Коррекционно-развивающая техника
«Скорая помощь»
Цель:
Снятие эмоционального напряжения.
Улучшение работоспособности.
Развитие межполушарных связей.
Развитие внимания, мышления.
Инструкция:
Верхняя буква каждой строки проговаривается вслух. Нижняя буква обозначает движение руками:
Л – левая рука поднимается в левую сторону
П – левая рука поднимается в правую сторону
В – обе руки поднимаются вверх.
Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, а затем от последней буквы к первой. Можно изготовить плакат или индивидуальные карточки с буквами:
А б в г д
Л п п в л
Е ж з и к
В л п в л
Л м н о п
Л п л л п
Р с т у ф
В п л п в
Х ц ч ш я
Л в в п л
Упражнения для развития абстрактно-логического
Мышления (левое полушарие)
(8 недель)
В результате упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, активизируется работа головного мозга.
1. Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно читая до десяти. Начинают с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.
2. Одну минуту массировать щеки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать как бы круги на подбородке и лобной части лица. Считать при этом до 30.
3. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз, - 1 мин.
4. Массировать нос, подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей. – 20 раз.
5. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот – 10 раз.
Материал для предварительного изучения
Стратегия орфографии
1. Поместите правильное написание слова напротив себя так, чтобы вы могли его легко видеть.
2. Закройте глаза и подумайте о чем- то приятном и расслабляющем. Когда это чувство окрепнет, откройте глаза и посмотрите на слово.
3. Поднимите глаз вверх влево и нарисуйте это правильное написание во внутреннем взоре (если это кажется трудным, используйте «Полезные подсказки» ниже).
4. Взгляните на воображаемый вами образ слова и запишите буквы, которые видите. Сверьтесь с правильным написанием. Если вы ошиблись, вернитесь на одну ступень.
5. Посмотрите на воображаемый внутренний образ слова и напишите слово задом наперед (слева направо). Проверьте написание. Если вы ошиблись, вернитесь на три ступени.
Полезные подсказки
А. Если вам трудно внутренне визуализировать слово, начните с маленьких простых слов.
Б. Выберите хорошо знакомое вам слово, например: Ваше имя. Проговорите его по буквам вслух сначала в прямом, а потом в обратном порядке. Этот прием используется при проверке стратегии орфографии и для более успешного встраивания новой стратегии: если глаза идут в визуальную память, запомнить положение образа и использовать это пространство для припоминания слова.
В. Разберите слова на группы из трех букв и постройте картинку слова из этих групп последовательно.
Г. Неясные буквы выделите, сделав их больше или каким- то образом изменив написание по сравнению с другими.
Д. Закрасьте слово своим любимым цветом.
Е. Расположите буквы на знакомом для вас фоне. Изобразите что-нибудь знакомое – предмет или сценку, как кинокадр, а затем поставьте буквы, которые вам нужно запомнить, над ними.
Ж. Если это длинное слово, уменьшите буквы так, чтобы все слово целиком легко представлялось мысленно.
З. Нарисуйте в воздухе пальцами силуэт буквы, в уме представляя, какие буквы вы пишите.
Обобщение по стратегиям
Правописания
Наиболее неуспешная стратегия начинается с негативной кинестетики.
Распространенная ошибка – использование области визуального конструирования.
Самая эффективная стратегия – начинать в визуальной памяти, а заканчивать в позитивной кинестетики (как правило, позитивные чувства связаны со средней линией тела).
Темы последующих встреч
Обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий.
Стратегии мыслительных процессов мальчиков и девочек.
Леворукий ребенок в школе.
Школьные неврозы и причины их возникновения.
Словарь терминов
Амбидекстрия - одинаковое развитие функций обеих рук (обоерукость).
Астено-невротический – склонный к повышенной утомляемости, раздражительности.
Аудиальный– относящийся к органам слуха.
Визуальный– относящийся к органам зрения.
Декстрастресс – стресс, который испытывает леворукий человек в «праворуком мире».
Деменция– слабоумие.
