Цитаты из произведений Бергсона

«Способ понимания есть нечто связанное со способностью к действию. Это есть приспособление сознания живых существ к данным условиям существования, приспособление всё более и более точное, всё более и более гибкое и усложняющееся. Отсюда вытекает назначение нашего интеллекта в узком значении этого слова: он обеспечивает нашему телу всё более полное включение в окружающую среду, он представляет отношение внешних друг другу вещей – словом, он мыслит материю».

«Мир предстаёт перед нами как непрерывное развитие прошлого, вбирающего в себя будущее и расширяющееся по мере движения вперёд»

«Нашему измерению времени присуща тенденция размещать его содержание в 4-х мерном измерении [пространства-времени], в котором прошлое, настоящее и будущее от века были расположены рядом друг с другом или наложены друг на друга. Но если мы будем искать у времени характерные признаки пространства, мы не выйдем за пределы пространства-пространства, которое прикрывает время и очень удобно представляет его нашим чувствам: мы не дойдём так до времени самого по себе.

Это – наше бессилие математически выразить само время, свидетельство того, что для его измерения мы вынуждены подменять его одновременными моментами, которые мы считаем; эти одновременные моменты - суть мгновения, они не причастны к природе самого времени – они не длятся. Это – простые отметки нашего рассудка, потенциальные остановки сознаваемой нами длительности и реального движения – ради этой цели рассудок принимает математическую точку, которую он переносит из пространства во время».

«Сознание (непосредственные переживания сознания) вдыхает живую длительность в обескровленное время-пространство. Наша мысль, истолковывая математическое время, проходит в обратном направлении путь, который она совершила, строя его представление. Тогда от внутренней длительности она перешла к некоторому неделимому движению, ещё тесно связанному с ней; это движение стало для неё моделью, генератором или счётчиком времени. От чистой подвижности этого движения – черты, соединяющей движение с длительностью, – мысль перешла к траектории движения, которое является уже чистым пространством. Деля траекторию на равные части, она перешла от точек движения на траектории к соответствующим им “одновременным” точкам деления траектории всякого другого движения; длительность этого последнего движения оказалась измеренной – мы стали располагать определённым числом одновременных мгновений – мы стали располагать мерой времени, после чего эта мера времени стала для нас самим временем».

«Непосредственно данной, действительной реальностью является “жизнь”, т.е. подвижность, движение, “тенденция”. Наш разум время от времени производит почти мгновенные снимки с неделимой подвижности реального. Эти “снимки” – ощущения и идеи, переживания которых воспринимаются нами как состояния или вещи. Так заменяется непрерывное – прерывным, подвижность – устойчивостью, тенденции в процессе изменения – неподвижными толчками, отмечающими направление изменения и тенденции».

«Фиксация, омертвление потока времени происходит в результате относительного различия внутри потока – базового “жизненного порыва”».

«Имеются множественные предметы, человек отличается от человека – это неоспоримо, ибо каждое из существ, вещей обладает своими характерными свойствами и подчиняется определённому закону развития. Но обособление вещи от окружающей среды не может быть абсолютным: вещи не имеют тех точных границ, которые мы им приписываем».

«Сознание или сверхсознание – это ракета, потухшие остатки которой падают в виде материи; сознание есть также то, что сохраняется от самой ракеты и, прорезая остатки, зажигает их в организмах».

«Всё как будто протекает так, что сознание вытекает из мозга, и как будто детальная деятельность сознания формируется по детальной мозговой деятельности. В действительности же сознание не вытекает из мозга; но мозг и сознание соответствуют одно другому, т.к. оба они измеряет количество выбора, которым располагает живое существо, мозг – сложностью своей структуры, сознание – интенсивностью своего пробуждения».

«Сопротивление со стороны неорганизованной материи является препятствием, с которым нужно было справиться прежде всего. Жизнь, по-видимому, преодолевала его путём смирения и вкрадчивости, сжимаясь и подлаживаясь к физическим и физическим силам, даже соглашаясь идти с ними часть пути, подобно тому, как железнодорожная стрелка на несколько мгновений принимает направление того рельса, от которого должна отделиться».

«Интуиция – инстинкт, сделавшийся бескорыстным, сознающим самого себя».

«Интуиция должна бросить свет на общие (принципиальные) характеристики, на нашу личность, свободу, на место, занимаемое нами в природе в целом, на наше происхождение и, может быть, также на наше назначение».

«Интуиция – род интеллектуальной симпатии, путём которой переносятся внутрь предмета, чтобы слиться с ним, понять, что в нём есть единственного и, следовательно, невыразимого».

«Философия должна опираться на интуицию как средство ”схватывания” действительности, помимо всякого выражения, перевода или символического представления».

«Философия приближается скорее к искусству, чем к науке. Её слишком долго рассматривали как науку, иерархически наиболее возвышенную. Но наука даёт лишь неполную, или скорее, отрывочную картину действительности; она устанавливает её лищь опосредованно крайне искусственными символами. Искусство же и философия, напротив, соединяются в интуиции, являясь их общей основой. Философия – жанр, видами которого являются различные искусства».

«Наука должна быть переплавлена интуицией – должна отказаться от жёстких понятий, стать сродни искусству».

Наши рекомендации