Основные институты общества.

Место в системе социально-гуманитарных наук – социальная философия.

План

1. Понятие социального института

2. Виды социальных институтов

2.1. Экономические

2.2. Политические

2.3. Социальные

2.4. Духовные

3. Институциализация

4. Функции социальных институтов

4.1. охранительная;

4.2. регулирующая;

4.3. познавательная;

4.4. воспитательная;

4.5. социализирующая.

5. Роль социального института в жизни человека.

Понятия

Социальный институт— это исторически сло­жившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функ­ции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

Схема

Функции Ключевые институты Основные роли Физические черты Символичес-кие черты Другие институты данной сферы общества
Забота, воспитание детей Семья, Наследование Отец Мать Ребенок Дом Обстановка Кольца Обручение Контракт Брак, кровная месть, материнство, отцовство и др.
Добывание пищи, одежды, жилья Собственность Работодатель Наемный работник Покупатель Продавец Фабрика Офис Магазин Деньги Торговля Реклама Деньги, обмен, хозяйственные отношения и др.
Поддержание законов, правил и стандартов Власть Государство Законодатель Субъект права Общественные здания и места Флаг Хартия Власть, государство, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, и др.
Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры Религия Священник Прихожанин Собор Церковь Крест  
Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам Образование Учитель Ученик Школа Колледж Учебник Диплом Степень Общественное мнение, СМИ и др.

Практикум

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФУНКЦИЯ МОРАЛИ ХАРАКТЕРИСТИКА
Обеспечивает взаимопонимание, взаимосвязь и общение людей в социуме
Ценностно-ориентировочная Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях

Понятие культуры. Формы и разновидности

Культуры

Место в системе социально-гуманитарных наук – социальная философия, история, культурология, этнография, социология.

План

1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

1.1. технологический

1.2. деятельностный

1.3. ценностный

2. Понятие культуры

2.1. в широком смысле

2.2. в узком смысле

3. Материальная и духовная

4. Функции культуры:

4.1. познавательная,

4.2. оценочная,

4.3. регулятивная (нормативная),

4.4. информативная,

4.5. коммуникативная,

4.6. социализации.

5. Формы и разновидности культуры.

5.1. национальная – мировая;

5.2. светская – религиозная;

5.3. восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);

5.4. традиционная – индустриальная – постиндустриальная;

5.5. сельская – городская;

5.6. обыденная – специализированная;

5.7. высокая (элитарная) – массовая – народная

6. Проблемы взаимоотношения культур

Понятия

Культура в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;

Культурв в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.)
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная).
Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).

Схема

Элитарная, массовая и народная культуры

Критерии Массовая (поп-культура, китч, «искусство антиусталости») Элитарная Народная
Авторы Профессиональные творцы (стандартизация культуры) Профессиональные творцы, создающие культурные каноны Анонимные любители (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы)
Характер Коммерческий (невозможно без СМИ) Некоммерческий Некоммерческий
Уровень сложности Низкий Высокий (нужна интеллектуальная «расшифровка»; многозначное содержание, неоднократное прочтение) -
Аудитория Массовая Узкая Широкая
Взаимодействие Тесное взаимодействие и взаимодополнение

Практикум

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Наши рекомендации