Основные структуры и институты общества
Человеческое общество как целостный социальный организм обладает достаточно сложной структурой, отдельные элементы которой хотя и подвержены трансформации во времени, однако в целом представляют собой достаточно устойчивые образования, которые могут быть обнаружены в любом достаточно развитом социуме.
Структура общества задается такими естественными параметрами, как возрастные и половые различия между людьми и вытекающих из этого отношений по производству новых людей (семья и её типы), а также отношениями неравенства (или равенства) между отдельными группами людей по поводу их политических прав и отношению к собственности (в первую очередь – сословия и классы). Для анализа общества большое значение имеют виды и характер профессиональной деятельности людей (в традиционном обществе большинство занято в сфере сельского хозяйства, во многих современных обществах в сферах промышленного производства и производства услуг), а также способы решения этнической и национальной проблем.
В силу ограниченной продолжительности человеческой жизни объективно существуют поколения более молодых людей и людей старшего возраста. Одна из важнейших проблем, которую должно решать любое общество, – это проблема социализации молодого поколения. В силу того, что внегенетической информацией (культурой) ни один человек не обладает от рождения, каждое общество должно решать проблему воспитания и образования вновь родившихся его членов. В целом для любого общества характерно иерархическое отношение между молодым поколением и людьми старшего возраста (последние, в силу большей осведомленности, но также и потому, что они появились раньше, занимают верхние этажи социальной иерархии). Однако это не исключает специфические конфликты между ними, которые проявляются, например, в негативизме, отрицании целевых и ценностных установок старшего поколения со стороны более молодых людей.
Система всеобщей воинской повинности, а также система образования (особенно в современном мире) являются эффективными средствами канализации энергии молодого поколения. На отношения между поколениями в конкретном обществе влияет также и степень инноваций, характерная для определенного социума. В частности, в современных обществах, где знания и навыки устаревают очень быстро, представители старшего поколения часто оказываются менее компетентными, чем более молодые люди. Следствием этого может быть меньшее доверие, меньшее уважение и почтение со стороны молодого поколения в отношении старших.
Половые различия – деление людей на «мужчин» и «женщин» – обусловлено объективными, физиолого-анатомическими различиями между ними. Понятие «пол» как естественную, биологически обусловленную характеристику человека необходимо отличать от понятия «гендер», которое можно определить как социальный пол и которое выражает определенный тип поведения человека в обществе и восприятие этого поведения со стороны других и себя. Необходимость разграничения между этими терминами обусловлено тем, что многие различия между мужчиной и женщиной обусловлены причинами, которые не являются биологическими по своей природе. Существование половой и гендорной дифференциации порождает такое специфически человеческое явления, как любовь, а также проблемы разделения труда и социальной иерархии между мужчинами и женщинами.
С кем человек начинает себя идентифицировать: с мужчиной или женщиной, также как и большая часть его характера, идей и желаний зависит, в значительной мере, от того, к какому полу он был отнесен в детстве. Изучение взаимоотношений матери и ребенка показывает, что с девочками и мальчиками родители обращаются по-разному, даже если сами они полагают, что не делают никаких различий. В рамках той или иной культуры, в системах воспитания и образования, сознательно или нет, закладываются начала гендерной дифференциации или, наоборот, предпринимаются попытки сгладить эти различия.
Что касается проблемы социальной иерархии между мужчинами и женщинами, то следует заметить, что даже в развитых странах женщины получили равные с мужчинами политические права только в начале XX века. Фактическое неравенство между ними в плане доступа к высоким должностным постам и в плане карьерного роста связано в первую очередь с тем, что даже в современных обществах основная нагрузка по ведению домашнего хозяйства и, в особенности, заботы, связанные с воспитанием детей, лежат именно на женщинах, и именно они, а не мужчины чаще всего жертвуют карьерой в пользу семьи.
Семья – это группа людей, связанных между собой родственными отношениями, основной целью которой является рождение и воспитание детей. Семья – это исторически изменяющееся социальное объединение людей, так как на протяжении времени в разных обществах существовали различные формы семьи и брака.
