ВОПРОС 65. Техника: ее специфика и закономерности развития. Техника и технические науки. Философия техники.
Техника — это совокупность средств, создаваемых для осуществления производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Она появляется путём опредмечивания в природном материале трудовых функций, опыта и знаний людей. Основное назначение техники — частичная или полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности.
Техника является составной частью производительных сил общества, и в определённом смысле служит показателем уровня его развития. Принято разделять технику на пассивную и активную. Пассивная техника включает в себя производственные сооружения и здания, технические средства коммуникации, технические средства связи, подземные коммуникации (инфраструктуру производства). Активная техника — это орудия труда, инструменты, механизмы, машины, компьютеры и т.д. В историческом плане создание активной техники предшествует появлению пассивной техники.
Историю техники можно делить на этапы по разным критериям: по использованию разных природных материалов (каменный век, бронзовый, железный); по применению различных видов энергии (век пара, век электричества); по качественно отличающимся технологиям. Если взять за основу развитие активной техники, то выделяются три ключевых этапа: орудия и механизмы ручного труда — машины — автоматы и автоматические линии. На первом этапе человек является материальной основой процесса; на втором - основой становится машина, а человек лишь дополняет её; на третьем происходит высвобождение человека из технологической цепи.
Рядом с гордостью за технический прогресс возникает тревога, вызванная психологическим и физическим дискомфортом. Человеку уже не приходит в голову проводить аналогии между техническим монстром и храмом; техника, уже оказывается не в одном ряду с последним, а в полярно противоположной позиции. Расхождение, которое прежде едва намечалось, приближается к своему апогею. Возникают противоестественные по своей сути словосочетания: "индустриальный пейзаж", "промышленный ландшафт", "вторая природа". Человек всё более начинает ощущать себя подавленным и уязвимым в этой "природе". То, что люди создавали, чтобы защитить и обезопасить себя, сделать свою жизнь более комфортной, обернулось угрозой и опасностью для самого их бытия. Осознание этих и подобных им проблем привело к возникновению в философии нового направления, получившего название "философия техники". Само понятие было введено в научный оборот в конце XIX в. в Германии.
Философы, работающие в рамках этого направления, ставили своей задачей изучение закономерностей, методологии и перспектив развития техники, его социально-нравственных, экологических, политических и психологических аспектов. В наше время проблемы в системе "общество — техника — природа" обострились. Попытки решить их развивались в противостояния двух основных концепций — "инженерной" и "гуманитарной".
Инженерная философия техники. Система взглядов, получившая это название, исторически возникла первой. Некоторые её элементы можно заметить уже в трудах И. Ньютона. Слово "инженерная" не означает, что так думают только инженеры. Этот эпитет следует воспринимать лишь в том смысле, что если инженер отвлечётся на время от своего технического творчества и начнёт размышлять более масштабно о смысле своей деятельности и о связи между артефактами и человеком, то он рано или поздно придет к следующим мыслям. Техника есть средство высвобождения человека из трудовой деятельности через проекцию его органов на эту деятельность, через воспроизведение самого себя в ином виде, через усиление в артефактах своих органов с одновременным их функциональным обеднением. Другим направлением в развитии этой идеи является создание искусственных органов в медицинских целях, а также успехов области робототехники.
Гуманитарная философия техники возникла позже инженерной. Это направление философско-методологических и мировоззренческих исследований феномена техники оформилось в странах Западной Европы, Северной Америки, а также в Японии. Суть ее в переходе от чисто прагматического, функционального подхода к техническим устройствам — к комплексно-системному, междисциплинарному анализу техники как сложного, противоречивого фактора современной цивилизации, который вполне можно определить как фактор риска.
Проблема отчуждения. Всякий продукт человеческой деятельности, будь он материальным предметом или идеей, грозит обернуться опасностью для человека. Неся ему определённое благо, иногда кажущееся, этот продукт как бы обретает самостоятельную силу и норовит выйти из-под контроля своих создателей, которые попадают в зависимость от него. Глубинный источник этого отчуждения находится в противоречивой природе самого человека.