Доминантное полушарие– полушарие, преобладающее в активности.
Депривация– недостаток удовлетворения человеческих потребностей.
Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
Кинестетические – ощущения тела, тактильные ощущения, чувство равновесия.
Межполушарная асимметрия мозга – неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию.
Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий головного мозга в единую интегративно - целостную систему, формирующийся в онтогенезе.
Минимальная мозговая дисфункция – небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей.
Модальность– ведущий канал восприятия.
Мозолистое тело (комиссуры, межполушарные связи) – толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.
Нейропедагогика – наука о дифференцированном подходе к обучению с учетом психофизиологических особенностей ученика и учителя.
Персеверация – навязчивое повторение одних и тех же движений.
Синкинезии– дополнительные движения, которые в непроизвольной форме агломерацированы к самим движения, которые используются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе).
Циклотимия – периодическое изменение настроения и жизненного тонуса от угнетения до возбуждения.
Литература
1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М., 1985.
2. Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997.
3. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. – СПб.: Речь, 2001.
4. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности - М., 1989.
5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2002.
6. Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003.
7. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность – М.: Наука, 1984.
8. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: Сфера, 2001.
9. Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психических процессов у младших школьников – М., 1977.
10. Сухомлинский В.А Самый отстающий в классе…// Воспитание школьников – М., 1991.
11. Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга – Л., 1978.
12. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.
13. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999.
Содержание
Пояснительная записка
Вводная часть (игра- упражнение)
Теоретические положения: коррекция проблем обучения методами кинезиологии
Особенности переработки информации правым
и левым полушариями головного мозга
Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта
Коррекция дислексии дисграфии
Методы диагностики показателей межполушарного взаимодействия
Шкала психомоторного развития н. И. Озерецкого
Тест для детей в возрасте 4 года
Тест для детей в возрасте 5 лет
Тест для детей в возрасте 6 лет
Оценка результатов испытания
Проба на пальцевый гнозис и праксис
Исследование орального праксиса
Комплекс кинезиологических упражнений
Комплекс №1
Коррекционно-развивающая техника «Скорая помощь»
Упражнения для развития абстрактно-логического мышления
Материал для предварительного изучения
Стратегия орфографии
Обобщение по стратегиям правописания
Темы последующих встреч
Словарь терминов
Литература
Пояснительная записка
Психологическая коррекция – определенная форма психолого-педагогического воздействия, направленная на исправление недостатков, отклонений в развитии и предупреждение этих недостатков.
Цель психологической коррекции – содействие полноценному психическому и личностному развитию человека.
Основная задача коррекции – исправление отклонений в психическом развитии человека (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и т. д.), на основе создания оптимальных психологических условий для развития интеллектуального творческого потенциала каждой личности.
Направления психологической коррекции, представленные в деятельности практических психологов, многократно описаны. Существует множество более или менее глубоких монографий, справочников, энциклопедий. Однако, как считает Н.Я. Семаго, «большинство из совершенно необъятного арсенала коррекционных программ, методик, тренингов и тактик психологической коррекции малодоступны рядовому психологу. С одной стороны, потому что они не предназначены для работы с детьми в обычной школе или классах коррекции, с другой – у специалиста просто отсутствует опыт их применения…» [11].
В настоящее время растет число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (которые проявляются нарушениями речи, мышления, изменениями качеств человеческой психики).
Недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном возрасте составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях начальной школы, когда от ребенка требуется мобилизация психической активности, происходит смена ведущей деятельности, наступает кризис развития.
Нельзя забывать о том, что с возрастом снижаются возможности компенсации, и эффективность коррекции уменьшается. Эти условия и вышесказанное определяют необходимость подбирать наиболее эффективные, функционально емкие и в тоже время наиболее экономичные методы и технологии работы.
Основу технологий развивающей и коррекционной работы психолога дошкольных и школьных учреждений могут составлять программы, ориентированные на воздействие на причины наблюдаемых особенностей развития (социальную ситуацию развития, межфункциональную организацию мозговых структур).