Промискуитет, т.е. неупорядоченные половые отношения, характерен для начальной стадии развития первобытнообщинного строя. У первобытных людей не существовало семьи в собственном смысле этого слова. Сплоченность человеческого коллектива, обусловленная физической слабостью отдельного человека и примитивностью орудий труда, в условиях неразвитости социальных отношений (прежде всего – отношений по поводу собственности) приводила к неограниченным половым связям.
Первичной формой брака является т.н. групповой брак, где все мужчины одного рода имели брачные связи со всеми женщинами другого рода. Для этой формы семейно-брачных отношений характерна экзогамия, т.е. запрет браков между людьми, принадлежавшими к одному и тому же роду. В случае группового брака каждый из супругов жил и воспитывал детей в пределах своего родового коллектива. Причина возникновения экзогамии до настоящего времени не вполне понятна. Достаточно распространенное объяснение, согласно которому возникновение экзогамии было связано с необходимостью избежать вредных последствий от браков между кровными родственниками, в настоящее время не разделяется специалистами. Причину экзогамии следует искать скорее в необходимости установления социального мира в коллективе (поскольку половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы социума) или стремлении расширить социальные контакты и завязать отношения с другими коллективами.
Парный брак представляет собой образование постоянных пар на более или менее продолжительный срок. Как женщина, так и мужчина в течении жизни могут иметь несколько мужей и жён. Супруги в силу обычая экзогамии принадлежат к разным родам. Экономической основой семьи, основанной на парном браке, является домашнее хозяйство, в котором ведущую роль играет женщина. Учет происхождения и родства ведется по женской линии.
Патриархальный брак – это форма брака, где ведущая роль принадлежит мужчине, и счет родства ведется по отцовской линии. Патриархальный брак существует как в форме моногамии, так и полигинии. Переход к данной форме брака связан с последствиями неолитической революции: появление земледелия и скотоводства резко увеличило значение мужского труда и в обществе стали накапливаться богатства, а индивидуальная семья была более приспособлена к обладанию собственностью. Это привело к возникновению отцовского рода, который, в отличие от материнского, без индивидуальной семьи существовать не может. Патриархальный брак, основанный на господстве мужа, возник в связи с совершенно определенной целью: рождением детей, происхождение которых от отца не подлежит сомнению, а это необходимо ему для того, чтобы дети в качестве прямых наследников могли вступать во владение отцовским имуществом.
Что касается форм брака в современном мире, то во многих странах законодательно закреплено существование только одной формы – моногамного брака (постоянный союз между одним мужчиной и одной женщиной), который основан на формальном равенстве супругов. Однако законодательство некоторых государств (например, Саудовской Аравии) допускает многоженство. Для современного моногамного брака характерно не только признание формального равенства между супругами, но и реальное увеличение роли женщины, которое, не в последнюю очередь, связано с включением ее в процесс общественного производства и, как следствие, с обретением ею относительной экономической независимости.
До начала индустриализации большинство семей было производственными ячейками, которые обрабатывали землю или занимались ремеслом. Выбор супруга обычно определяли не любовь и романтические увлечения, а социальные и экономические условия, которые диктовали необходимость бесперебойного функционирования семейного производства. С приходом индустриализации ситуация изменилась: место работы (например, фабрика или офис) было отделено от места постоянного проживания, в результате чего семья перестала быть производственной ячейкой. Это изменение привело к изменению мотивации при выборе супруга, которая в большей степени стала зависеть от желания поддерживать с ним отношения, основанные на взаимной любви и привязанности.
В результате человеческой деятельности происходит дифференциация социума, в ходе которой возникают такие большие относительно обособленные группы людей, как касты, сословия и классы.
Начальный период человеческой истории в силу крайне низкого уровня производительности труда характеризуется отсутствием сословно-классовой дифференциации: все члены первобытного общества заняты добычей средств, которые могли бы обеспечить их простое физическое выживание. В силу крайне низкого уровня производительности труда в этот период не существует даже рабства, так как последнее эффективно только в том случае, если раб может произвести больше, чем это необходимо для обеспечения его собственного существования. Поэтому рабство или такое состояние, когда человек вообще исключается из числа людей и поэтому за ним не признается никаких прав, но он рассматривается в качестве вещи, орудия, используемого для работ, может существовать только в таких условиях, когда труд раба оказывается способным произвести излишки.
