Раздел 2. Человек- сознание- познание
Требования к знаниям: студент должен знать основные проблемы, связанные с изучением человека: его происхождение, его основные отношения, основные характеристики его бытия. Нужно знать, что говорят современные философия и наука о природе и структуре сознания, иметь представление о том, какими методами и приемами человек познает мир.
Требования к умениям: студент должен уметь анализировать современные философские и научные представления о природе человека, вырабатывать самостоятельное отношение к таким категориям человеческого бытия, как любовь, творчество, смерть, вера, счастье и т. д. Должен понимать связь между философским учением о познании и приёмами познания тех наук, которые он изучает.
2.1. Человек как главная философская проблема
Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре, к природе. Проблема « я», образ «я», внутренне и внешнее «я». Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределённость. Основополагаюшие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.
Задания для самостоятельной работы:
1. Найдите и запишите следующие понятия: антропология, индивид, личность, индивидуальность, свобода, творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.
2. Подготовиться к семинарскому занятию по теме « Основополагающие категории человеческого бытия».
3.Напишите мини- сочинение ( эссе) на тему «Человек российский»:
- сравните (приложение 4) с человеком западным и восточным;
- для доказательства приведите 3-4 цитаты;
- выскажите собственные мысли.
4.Проверь себя:
1. Эволюционная концепция происхождения человека предложена…
1) З. Фрейдом
2) Аврелием Августином
3) Ч. Дарвином
4) Ф. Энгельсом
2. Смысл человеческой жизни по Эпикуру…
1) в наслаждении
2) в служении Богу.
3) в смирении с судьбой.
4) в борьбе.
3. Личность- это:
1) любой представитель человеческого рода;
2) человек, умеющий сопереживать и сочувствовать;
3) качественная характеристика человека как субъекта отношений и сознательной деятельности;
4) человек как биосоциальное существо.
4. Знаменитый тезис Протагора звучит так: «Человек есть _______»…
1) неразумное существо
2) ничтожество
3) подобие животному
4) мера всех вещей
5. Человек- это пластичное существо, несущее в себе следы космофизической, биогенетической и _____________ эволюции…
1) политической
2) социокультурной
3) промышленной
4) экономической
1.2. Проблема сознания
Философия о происхождении и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа). Психофизическая проблема в науке и философии, её современная интерпретация. Идеальное и материальное. Сознание, мышление и язык. Сознательное и бессознательное. Основные идеи психоанализа З. Фрейда. Теория архетипов К. Юнга. Современная цивилизация и психическое здоровье личности.
Задания для самостоятельной работы:
1. Найдите и запишите следующие понятия: гносеология, сознание, отражение, душа, самосознание, мышление, язык, бессознательное, психоанализ, архетип.
2.Сделайте конспект одной из работ З. Фрейда или К. Юнга (приложение 3).
3.Проверь себя:
1.Сущность сознания как способность человеческого мозга отражать объективную реальность заключается в…
1) идеальности
2)воспроизведении
3)раздражимости
4)чувствительности
2.Мышление человека отличается от мышления человека следующим…
1) наличием инстинктов
2) наличием восприятия.
3) предметным содержанием
4) наличием автоматизма
3.Самосознание – это:
1) способность мыслить рационально;
2) внутренний мир переживаний;
3) познание и оценка самого себя как мыслящего, действующего и чувствующего субъекта;
4) заложенные в человеке генетические программы.
4. Кто продолжил теорию психоанализа З. Фрейда?
1) Э. Мах,
2) О. Конт,
3) К. Юнг,
4) Д. Милль.
5. Что не входит, по Фрейду, в психический мир человека:
1) «Оно»,
2) «Не- Я»,
3) «Сверх- Я»,
4) «Я».
2.3. Учение о познании
Как человек познаёт окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания. Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании. Что такое знание. Здравый смысл, наивный реализм и научное знание. Методы и формы научного познания. Проблема истины.
Задания для самостоятельной работы:
1.Найдите и запишите определения следующих понятий: гносеология, агностицизм, сенсуализм, рационализм, разум, воля, память, мышление, воображение, истина, практика.
2. Прочитайте соответствующую тему в учебнике и составьте логическую схему «Как познать окружающий мир» (приложение8), приготовьтесь отвечать по ней.
3.Проверь себя:
1.Выберите верное выражение:
1) практика - чувственное восприятие мира.
2 практика - это логическое обоснование мыслей.
3) практика - это деятельность людей, направленная на достижение поставленных ими целей
4) практика- это материальная, общественная и культурная деятельность людей, направленная на преобразование природы и человека.
2. Утверждение, что ощущения являются единственным источником познания, характерно для…
1) рационализма
2) иррационализма
3) агностицизма
4) сенсуализма
3.Философское направление, утверждающее, что «познание невозможно, истина недостижима», называется…
1) агностицизмом
2) эмпиризмом
3) рационализмом
4) атеизмом
4.Автор фразы «Я знаю, что я ничего не знаю»-
1) Сократ
2) Диоген
3) Платон
4) Аристотель
5.Функция философии, связанная с получением нового знания?
1) теоретико - познавательная
2) критическая
3) коммуникативная
4) аксиологическая