Наука, техника, технология. Философия техники

Философия техники, как и гносеология и философия творчества, является одним из разделов философии. Этот раздел развивался вместе с историческим развитием самой техники. В системе философского знания данному разделу принадлежит особая роль, определяемая тем значением, которое придаётся технике в современном обществе. Ведь последняя оказывает прямое или косвенное воздействие буквально на все стороны общественной и личной жизни человека. Поэтому и философия техники, анализируя под определённым углом зрения феномен техники, позволяет получить ответы на многие сложные вопросы, касающиеся не только самой техники, но и общества в целом.

Разумеется, главным предметом для философии техники является всё-таки сама техника и всё, что с ней связано: техническая деятельность, техническое знание, его значение для общества, научно-технический прогресс, взаимодействие человека и техники. Всё это и будет рассмотрено в настоящем разделе пособия. Изучение философии техники требует уяснения ряда понятий, таких как техника, технология, техническое знание, техническиенауки и др. Для студентов они являются знакомыми незнакомцами. С одной стороны, все студенты, особенно технических специальностей, знакомы с этими понятиями, встречаются с ними в учебной литературе, сами их используют, но, с другой стороны, вряд ли все студенты смогут их объяснить, дать им правильное толкование. Поэтому и начинать придётся с выяснения таких понятий и главного их них – техники, иначе дальнейший разговор о философии техники окажется беспредметным.

Так что же именуется техникой? Что она может дать человеку и какие проблемы ставит перед ним? Это – главные вопросы философии техники.

Истоки понятия «техника» уходят в глубь веков. Оно произошло от древнегреческого слова techne (мастерство, умение). Это слово употреблялось в очень широком значении: от умения ремесленника до мастерства в области высокого искусства. Такое применение слова «техника» в определённой мере сохранилось и до наших дней. И всё-таки надо отметить, что содержание этого понятия исторически менялось, что связано с развитием производства. Так, в период возникновения понятия его основным содержанием было индивидуальное мастерство. В условиях ремесленного производства под техникой понимали набор различных приёмов труда, которые передавались от поколения к поколению, приобретая всё более типовой характер. Наконец, с возникновением промышленного производства техникой стали называть машинные средства труда. В XVII в. термин получил французское звучание «technique», а затем и немецкое «technic», означающий совокупность всех тех средств, процедур и действий, которые относятся к умелому выполнению любых трудовых операций, но прежде всего к производству орудий труда и машин.

В настоящее время под техникой понимается совокупность искусственно созданных материальных средств целесообразной деятельности людей.

В отличие от животных, которые приспосабливаются к окружающей среде обитания, человек в процессе труда приспосабливает силы и вещества природы к своим потребностям. Для активной преобразовательной деятельности одних естественных органов человеку явно недостаточно. С целью усиления этих органов искусственным путём человек помещает между собой и природной средой особые материальные предметы. Они-то и составляют технику. В отличие от предметов природы, возникающих естественным путём без участия человека, техника всегда создаётся.

Произведённые людьми предметы и, в частности, орудия труда часто называют артефактами. Латинское слово «артефактум» буквально означает искусственно сделанный. Значит, техникой можно именовать и совокупность артефактов. Однако это очень приблизительное определение. Да, техника действительно является совокупностью искусственно сделанных предметов, вещей. Но каких? Это совокупность машин и механизмов, совокупность средств и систем управления, получения, хранения и переработки веществ, энергии и информации, создаваемых с целью развития производства, а также для удовлетворения непроизводственных потребностей общества.

Иногда технику отождествляют со средствами труда. Что именуется этим термином? Средствами труда называются орудия труда, а также средства для приведения их в действие: источники энергии, различные сооружения, средства транспорта и связи. Приближённо техникой можно называть средства труда, но очень приближённо, потому что к средствам труда относятся и земельные участки, на которых расположены предприятия, и сельскохозяйственные животные. Конечно, именовать всё это техникой никак нельзя. С другой стороны, к технике с полным правом следует отнести военное вооружение, некоторые предметы медицинского и учебного оборудования, которые, однако, не являются средствами труда.