Особой разновидностью социальной дифференциации являются касты, характерные главным образом для древней Индии. Для кастового строя характерны эндогамия (брак возможен только между представителями одной касты), и соответствующее идеологическое обеспечение в виде религии индуизма, согласно которой люди признавались изначально неравными между собой. В рамках кастовой системы существует иерархия четырех, неравных между собой сословий: брахманы – священнослужители; кшатрии – воины, правители; вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы; шудры – слуги, наёмные рабочие. Кроме этого существуют низший слой, т.н. «неприкасаемые» или те, кто занимается оскверняющими видами деятельности (например, убой животных и выделка шкур) и кто одним фактом своего прикосновения способен осквернить представителей названных каст.
Кастовая система может существовать только в рамках традиционных, мало изменяющихся обществ. В XX веке в Индии в связи с её вступлением на путь экономического развития кастовая система постепенно приходит в упадок. В настоящее время дискриминация по кастовому признаку запрещена индийским законодательством.
Сословия – это группы людей, которые обладают разными политическими и экономическими правами и обязанностями, но равные с точки зрения религии. Разделение людей на отдельные сословия характерно для традиционных обществ и, в том числе, для истории европейской цивилизации до периода буржуазных революций. Основным средством обеспечения замкнутости сословий служила система наследуемых привилегий и обязанностей. В отличие от каст, система сословий теоретически допускает переход людей в состав другой социальной группы.
В рамках сословной системы, которая сложилась в Европе, выделяют следующие три группы населения: аристократию, духовенство и т.н. «третье» сословие, состоящее из крестьян, ремесленников, а также буржуазии. Представители низшего или третьего сословия, как правило, были лишены каких-либо политических прав и участия в управлении государством, но должны были нести основную экономическую нагрузку – в частности, платить налоги в казну.
Переход общества от системы, где труд является уделом рабов, к такой, где трудовая повинность возлагается на людей, обладающих некоторой самостоятельностью и свободой, является прогрессивным, так как последние в отличие от рабов более заинтересованы в результатах своего труда и поэтому могут действовать более эффективно (крепостной крестьянин, например часть времени работает на поле барина, а часть – на своем или же отдает определенную долю произведенного; у раба же вообще нет никакого «экономического» интереса).
Социальная дифференциация общества в виде сословий в Новое время заменяется его классовой дифференциацией. Социальные классы – это такие группы людей, которые обладают равными юридическими правами, однако не равны с точки зрения собственности. Переход от сословной системы к классовой тесно связан с производственно-техническими и хозяйственно-экономическими преобразованиями. Новые виды производств и оборудования требовали новых видов и форм организации труда[263]. Для развития предпринимательства была важна социальная мобильность населения. Рост уровня образования значительной части населения способствовал осознанию ею несправедливости сословно-иерархической организации общества. Следствием всего этого и явились буржуазные революции, в результате которых сословная иерархия была юридически и фактически упразднена.
Что касается видов классов, то последние, с точки зрения марксизма, делятся на два основных, антагонистических друг другу класса: капиталистов, т.е. собственников и эксплуататоров, и наёмных работников, эксплуатируемых, т.е. тех, кто живет только за счет результатов своего труда, а не за счет доходов от собственности. Марксистская классификация классов, важнейшим в которой является акцент на антагонизме между ними, достаточно верно отражала социально-экономические реалии XIX века и поэтому довольно долго пользовалась популярностью. Согласно же немарксистскому подходу, понятие «класс» выражает уровень дохода или характер профессиональной деятельности. Именно в связи с последним подходом распространены такие термины, как «высший» и «средний класс», а также «белые» и «синие» воротнички. Уровень имущественной дифференциации между классами оказывает большое влияние на степень стабильности общества. Чем выше расслоение между богатыми и бедными, тем общество нестабильнее и наоборот: чем выше доля среднего класса, тем меньше вероятность социальных потрясений вызванных имущественной дифференциацией.
