Коррекционно-развивающая техника

«Скорая помощь»

Цель:

Снятие эмоционального напряжения.

Улучшение работоспособности.

Развитие межполушарных связей.

Развитие внимания, мышления.

Инструкция:

Верхняя буква каждой строки проговаривается вслух. Нижняя буква обозначает движение руками:

Л – левая рука поднимается в левую сторону

П – левая рука поднимается в правую сторону

В – обе руки поднимаются вверх.

Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, а затем от последней буквы к первой. Можно изготовить плакат или индивидуальные карточки с буквами:

А б в г д

Л п п в л

Е ж з и к

В л п в л

Л м н о п

Л п л л п

Р с т у ф

В п л п в

Х ц ч ш я

Л в в п л

Упражнения для развития абстрактно-логического

Мышления (левое полушарие)

(8 недель)

В результате упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, активизируется работа головного мозга.

1. Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно читая до десяти. Начинают с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

2. Одну минуту массировать щеки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать как бы круги на подбородке и лобной части лица. Считать при этом до 30.

3. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз, - 1 мин.

4. Массировать нос, подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей. – 20 раз.

5. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот – 10 раз.

Материал для предварительного изучения

Стратегия орфографии

1. Поместите правильное написание слова напротив себя так, чтобы вы могли его легко видеть.

2. Закройте глаза и подумайте о чем- то приятном и расслабляющем. Когда это чувство окрепнет, откройте глаза и посмотрите на слово.

3. Поднимите глаз вверх влево и нарисуйте это правильное написание во внутреннем взоре (если это кажется трудным, используйте «Полезные подсказки» ниже).

4. Взгляните на воображаемый вами образ слова и запишите буквы, которые видите. Сверьтесь с правильным написанием. Если вы ошиблись, вернитесь на одну ступень.

5. Посмотрите на воображаемый внутренний образ слова и напишите слово задом наперед (слева направо). Проверьте написание. Если вы ошиблись, вернитесь на три ступени.

Полезные подсказки

А. Если вам трудно внутренне визуализировать слово, начните с маленьких простых слов.

Б. Выберите хорошо знакомое вам слово, например: Ваше имя. Проговорите его по буквам вслух сначала в прямом, а потом в обратном порядке. Этот прием используется при проверке стратегии орфографии и для более успешного встраивания новой стратегии: если глаза идут в визуальную память, запомнить положение образа и использовать это пространство для припоминания слова.

В. Разберите слова на группы из трех букв и постройте картинку слова из этих групп последовательно.

Г. Неясные буквы выделите, сделав их больше или каким- то образом изменив написание по сравнению с другими.

Д. Закрасьте слово своим любимым цветом.

Е. Расположите буквы на знакомом для вас фоне. Изобразите что-нибудь знакомое – предмет или сценку, как кинокадр, а затем поставьте буквы, которые вам нужно запомнить, над ними.

Ж. Если это длинное слово, уменьшите буквы так, чтобы все слово целиком легко представлялось мысленно.

З. Нарисуйте в воздухе пальцами силуэт буквы, в уме представляя, какие буквы вы пишите.

Обобщение по стратегиям

Правописания

Наиболее неуспешная стратегия начинается с негативной кинестетики.

Распространенная ошибка – использование области визуального конструирования.

Самая эффективная стратегия – начинать в визуальной памяти, а заканчивать в позитивной кинестетики (как правило, позитивные чувства связаны со средней линией тела).

Темы последующих встреч

Обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий.

Стратегии мыслительных процессов мальчиков и девочек.

Леворукий ребенок в школе.

Школьные неврозы и причины их возникновения.

Словарь терминов

Амбидекстрия - одинаковое развитие функций обеих рук (обоерукость).

Астено-невротический – склонный к повышенной утомляемости, раздражительности.

Аудиальный– относящийся к органам слуха.

Визуальный– относящийся к органам зрения.

Декстрастресс – стресс, который испытывает леворукий человек в «праворуком мире».

Деменция– слабоумие.