Итак, под техникой главным образом понимается совокупность различных машин и механизмов. Однако до настоящего времени это слово нередко употребляется и в другом, так сказать, первоначальном смысле, а именно как мастерство, умение. В этом случае под техникой подразумевается совокупность навыков, умений в любом виде деятельности, индивидуальное искусство производить добротные вещи или умело выполнять порученную работу. Тогда говорят о технике черчения, технике танца, о спортивной технике, имея в виду качество выполнения упражнений и т. д. В некоторых видах спорта и искусства (например, на музыкальных конкурсах, соревнованиях по синхронному плаванью) участникам соревнований выводится даже двойная оценка: за общий результат и за технику исполнения. Эта двузначность термина, во-первых, несёт на себе следы той исторической эпохи, когда человеческая деятельность была в значительной мере универсальной, нерасчленённой по своей форме. Во-вторых, здесь выражено единство орудийных средств труда и навыков работы с ними. Ведь для того, чтобы добиться максимального результата в труде, надо овладеть определёнными навыками использования тех или иных орудий и приспособлений.

Рассуждая о технике, нельзя обойти вопрос о её назначении и видах.

В самом деле, для чего нужна людям техника, на создание и совершенствование которой затрачивается столько сил и средств? Ответ на этот вопрос, пожалуй, не вызовет затруднений. Ну конечно, она нужна прежде всего для облегчения труда человека, повышения его производительности, расширения возможностей по использованию природных ресурсов, частичного или полного освобождения от работы в условиях, опасных для здоровья. Вообще-то использование техники многообразно. Технические средства применяются при создании материальных и духовных ценностей, исследовании природных и общественных явлений, для получения, передачи и преобразования энергии, сбора, хранения, обработки и передачи информации, управления производственными процессами, бытового и культурного обслуживания населения, обеспечения обороноспособности страны и удовлетворения многих других человеческих нужд.

Такое многообразие применения техники обусловило и разные её виды. Существует определённая их классификация. Выпускникам технического вуза необходимо знать, как подразделяются технические средства. А они различаются в первую очередь по функциональному признаку, т. е. производственные средства, средства, обеспечивающие научные исследования, процесс обучения, и средства, используемые в области культуры и быта, медицины, военного дела, управления. Некоторые исследователи техники считают, что её можно подразделить на пассивную и активную. К первой относят производственные помещения, технические сооружения наземной связи, железные дороги, мосты, каналы, а также технические средства распространения информации (телефон, радио, телевидение). Активную часть техники составляют орудия деятельности людей (орудия ручного труда, умственного и жизнедеятельности человека – очки, слуховые аппараты, протезы и т. п.), всевозможные машины, аппараты управления различными процессами.

В своём историческом развитии техника прошла ряд этапов. Вначале она представляла собой совокупность простых орудий труда. В основном это были ручные орудия труда. Появившиеся со временем более сложные орудия труда приводились в действие физической силой человека или животных. На первом этапе материальной основой технического процесса выступал сам человек. Примитивная техника лишь усиливала его рабочие органы. Следующий этап в развитии техники связан с появлением машин, а затем и систем машин, имеющих уже собственный двигатель для приведения их в действие (паровой или двигатель внутреннего сгорания). Материальной основой производственного процесса на этом этапе становится машина. Человек же лишь дополняет её своими органами труда. Очередной этап определился с появлением электричества, получившим широкое применение с конца XIX в. С одной стороны, выработка электроэнергии и её передача от мест производства к местам потребления потребовала создания специальной техники, а с другой стороны, новые источники энергии открывали, по сути дела, неограниченные возможности дальнейшего развития самой техники.

В современных условиях техника всё в большей степени становится овеществлённым научным знанием, что проявляется в кибернетизации и автоматизации производства, тогда как раньше основным назначением техники была механическая обработка вещества. Теперь же на многих предприятиях даже традиционные технические процессы (обработка материалов резаньем, давлением, ударом) происходят не без участия науки, что находит проявление в оптимальных формах инструментов, режимах обработки, подготовки материалов. На современном производстве человек уже перестаёт быть непосредственным элементом технологической цепи, он не ограничен физиологическими пределами своего организма и, таким образом, имеет большие возможности для применения своих творческих способностей.

