализируйте отношение между диалектическим и метафизическим методами мышления.
II.Рекомендации по выполнению заданий
Рассматривая в предыдущей теме мыслительное познание, вы уже выделили такие его формы как понятие, суждение и умозаключение, которые представляют собой внешние формы познавательно-мыслительной деятельности. Однако кроме них существуют еще и внутренние формы, которые называются категориями или категориальными формами мышления. Их своеобразие выражается в том, что они являются универсальными, не всегда осознанно применяемыми методами познания. Каждая из них представляет собой умение, способность сначала разложить тот или иной изучаемый объект на присущие ему парные всеобщие определенности – (к примеру) качественную и количественную, содержательную и формальную и др. – и исследовать их в относительной обособленности друг от друга, а, затем, постигнуть их взаимосвязь, взаимодействие. Таким образом, каждая категория корреспондируется со своей парой всеобщих определенностей бытия. В философской литературе принято называть категориями те понятия, которые отражают сами эти всеобщие определенности - качественную, количественную и т. д. Такое понимание категорий представляется нам ограниченным. Оно фиксирует лишь их онтологический, бытийный аспект или их онтологическое основание, но упускает их логико-гносеологическую сущность. Попытайтесь разобраться в этом принципиальном вопросе, опираясь как на учебную литературу, так и на лекционный материал.
Каждая категория, таким образом, представляет собой диалектический метод познания «в миниатюре», поскольку познающее мышление, двигаясь в своих категориальных формах, разъединяет и соединяет противоречащие друг другу определенности. Поэтому в своем полном объеме диалектический метод применяется тогда, когда в познании того или иного объекта принимают участие все, присущие мышлению, категории. Великий эвристический потенциал диалектического метода состоит в том, что только применение этого метода позволяет воспроизвести в знании, в теории изучаемый объект – какую-либо органичную саморазвивающуюся систему - в ее саморазвитии.
При рассмотрении метафизического метода обратите внимание на то, что он «многолик». Он проявляется и в остановке познавания объекта на раздвоении его на какие-либо парные противоположности, и в отрыве одной противоположности от другой, и в сваливании всех противоположностей в кучу без рассмотрения их соотношения (что называется эклектикой), и в произвольном, субъективистском выдергивании то какой-либо одной противоположности, то другой (что называется софистикой), и даже в противопоставлении какой-либо одной категориальной формы мышления всем остальным как, якобы, единственно плодотворной в познавательном отношении. Постарайтесь вникнуть в сказанное, не пожалев умственных усилий, поскольку все эти «вывихи» является «методологическим корнем» разнообразных заблуждений, возникающих в процессе познания действительности. Поскольку следование метафизическому методу мышления не позволяет воспроизвести в знании изучаемый объект в его самодвижении, то он противоположен диалектическому методу. Вместе с тем постарайтесь уяснить, что он противостоит диалектическому методу не извне, а является его внутренней противоположностью, как бы его недоразвитым состоянием. Сам по себе он не ошибочен, а ограничен. Ошибочным он становится лишь тогда, когда абсолютизируется, но в этом повинен не сам этот метод, а его не в меру ретивые адепты.
Изучает мышление в ракурсе его категориального состава и строения особая философская дисциплина – диалектическая логика. У ее истоков стоит великий немецкий философ Г. Гегель - создатель «Науки Логики», - который, однако, понимал мышление идеалистически - как первоначало мира. Большой вклад в создание диалектической логики на материалистической, научной основе внесли основоположники марксизм, их последователи и ученики. К. Маркс, на основе критического переосмысления гегелевского диалектико-идеалистического метода, разработал и применил в исследовании капитализма диалектико-материалистический метод мышления. Однако диалектико-материалистическая теория этого метода – Логика, - в виде целостного, стройного учения о мышлении, взятом в этом аспекте и понятом в качестве социально-исторической способности человечества, не создана до сих пор.
В заключение изучения этой темы обратите внимание на то, что мышление и его формы являются предметом исследования также и различных разделов формальной логики. Однако она рассматривает мышление как деятельность, состоящую в выведении нового знания из уже имеющегося и анализирует формы рассуждающего мышления. Поэтому нередко встречающееся в литературе противопоставления диалектической логики и логики формальной беспочвенно: объект исследования у этих наук один, а вот предметы исследования разные. Хотелось бы, чтобы вы усвоили и этот, так же очень важный аспект данной темы.
III. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Кармин, А. С. Философия : учебник для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 558 с. С. 509-527.
3. Философия : учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 4-е изд., переработ. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2008. – 735 с. С.387-395.
Дополнительная литература
1. Абрамова Н. Т. Являются ли несловесные акты мышлением?//Вопросы философии. – 2001. - № 6.
2. Аронов Р. Я. Об основаниях «Нового способа мышления о явлениях природы»//Вопросы философии. – 2001. - № 5.
3. Захаров В. Д. Метафизика в науках о природе //Вопросы философии. – 2000. - № 3.
4. Зуев К. А., Кротков Е. А. Парадигма мышления и границы рациональности//Общественные науки и современность. - 2001. - № 1.
5. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.
6. Каган М. С. Метаморфозы бытия и небытия. К постановке вопроса//Вопросы философии. – 2001. - № 6.
7. Кохановский В. П. Диалектический метод мышления. - Ростов-на-Дону, 1992.
8. Кривоносов А.Т. К проблеме авербального мышления //Философские науки. - 1990. - № 2.
9. Легостаева О.Ф. О взаимосвязи языка и мышления //Вопросы философии. - 1990. - № 3.
10. Леонтьев А. А. Деятельный ум. – М., 2001.
11. Майданский А. Д. Понятие мышления у Ильенкова и Спинозы//Вопросы философии. – 2002. - № 8.
12. Сачков Ю. В. Эволюция учения о причинности//Вопросы философии. – 2003. - № 4.
13. Сачков Ю. В. Вероятность как загадка бытия и познания//Вопросы философии. – 2006. - № 1.
14. Селиванов А. И. К вопросу о понятии «ничто»//Вопросы философии. – 2002. - № 7.
15. Солодухо И. М. Бытие и небытие как предельные основания мира//Вопросы философии. – 2001. - № 6.
IV. Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем состоит «узкое» и «широкое» понимание мышления?
2. Что такое авербальное мышление?
3. Как понималось что такое категории в истории философской мысли?
4. Как следует понимать положение о том, что категории являются всеобщими формами мыслительной деятельности?
5. Как соотносятся объективное и субъективное в категориях и почему в категориях выражается тождество мышления и бытия?
6. Почему диалектическая логика, будучи учением о категориях, является вмести с тем наукой о наиболее общих законах развития не только мышления, но и бытия?
7. В чем состоит противоположность диалектико-материалистической и диалектико-идеалистической логики?
8. Как соотносятся диалектическая логика и диалектический метод мышления?
9. Что такое метафизический метод мышления и в чем состоит его противоположность и в тоже время связь с диалектическим методом мышления?
10. Каковы формы проявления метафизического метода мышления?