Наряду с сословно-классовыми структурами, в обществе существуют такие формы общности людей, как этносы. Этносы – это группы людей, которые первоначально формируются на определенной территории (в условиях определенного ландшафта) и для которых характерна общность материальной и духовной культуры, психического склада и языка, а также определенное самосознание, выражающееся в осознании представителями этой группы людей своих отличий и особенностей как «этнических» по сравнению с другими этническим группам.
Этничность – это системная характеристика, которая может быть понята как уникальное, конкретно-историческое сочетание названных объективных и субъективных признаков. Ни один, ни несколько из названных признаков сами по себе не достаточны для определения и понимания того, что такое «этнос». Хотя каждый этнос первоначально формируется на определенной территории, однако в дальнейшем, в результате переселения, значительная часть его представителей может оказаться за пределами исторической родины, в диаспоре, но, тем не менее, сохраниться там как относительно целостная социальная общность. Этнос как социальная целостность может сохраняться, даже если у него вообще нет постоянной территории. Таковы сейчас, например, цыгане.
Естественные особенности территории, т.е. географические (ландшафт) и климатические факторы, без сомнения, оказывают влияние на облик формирующегося в этих условиях этносов, особенно на ранних этапах всемирной истории. В частности, преобладание в данной местности лесов или степей предопределяет возможность существования определенных видов хозяйственной деятельности, вынуждая одни народы заниматься преимущественно земледелием, а другие – скотоводством. Характер же основных видов хозяйственной деятельности, в свою очередь, способствует формированию определенного психического склада у представителей соответствующего этноса. Несмотря на определенное значение естественных факторов, их роль не стоит переоценивать. Это ясно хотя бы из того, что количество различных народов значительно больше количества возможных типов естественных условий обитания. Если бы природная среда была бы детерминирующим фактором этногенеза, то в сходных естественных условиях должны были бы возникать однотипные этносы. Если этого не происходит, значит, действие природного фактора носит ограниченный характер.
Факторы духовной культуры, хотя и имеют определенное значение, однако тоже не является определяющими для дифференциации различных этносов. В частности, представители разных народов могут исповедовать одну и ту же религию. Таковы, например, грузины, армяне и русские. Мусульманами являются, например, татары и азербайджанцы, но и они не составляют единого этноса. Сходство сюжетов и содержания многих сказании и мифов часто не позволяет решить, какие же из них являются истинно «народными», а какие получили распространение и развитие вследствие межкультурных коммуникаций.
Что касается языка, то в некоторых случаях он, действительно, может служить индикатором этнической общности, однако в некоторых случаях этого признака недостаточно. Например, на испанском языке говорят не только испанцы, но также и мексиканцы, однако, они не составляют одного этноса.
Одних объективных характеристик, даже всех вместе, как системы, для определения того, что такое «этнос» недостаточно. Подобно тому, как сословно-классовая дифференциация существует не только объективно, в виде различных прав и обязанностей и в виде различного уровня благосостояния разных слоев населения, но также и субъективно, как осознание представителями этих слоев и классов своего сходства между собой и отличия от представителей других слоев и классов, точно также и этническая дифференциация предполагает осознание её представителями своей специфики по сравнению с другими этическими группами населения. Принятие во внимание субъективного фактора важно тем, что это позволяет понять, что в некоторых случаях «этничность» может быть, как бы сконструирована, а то и попросту навязана. В силу того, что зачастую этническая специфика выражена нечетко, люди просто могут не обращать на нее особого внимания. До тех пор, пока им об этом не говорят. Однако в некоторых случаях – чаще всего с определенными политическими целями, которые может преследовать определенная группа людей, претендующая на статус национальной «элиты» – могут быть предприняты сознательные усилия (в особенности, при помощи современных средств массовой информации) по искусственной актуализации этнической проблематики. Примерами таких усилий могут служить попытки внедрения в сознания людей представлений о том, что в силу «общности происхождения» они связаны между собой как бы «естественными» связями, которым на основании этого должен быть отдан приоритет по сравнению с другими типами социальных связей и отношений; что члены этической группы должны действовать всегда солидарно и что, одновременно, они должны обладать чувством отчуждения по отношению к другим группам или даже, что одни этнические группы «лучше», чем другие. Крайними формами выражения таких усилий являются такие эксцессы, как этнический национализм и геноцид по отношению к определенным этническим группам, которые не раз имели место в истории. Сохранение национальной культуры и языка, безусловно, является благородной задачей, однако эти усилия необходимо отличать от других, целью которых является достижение собственных эгоистических интересов определенными группами людей или даже сознательные усилия одних государств по дестабилизации внутреннего порядка в других.