Как очевидно, критерием выделения названных этапов в историческом развитии техники является передача ей от человека всё более широкого круга функций и в первую очередь тех, что связаны непосредственно с производственной деятельностью, с осуществлением производственного процесса. Поскольку же техника выступает в качестве опредмеченных в природном материале сущностных сил человека, то её историческое развитие служит, таким образом, одним из важных показателей изменения отношения человека к природным факторам в процессе производства.

На основе всё того же древнегреческого слова «технэ» появилось и другое современное понятие – технология.Для того, чтобы техника эффективно работала и приносила максимальную пользу, необходимо её правильно использовать. Вот технология-то как раз и разрабатывает, осуществляет на практике правила применения технических средств. Это понятие также употребляется в разных значениях, по крайней мере в двух. В производственных условиях технологией называется совокупность правил, применяемых при изготовлении какого-либо вида продукции, иначе говоря, это способ использования техники, последовательность операций при её применении. Без таких правил, без установления очерёдности в обработке деталей и сборке выпускаемых предприятием машин и механизмов в производственном процессе наверняка будут происходить сбои, нестыковки, а возможно, предприятие и вообще не сможет работать.

Существует и более широкое понимание технологии, когда под ней подразумевают выработку и соблюдение определенных принципов рационального действия для достижения поставленной цели (технология выборов, технология манипулирования общественным сознанием и т. п.). В таком значении термин используется применительно к самым различным сферам жизни общества, выходя далеко за пределы производства. Со второй половины XX в. технология получает ещё более широкое толкование, приобретая, так сказать, глобальное значение. Под технологией стали подразумевать те реально существующие общественные явления, связанные с целенаправленной деятельностью людей, которые в функциональном отношении выступают механизмом всего нового и развивающегося, определяя прогресс общества.

Следовательно, технология как само реальное явление – совокупность правил и принципов, так и понятие не оставалась неизменной. У неё своя богатая история, хотя и связанная накрепко с развитием техники. О технологии заговорили после того, как люди постепенно научились в какой-то мере управлять развитием производства, а значит, и техники, когда они обнаружили, что управляемое и контролируемое человеком развитие производства позволяет успешнее решать многие производственные проблемы, значительно повышать производительность труда, лучше использовать технику. А убедившись в возможности целенаправленного повышения эффективности работы техники, люди и стали, наряду с созданием новых технических средств, разрабатывать различные технологии. Особо важную роль технология стала играть с появлением машинного производства (конец XVIII столетия). Именно с этого периода создание различных технологий приобретает всё более целенаправленный характер, всё больше опирается на научные данные.

Связь технологии с наукой необыкновенно усилилась в последние десятилетия. Если раньше для разработки процесса производства какого-то изделия достаточно было воспроизвести искусственным путём некоторые природные процессы, известные человеку, то современную технологию (ядерную, электронную, лазерную и др.) отличает уже использование материалов и принципов их обработки, не встречающихся в природе. Это уже характерная черта технологий, возникших не просто на основе науки, а на базе фундаментальных научных открытий. Да и сама технология оказывает революционизирующее воздействие не только на состояние современного производства. Когда сегодня говорят, например, о компьютерной и информационной технологии, то с ней, обычно, связывают огромные возможности для прогресса чуть ли не во всех сферах человеческой деятельности, включая и сферу науки. Постепенно технология и сама стала превращаться в науку. Не случайно в настоящее время этим словом именуют не только процесс изготовления определённой продукции, но и научную и учебную дисциплину, дающую изложение и обоснование общих принципов разработки конкретных правил использования различных технических средств и организации производственного процесса.

Вполне понятно, для того чтобы создавать технику и грамотно её использовать, необходимы специальные знания. В первом подразделе, где речь шла о гносеологии, уже говорилось о том, что знание, какого бы рода оно ни было, является важнейшей составляющей сознания, возникающей в ходе активного отражения действительности, идеального воспроизведения закономерных связей и отношений реального мира. Теперь разговор пойдёт о техническом знании как части общего знания, непосредственно связанного с человеческой деятельностью.