Вашему вниманию предлагается программа семинара-практикума для учителей начальных классов, учителей - дефектолов, воспитателей и педагогов-психологов на тему «Коррекция проблем обучения, основанная на нейропсихологическом подходе».
Причина обращения к этому направлению коррекции - не впечатление от одной прочитанной книжки.
Данная работа – результат достаточно длительного теоретического и практического поиска, результат многократных проб и ошибок в коррекционной работе с особенными детьми.
Предлагаемый Вашему вниманию материал – результат поиска вариантов коррекционной работы, которые, имея единую цель, методологически отличаются от работы учителя-дефектолога в рамках коррекционного компонента. Это - результат поиска вариантов коррекционной работы, в разновозрастных группах. Варианты, которые в большей или меньшей степени подходили бы всем категориям детей с особенностями (от имеющих незначительные, легко поддающиеся коррекции нарушения до детей с интеллектуальной недостаточностью). Это - результат поиска интересных, запоминающихся вариантов практической работы.
Цели семинара-практикума:
§ познакомить участников с особенностями познавательных процессов детей с разным типом функциональной асимметрии полушарий;
§ познакомить участников с методами диагностики показателей межполушарного взаимодействия;
§ познакомить участников с комплексом кинезиологических упражнений развития межполушарных связей, логического и творческого мышления.
Оборудование и материалы:
1) часы с секундной стрелкой;
2) квадратная доска (25х25 см.);
3) мяч диаметром 8см;
4) веревка;
5) белая линованная бумага;
6) карандаш;
7) катушка с ниткой;
8) резиновый молоток;
9) схема регистрации результатов обследования;
10) плакат «Горизонтальная восьмерка»;
11) тесто;
12) мука;
13) песочница с песком;
14) пластмассовые тазы;
15) деревянные шпатели;
16) морские камни;
17) индивидуальные карточки «Скорая помощь»;
18) раздаточный материал (словарь применяемых терминов, положения для предварительного изучения);
19) видеооборудование;
20) видеоматериалы.
Порядок проведения.
1) Вводная часть.
2) Теоретическая часть.
3) Знакомство с комплексом диагностических методик.
4) Демонстрация диагностики показателей межполушарного взаимодействия у ребенка шестилетнего возраста.
5) Обработка результатов обследования.
6) Демонстрация комплекса кинезиологических упражнений:
-с дошкольником шестилетнего возраста;
-с учащимися 1 класса ЦКРОиР для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития(видеоматериал);
-с учащимися 3-Г класса интегрированного обучения СШ№17 (видеоматериал).
7) Демонстрация техники «Скорая помощь»:
-с участием ребенка шестилетнего возраста и участников семинара-практикума.
8) Обсуждение организационных аспектов занятий.
9) Обсуждение изложенного теоретического и практического материала
10) Знакомство с литературой
11) Замечания по исследованию материала для предварительного изучения
12) Обсуждение тем последующих встреч.
Вводная часть
Игра-упражнение «Веревочка»
Цель: развитие активной позиции участников семинара.
Содержание упражнения:
На полу по кругу раскрадывается веревка. Части участникам предлагается с открытыми глазами пройти по этой веревке, ступая след в след. Некоторым предлагается отрефлексировать свои ощущения. (Обычно эта часть упражнения не вызывает у ее исполнителей никаких затруднений и результаты практически у всех участников одинаковые).
Во второй части упражнения исполнителям предлагается проделать то же самое, что и в первой части, только с закрытыми глазами. (Скорость и правильность выполнения этого задания у всех участников будет различной, возможно кто-то откажется от выполнения). Некоторым предлагается отрефлексировать свои ощущения.
После того как закончиться обсуждение, ведущий делает акцент на возрастании сложности упражнения при «удалении» только одной привычной для нас функции. И далее задает в риторический вопрос: «А как же чувствуют себя, например те дети, у которых на период поступления в школу имеются отставания в формировании отдельных функциональных систем психики?»