С точки зрения исторического развития, в эволюции этноса можно выделить три стадии: 1) род и племя, 2) народность, 3) нация.
Род – это группа кровных родственников, которые ведут свое происхождение по материнской или отцовской линии и которые, как правило, осознают себя потомками общего предка (реального или мифического) и носят общее родовое имя. Исторически род возникает из первобытнообщинного стада и его отличительной характеристикой является экзогамия. Племя – это несколько родов, объединившихся вместе. В силу запрета эндогамии внутри рода, последний не может существовать изолированно. Поэтому предполагают, что племя возникло одновременно с родом. Примерами племенной формы организации общества (когда с ними столкнулось современное общество) являются австралийские аборигены и североамериканские индейцы.
Народность или народ возникает в результате объединения нескольких племен в союзы. В отличие от рода и племени народность как форма общности характеризуется не кровнородственными, а территориальными, экономическими и культурными связями между людьми. Народность складывается из нескольких племен, близких по своему происхождению и языку или из разноязычных племен, смешавшихся в результате завоевания одних племен другими.
Что касается нации, то существую два разных смысла, которые вкладывают в это понятие. Согласно одному из них, «нация» – это сообщество свободных людей, принадлежащих тому или иному государству. Такой смысл этого понятия утвердился со времен Великой французской революции конца XVIII века, когда с помощью идеи нации обосновывалось право гражданского общества на власть по сравнению с идеей о её божественном происхождении и обладании ею «помазанником» божьим в лице монарха.
Важно понимать, что при такой интерпретации идеи «нации» содержательный акцент делается прежде всего на то, что каждый народ (как граждане, как «демос», а не «этнос», т.е. как территориальная, а не этническая общность) суверенен и имеет право на образование своего государства. В данном случае принадлежать к определенной нации – значит быть гражданином, и при этом совершенно не важно, каково этническое происхождение, те или иные культурные особенности или вероисповедание[264]. Представление о нации-государстве и, соответственно, национальная идея в данном случае связываются в первую очередь не с теми или иными этническими, религиозными или языковыми особенностями, а с деятельностью соответствующих политических и экономических институтов, эффективное функционирование которых как раз и должно показать силу той или иной нации.
Понимание нации как государства закреплено в современном международном праве. Об этом, в частности, свидетельствует то, что одна из основных современных международных организаций – Организация Объединенных Наций – является организационным объединением государств.
Что касается второго смысла термина «нация», то согласно ему понятие «нация» используется для характеристики определенного этапа в развитии народа (народности), связанного с образованием государства.
Основное различие между этими смыслами термина «нация» состоит в том, что в первом случае «нация» понимается как форма территориального объединения людей, как гражданское общество и государство, связывающее людей именно как граждан, независимо от их других, и в том числе этнических особенностей. Во втором же случае «нация» понимается именно в связи с этническими, историко-культурными и языковыми особенностями определенных групп людей.
Различие в понимании того, что такое «нация» влечет разную интерпретацию понятия «национализм». Если в первом случае «национализм» близок понятию «государственный патриотизм», то во втором речь может идти об этническом национализме и шовинизме, в том числе великодержавном. Проблема интерпретации термина «нация» имеет не только научный, сугубо теоретический интерес. Дискуссии вокруг данного понятия тесно связаны с вопросами государственно-политического устройства стран и имеет особое значение для полиэтнических государств.