Техническое знаниеимеет свои особенности, свои характерные черты. Как ни странно, техническое знание – это знание о том, что раньше не существовало и не могло существовать само по себе, что возникает исключительно в результате человеческой деятельности, рождается сознанием человека, его разумом и трудом. В отличие от естественно-научного знания, обращенного к объективно существующему, т. е. существующему независимо от человека, техническое знание можно определить как знание о «производящемся». Предмет технического знания – это область того, то впервые создаётся, что находится в процессе становления, что только ещё обретает свое существование.

Знание, о котором идёт речь, тесно связано с естественно-научным знанием, во многом определяется им и существенно от него зависит. В то же время не следует рассматривать техническое знание в качестве прикладного аспекта естествознания. У него свои задачи. Оно направлено на изучение законов создания и функционирования техники как способа связи общества с природой. Естествознание не в состоянии дать рецепты, каким образом вещество и энергия природы могут быть использованы в практической жизни. Направленность преобразований, способ соединения природных сил в искусственных (технических) системах определяется техническим знанием. Оно имеет двойственный характер. В его содержании имеются элементы, не зависящие от субъекта, отражающие связи и отношения, а есть и такие, которые зависят от деятельности субъекта.

Создавая технические объекты, преобразуя природу в своей производственной деятельности, люди не просто используют энергию и вещество природы, но придают им особые формы, создают системы, которые в природе отсутствуют. Степень технического развития общества зависит не только от уровня развития естествознания, но и от характера общественных отношений. Поэтому техническое знание выступает концентрированным выражением определённым образом трансформированных естественно-научных и социальных знаний.

Как же возникло и развивалось техническое знание? Первоначально это знание было вплетено в материально-предметную практику, затем, развиваясь, опережало её, создавая новую техническую действительность. Одной из причин такого развития явилась необходимость в изучении технических свойств объектов, которые имели практическую значимость и могли быть использованы в качестве материальных средств деятельности людей. Другая причина – осознание потребности общества в создании новых материальных средств производства. Была и ещё одна важная причина развития технического знания, появившаяся уже в эпоху Нового времени (XVII в.), когда у естественных наук возникла необходимость в совершенствовании опытных методов познания природы. Создание экспериментальной и в том числе измерительной техники позволило исследовать явления и процессы, не воспринимаемые непосредственно, а обнаруживаемые лишь с помощью специальных приборов. Появилась нужда в разработке таких приборов, что потребовало новых технических знаний, в том числе и знаний о том, как взаимодействуют приборы и изучаемые с их помощью явления. Но это лишь один аспект потребности общества в техническом знании. В целом же оно необходимо для проектирования и создания предметов и систем, отличающихся от природных. Простое копирование природы, отражение в знании тех процессов, которые в ней совершаются, не могут удовлетворить запросы общества. Потому-то техническое знание и призвано обеспечить возможность создания предметов, не имеющих аналогов в природе, обладающих утилитарной, практической ценностью.

Необходимость углубления, систематизации технических знаний привела к появлению технических наук, которые открывают и изучают законы, лежащие в основе развития техники, аккумулируют опыт производства, трансформируют данные теоретического естествознания в принципы и правила технического творчества по созданию технических устройств. Поскольку техника создаётся на основе знания законов природы, а функционирует в обществе, то технические науки занимают промежуточное положение между естественными и общественными науками, выступая их своеобразным интегратором.

Технические знания, обеспечивающие человеку возможность создавать и использовать в трудовой деятельности орудия труда и передавать практический опыт от поколения к поколению, появились значительно раньше, чем возникло естествознание. Первоначально эти знания были вплетены в материально-практическую деятельность. Затем, развиваясь, стали опережать её, конструируя новую действительность. Условиями его целенаправленного развития явились, во-первых, исследования технических свойств объектов как таковых, которые имеют практическую значимость и могут быть использованы в качестве материальных средств деятельности, и во-вторых, осознание общественной потребности в создании новых материальных средств производства. До возникновения машинного базиса капиталистического общества технические знания не могли подняться до уровня научного обобщения предметной практики. Создание систем машин явилось объективным условием формирования технических наук.