Доминантное полушарие– полушарие, преобладающее в активности.

Депривация– недостаток удовлетворения человеческих потребностей.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Кинестетические – ощущения тела, тактильные ощущения, чувство равновесия.

Межполушарная асимметрия мозга – неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию.

Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий головного мозга в единую интегративно - целостную систему, формирующийся в онтогенезе.

Минимальная мозговая дисфункция – небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей.

Модальность– ведущий канал восприятия.

Мозолистое тело (комиссуры, межполушарные связи) – толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.

Нейропедагогика – наука о дифференцированном подходе к обучению с учетом психофизиологических особенностей ученика и учителя.

Персеверация – навязчивое повторение одних и тех же движений.

Синкинезии– дополнительные движения, которые в непроизвольной форме агломерацированы к самим движения, которые используются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе).

Циклотимия – периодическое изменение настроения и жизненного тонуса от угнетения до возбуждения.

Литература

1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М., 1985.

2. Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997.

3. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. – СПб.: Речь, 2001.

4. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности - М., 1989.

5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2002.

6. Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003.

7. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность – М.: Наука, 1984.

8. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: Сфера, 2001.

9. Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психических процессов у младших школьников – М., 1977.

10. Сухомлинский В.А Самый отстающий в классе…// Воспитание школьников – М., 1991.

11. Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга – Л., 1978.

12. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.

13. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999.

Коррекционно-развивающая техника - student2.ru

Содержание

Пояснительная записка

Вводная часть (игра- упражнение)

Теоретические положения: коррекция проблем обучения методами кинезиологии

Особенности переработки информации правым

и левым полушариями головного мозга

Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта

Коррекция дислексии дисграфии

Методы диагностики показателей межполушарного взаимодействия

Шкала психомоторного развития н. И. Озерецкого

Тест для детей в возрасте 4 года

Тест для детей в возрасте 5 лет

Тест для детей в возрасте 6 лет

Оценка результатов испытания

Проба на пальцевый гнозис и праксис

Исследование орального праксиса

Комплекс кинезиологических упражнений

Комплекс №1

Коррекционно-развивающая техника «Скорая помощь»

Упражнения для развития абстрактно-логического мышления

Материал для предварительного изучения

Стратегия орфографии

Обобщение по стратегиям правописания

Темы последующих встреч

Словарь терминов

Литература

Пояснительная записка

Психологическая коррекция – определенная форма психолого-педагогического воздействия, направленная на исправление недостатков, отклонений в развитии и предупреждение этих недостатков.

Цель психологической коррекции – содействие полноценному психическому и личностному развитию человека.

Основная задача коррекции – исправление отклонений в психическом развитии человека (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и т. д.), на основе создания оптимальных психологических условий для развития интеллектуального творческого потенциала каждой личности.

Направления психологической коррекции, представленные в деятельности практических психологов, многократно описаны. Существует множество более или менее глубоких монографий, справочников, энциклопедий. Однако, как считает Н.Я. Семаго, «большинство из совершенно необъятного арсенала коррекционных программ, методик, тренингов и тактик психологической коррекции малодоступны рядовому психологу. С одной стороны, потому что они не предназначены для работы с детьми в обычной школе или классах коррекции, с другой – у специалиста просто отсутствует опыт их применения…» [11].

В настоящее время растет число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (которые проявляются нарушениями речи, мышления, изменениями качеств человеческой психики).

Недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном возрасте составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях начальной школы, когда от ребенка требуется мобилизация психической активности, происходит смена ведущей деятельности, наступает кризис развития.

Нельзя забывать о том, что с возрастом снижаются возможности компенсации, и эффективность коррекции уменьшается. Эти условия и вышесказанное определяют необходимость подбирать наиболее эффективные, функционально емкие и в тоже время наиболее экономичные методы и технологии работы.

Основу технологий развивающей и коррекционной работы психолога дошкольных и школьных учреждений могут составлять программы, ориентированные на воздействие на причины наблюдаемых особенностей развития (социальную ситуацию развития, межфункциональную организацию мозговых структур).