Значит, для возникновения технических наук был необходим определённый уровень развития техники. Стихийный характер её развития длительное время обусловливал существование технико-практических знаний без их теоретического анализа и обобщения. Планомерный сознательный поиск новых технических решений в целях конструирования сложных машин и технологических линий стал возможен лишь в условиях развитого промышленного производства, что способствовало быстрому формированию технических наук с их собственным предметом, понятийным аппаратом, методами и наличием теоретического уровня обобщения и объяснения. Перед техническими науками встала задача дать промышленности теоретически обоснованные, экономически приемлемые, технологически выполнимые рекомендации по расчётам, проектированию и внедрению станков, машин и самых различных механизмов в систему производства. Новый технический базис нуждался в специальном теоретическом обосновании. Эту-то задачу, используя достижения естествознания, и стали решать технические науки.

При сравнении технического знания в целом и технических наук как составной части этого знания выявляются существенные различия в их предметах. Так, предметом технического знания выступают законы превращения природных форм в средства человеческой деятельности, а предметом технических наук – законы конструирования и функционирования технических объектов. Предметы же частных технических наук (а такие тоже существуют) определяются тем, какие отдельные технические объекты выступают целью их познания.

Технические науки – это вполне самостоятельная и очень важная часть научного знания в целом. Они имеют свои специфические познавательные задачи, определённые средства и методы их решения. Почему на это приходится обращать внимание? Да потому, что в научной литературе встречаются высказывания, согласно которым технические науки, как и техническое знание, будто бы не имеют самостоятельного значения, что им присущ прикладной по отношению к естествознанию статус. С таким мнением согласиться никак нельзя. Что именуется прикладными науками? Это такие науки, целью которых является поиск общих принципов и методов использования результатов фундаментальных исследований. Технические науки вроде бы и выполняют такую роль по отношению к естествознанию. Они и возникли значительно позже естественных наук, и существуют преимущественно на базе практического применения естественно-научных знаний.

И всё-таки будет ошибкой приписывать техническим наукам исключительно прикладной характер. У них своё «поле» деятельности, не совпадающее полностью с тем, что возделывается естественными науками.

Естествознание, как известно, рассматривает природные закономерности. Технические науки ориентированы на изучение технических закономерностей, которые хотя и отражают законы природы, но в определённой, специфической форме. Эти науки призваны дать рекомендации, как использовать природные силы в интересах людей, как придать им пригодную для применения форму.

У тех и других наук различны и объекты исследования. Объектами естествознания выступают предметы, явления и процессы естественной природы, объектами технических наук являются созданные людьми системы искусственных средств их деятельности, а также сам процесс создания и использования таких систем. Изучение естественных процессов в технических науках хотя и имеет место, но не является самоцелью. Они изучаются лишь в той мере, в какой определяют технические свойства объектов и их взаимосвязь.

В учебнике «Философия для технических вузов» А.Т. Родчанин называет целый ряд особенностей, присущих техническим наукам и отличающих их от естествознания [11]. Одна из главных таких особенностей заключается в том, что технические науки занимаются изучением объектов, которые не могут существовать в естественной природе, и процессов, наличие которых обусловлено исключительно человеческой деятельностью. Науки, относящиеся к естествознанию, нацелены на открытие объективных законов, независимо от возможности их практического применения, тогда как технические не могут заниматься решением абстрактных проблем, игнорируя цели и задачи общественно-исторической практики и не учитывая реальных возможностей использования техники. А это создаёт для них дополнительные трудности в выборе путей решения проблем, связанных с конструированием технических устройств, созданием новых материалов, разработкой различных технологий.

Автор учебника обращает внимание и на другие специфические особенности технических наук. Для них, например, характерно особое соотношение теории и метода. Техническая теория обязательно включает в себя знание об определённых операциях и их последовательности при решении задач по созданию и эксплуатации технических объектов. Следовательно, наряду с традиционными функциями научного знания, техническая теория выполняет и предписательную функцию, которая реализуется в соответствующих технических нормах, правилах, технологических картах и т. п. Не случайно технические науки распадаются на две ветви: дескриптивную (описательную), нацеливающую на описание того, что происходит в технике, и нормативную, формулирующую правила, по которым должна функционировать техника.

Технические науки отличаются от естественных также тем, что сама системность технического знания и последовательность анализа определяются целевым назначением того материального объекта, который должен быть создан в виде более или менее сложной системы на основании теоретических расчётов. Причём содержание технической теории отнюдь не произвольно. Оно определяется рядом важных моментов. К ним относятся:

1) выбор конечной цели (назначение конструкции);

2) исследование возможностей, предоставляемых естествознанием, для достижения этой цели;

3) изучение материалов, которые могут быть использованы для создания конструкции;

4) выявление возможных последствий, связанных с применением нового технического объекта, т. е. теоретическое предвидение тех вероятностных изменений техники и технологии, которые могут возникнуть в связи с внедрением новой конструкции.

Всё это говорит о том, что технические науки играют вполне самостоятельную роль и их неправомерно рассматривать лишь в качестве прикладного знания. Они основываются не только на эмпирическом материале, но имеют и свою теоретическую базу. А по своей экономической эффективности, размеру финансирования и числу учёных, ведущих исследования в этой области научного знания, они в настоящее время занимают даже лидирующее положение в системе наук.

Технику изучают не одни технические науки. Интерес к ней проявила и философия. Как уже отмечалось, в философии постепенно выделилась особая составная часть, посвященная исследованию техники и всего, что с ней связано.

Попытки философски осмыслить технику предпринимались уже давно, ещё мыслителями Древней Греции и эпохи Возрождения. К этому имели непосредственное отношение Платон, Аристотель, Леонардо да Винчи, Галилей, Ф. Бэкон и другие мыслители. Однако рождение философии техники как специфической области философского знания произошло лишь во второй половине XIX в. Оно связано с публикацией в 1877 г. книги немецкого профессора Э. Каппа «Основоположения философии техники». В ней автор изложил свою теорию «органопроекции», согласно которой техника является результатом проекции анатомических и физиологических особенностей человеческого организма в природный материал. Абсолютизируя взаимодействие естественных и искусственных органов труда человека, Капп утверждал, что всё развитие техники совершается путём копирования человеческих естественных органов труда, путём проекции их во внешний мир.

Капп считал, что множество человеческих творений связано с функционированием руки, кисти, зубов человека. Изогнутый палец стал прообразом крючка, горсть руки – чаши. В мече, копье, весле, совке, плуге, лопате нетрудно разглядеть различные позиции и положения руки, кисти, пальцев. Более того, Капп рассматривает железные дороги как экстернализацию (т. е. воплощение) кровообращения, его наглядной формой, а телеграф – как внешнюю форму и продолжение нервной системы человека. Эта была первая, пусть и во многом ошибочная, философская теория техники.

Спустя несколько лет философия техники получила более основательную разработку в трудах русского инженера и учёного Петра Климентьевича Энгельмейера (1855–1942). Это был человек высокого интеллекта, обладавший разносторонними знаниями.

Самого Энгельмейера интересовали автомобили и моторные лодки. Он выпустил несколько пособий, сам совершил автопробег из Парижа в Москву. Но он не замыкался на технике, а был широко эрудированным человеком, о чём свидетельствует изданная им в 1898 г. работа «Критика научных и художественных учений графа Л.Н. Толстого». То был очень смелый шаг. Сорокатрехлетнего инженера знали тогда лишь в определённых кругах специалистов, а Толстой, которому исполнилось 70 лет, был в зените мировой славы. Чтобы решиться на критику маститого писателя, требовалось хорошо знать его произведения и самому обладать высокой эстетической культурой. Этим условиям в полной мере отвечал инженер Энгельмейер.