Вашему вниманию предлагается программа семинара-практикума для учителей начальных классов, учителей - дефектолов, воспитателей и педагогов-психологов на тему «Коррекция проблем обучения, основанная на нейропсихологическом подходе».

Причина обращения к этому направлению коррекции - не впечатление от одной прочитанной книжки.

Данная работа – результат достаточно длительного теоретического и практического поиска, результат многократных проб и ошибок в коррекционной работе с особенными детьми.

Предлагаемый Вашему вниманию материал – результат поиска вариантов коррекционной работы, которые, имея единую цель, методологически отличаются от работы учителя-дефектолога в рамках коррекционного компонента. Это - результат поиска вариантов коррекционной работы, в разновозрастных группах. Варианты, которые в большей или меньшей степени подходили бы всем категориям детей с особенностями (от имеющих незначительные, легко поддающиеся коррекции нарушения до детей с интеллектуальной недостаточностью). Это - результат поиска интересных, запоминающихся вариантов практической работы.

Цели семинара-практикума:

§ познакомить участников с особенностями познавательных процессов детей с разным типом функциональной асимметрии полушарий;

§ познакомить участников с методами диагностики показателей межполушарного взаимодействия;

§ познакомить участников с комплексом кинезиологических упражнений развития межполушарных связей, логического и творческого мышления.

Оборудование и материалы:

1) часы с секундной стрелкой;

2) квадратная доска (25х25 см.);

3) мяч диаметром 8см;

4) веревка;

5) белая линованная бумага;

6) карандаш;

7) катушка с ниткой;

8) резиновый молоток;

9) схема регистрации результатов обследования;

10) плакат «Горизонтальная восьмерка»;

11) тесто;

12) мука;

13) песочница с песком;

14) пластмассовые тазы;

15) деревянные шпатели;

16) морские камни;

17) индивидуальные карточки «Скорая помощь»;

18) раздаточный материал (словарь применяемых терминов, положения для предварительного изучения);

19) видеооборудование;

20) видеоматериалы.

Порядок проведения.

1) Вводная часть.

2) Теоретическая часть.

3) Знакомство с комплексом диагностических методик.

4) Демонстрация диагностики показателей межполушарного взаимодействия у ребенка шестилетнего возраста.

5) Обработка результатов обследования.

6) Демонстрация комплекса кинезиологических упражнений:
-с дошкольником шестилетнего возраста;
-с учащимися 1 класса ЦКРОиР для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития(видеоматериал);
-с учащимися 3-Г класса интегрированного обучения СШ№17 (видеоматериал).

7) Демонстрация техники «Скорая помощь»:
-с участием ребенка шестилетнего возраста и участников семинара-практикума.

8) Обсуждение организационных аспектов занятий.

9) Обсуждение изложенного теоретического и практического материала

10) Знакомство с литературой

11) Замечания по исследованию материала для предварительного изучения

12) Обсуждение тем последующих встреч.

Вводная часть

Игра-упражнение «Веревочка»

Цель: развитие активной позиции участников семинара.

Содержание упражнения:

На полу по кругу раскрадывается веревка. Части участникам предлагается с открытыми глазами пройти по этой веревке, ступая след в след. Некоторым предлагается отрефлексировать свои ощущения. (Обычно эта часть упражнения не вызывает у ее исполнителей никаких затруднений и результаты практически у всех участников одинаковые).

Во второй части упражнения исполнителям предлагается проделать то же самое, что и в первой части, только с закрытыми глазами. (Скорость и правильность выполнения этого задания у всех участников будет различной, возможно кто-то откажется от выполнения). Некоторым предлагается отрефлексировать свои ощущения.

После того как закончиться обсуждение, ведущий делает акцент на возрастании сложности упражнения при «удалении» только одной привычной для нас функции. И далее задает в риторический вопрос: «А как же чувствуют себя, например те дети, у которых на период поступления в школу имеются отставания в формировании отдельных функциональных систем психики?»

Наши рекомендации