Впервые основные программные положения философии техники Энгельмейер изложил в своей работе «Технический итог XIX в.», опубликованной в Санкт-Петербурге в 1898 г. А в следующем году в большой статье «Общие вопросы техники», напечатанной в заграничном журнале, он уже чётко определяет задачи по изучению техники. Русский инженер считает важным выяснить, что представляет собой техника, какие цели она преследует, какие применяет методы, какие другие сферы человеческой деятельности соотнесены с ней наиболее тесно? Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с техникой, сам Энгельмейер даёт в целом ряде книг и статей и прежде всего в работе «Философия техники», все четыре выпуска которой вышли в Москве в 1912 г. Перед этим он выступил с докладом под таким же названием на международном философском конгрессе.

У Энгельмейера анализ техники получил глубокую, именно философскую направленность. В его трудах представлена и онтология техники, т. е. раскрывается её сущность; и гносеология, раскрывающая процесс познания техники и механизм развития технического знания; и социология техники, выясняющая её место и роль в жизни общества. Русский мыслитель особое внимание уделял инженерной деятельности. Многие положения, содержащиеся в трудах П.К. Энгельмейера, не потеряли своей актуальности и поныне, но, к сожалению, за последние 80 лет его работы ни разу не переиздавались. Более того, имя выдающегося исследователя техники даже не упоминается во многих справочных изданиях.

Почему появилась потребность в философском осмыслении техники? Философия техники оформилась в качестве важной части философского знания в условиях быстрого развития капитализма совсем не случайно. Дело в том, что при капитализме качественно изменился характер промышленности – ведущими стали такие отрасли, как металлургия и машиностроение. Использование в практических целях электроэнергии, применение двигателей внутреннего сгорания, широкое распространение железнодорожного и водного парового транспорта – всё это коренным образом изменило производственную и социальную структуру капиталистического общества. Техника постепенно становится одним из необходимых элементов организации и функционирования этого общества, что, в свою очередь, вызвало потребность в осмыслении роли и значения самой техники.

Это, так сказать, внешние социальные факторы возникновения философии техники. Но её появление было обусловлено и внутренними процессами научно-технического развития. К ним в первую очередь относятся процессы превращения науки в функцию производства, формирования научно-технического знания, проникновения техники в самые различные сферы человеческой жизни. Эти процессы породили теоретические проблемы методологического и мировоззренческого характера, а также проблемы историчности техники, соотношения социального и технического прогресса. Появилась потребность выяснить вопрос об основе и источниках технического творчества, о соотношении в нём сознательного начала и естественной закономерности, возникла необходимость в философском анализе системы «наука–техника», в определении того, как реализуется в технике научное знание.

Современная философия техники – это сложное образование, совокупность различных школ, концепций и теорий, задачей которых является философское обоснование и объяснение теоретических вопросов технического развития. Поскольку техника оказывает прямое или косвенное воздействие буквально на все сферы жизни людей, то философия техники не ограничивается непосредственно анализом технического знания, а рассматривает под определённым углом зрения множество других проблем современности, появившихся так или иначе в связи с техническим прогрессом. Она призвана дать ответы на такие вопросы, решение которых не по силам ни естественным, ни техническим наукам.

Своими методами исследования философия техники не отличается от других разделов философии: она также является по преимуществу рациональным способом понимания и объяснения действительности. Как и философия в целом, она свободна от утилитарных практических интересов. Полезность, как известно, не является целью философии. И хотя в данном случае она осмысливает такое явление, которое призвано обслуживать практические нужды людей, тем не менее философия техники не ставит и не решает каких-то утилитарных задач. Она рассматривает всё, что относится к технике, именно с философских позиций.

Сегодня философия техники – это, пожалуй, самый молодой раздел философии, однако его проблемное поле необычайно широко. Это и уточнение самого понятия техники, изучение её исторического развития; это и рассмотрение специфики технического знания, его взаимодействия с фундаментальными науками; это и оценка результатов технической деятельности людей, а также прогнозирование возможных социальных перспектив технического развития; это и взаимодействие человека и техники и связанные с этим вопросы этики в сложном индустриальном мире и многое другое. Особая группа очень важных и сложных проблем, на которые обращает пристальное внимание философия техники, порождена научно-техническим прогрессом. О нем-то и пойдёт разговор в следующем подразделе.

Наши рекомендации