Концепция социальных представлений как один из ведущих подходов, объясняющих динамику общественного мнения.
Социальных представлений концепция - система социально-психологических взглядов, содержащая теоретические положения и эмпирические разработки, относительно закономерностей функционирования структур обыденного сознания в современном обществе. Разработана во Франции С. Московичи. Концепция социальных представлений относится к числу наиболее влиятельных концепций, возникших в европейской социальной психологии в 60-70-е гг. XX в. как реакция на преобладание в западноевропейской науке американских образцов социально-психологического знания сциентистского толка. Предметом социально-психологического изучения в концепции социальных представлений считается социальная реальность, понимаемая как совокупность социальных представлений, посредством которых общественные явления оказываются репрезентированными в индивидуальном сознании субъекта. Ключевым понятием является социальное представление, родственное понятию коллективного представления, предложенному Э.Дюркгеймом. Оно трактуется в концепции социальных представлений как особая форма коллективного знания, имеющего консенсусные особенности, социально сконструированного, разделяемого индивидами, входящими в сообщество, и служащего для повседневного практического применения. Структура социального представления содержит три измерения: информацию - сумму знаний о представляемом объекте; поле представления, характеризующее организацию его содержания с качественной стороны; установку по отношению к объекту представления.
Проблемы изучения социальных представлений поднимались такими исследователями как Э.Дюркгейм, Г.Зиммель, Л.Леви-Брюль, Ж.Пиаже, З.Фрейд и другие. Как известно, в дюркгеймовской социологии понятие "коллективные представления" являлось одним из основных. Со временем, однако, интерес к этому термину несколько ослаб. Возвращение к "забытому" понятию связано с именем французского исследователя, автора концепции социальных представлений С.Московичи.
"Что происходит с каждым из нас, когда мы социализируемся? -писал С. Московичи, - Происходит то, что мы постепенно научаемся понимать действия или ситуации определенным способом внутри нашей культуры. Тогда мы становимся способны согласовывать свою деятельность с деятельностью прочих членов нашей культурной группы и участвовать в передаче этих культурных значений тем, кто связан с нами. Таким образом, значения событий не создаются индивидом, но культурно совместно используются как социальные представления.
Различия в верованиях и ценностях чаще всего рассматриваются как различия в установках по отношению к различным объектам. Однако, поборники теории социальных представлений, главным из которых считается С. Московичи - полагают, что эта категоризация упускает один пункт. Установка является достоянием личности. Социальные представления создаются коллективно и коллективно поддерживаются. Поскольку многие из самых фундаментальных представлений существовали в нашей культурной группе задолго до того, как мы родились, существует очень небольшая вероятность того, чтобы какой-нибудь одни индивид мог вызвать существенное изменение в социальных представлениях, превалирующих внутри культурной группы.
Другие социальные представления могут быть более изменчивыми и текучими. Скребнер, например, различает три типа социального представления, которые он именует как "культура", "традиция" и "мода". Культурные представления могут быть более постоянные, традиционные представления проходят через несколько поколений, в то время как мода являются охватывает быстро изменяющихся представлений, которые благодаря средствам массовой информации становятся характерными для современных обществ.
В теории Московичи важным является то, что коллективные культурные представления описываются им как бессознательные и связаны с навыком, получаемым в процессе социализаци, видеть окружающий мир под особым углом зрения, улавливать и передавать специфические культурные значения.
Для С.Московичи ключевой предпосылкой при определении представления является его отнесение к числу форм и способов обыденного познания действительности, которое в оппозиции к научному мышлению принято называть познанием здравого смысла. Социальные представления - способ интерпретации и осмысления повседневной реальности, определенная форма социального познания, предполагающая когнитивную активность индивидов и групп. Социальный субъект активен в познавательной деятельности, посредством представлений он воссоздает и как бы заново созидает объекты, людей, события. Представление не является простым слепком окружающего мира, это - продукт и процесс активного социально-психологического воссоздания реальности. Кроме того, социальные представления носят макросоциальный, общественный характер. В связи с этим, предметом исследования становятся не отрывочные мнения отдельного индивида, а высказывания, реакции и оценки его как члена социальной группы.
Теория социальных представлений вызвала интерес в научной среде и послужила толчком к появлению большого числа работ, выполненных с позиций, изложенных автором концепции. Сторонники данной теории конкретизировали понятие социального представления, рассматривали в своих исследованиях его различные аспекты. Например, такие последователи С.Московичи, как В.Дуаз и Д.Жоделе акцентируют внимание на динамике социальных представлений, которая в методологическом смысле связана с освоением чего-то странного, ранее не известного, требующего интерпретации посредством и в рамках уже знакомого. Процесс овладения странным носит название "анкеровки" - закрепления.
Эмпирические исследования, проведенные в рамках теории социальных представлений, можно разделить на три основных направления. К первому относятся исследования, касающиеся проблематики малых групп, их предметом является когнитивное освоение ситуации посредством построения системы представлений. Второе направление - исследования межгрупповых отношений, связанные, в частности, с соотнесением социальных представлений с символическим самоопределением человека в системе социальных отношений и ролевых позиций. Третье направление составляют исследования, ориентированные на проблематику больших социальных групп и касающиеся взаимосвязи социальных представлений и конкретных социальных позиций, которые присущи членам группы. Главной целью этих исследований выступает раскрытие содержания, а в отдельных случаях процесса развития социальных представлений различных общественных, профессиональных, демографических, половозрастных групп. Это направление можно назвать собственно социологическим.
Исследование С.Московичи. Гипотеза о том, что образ научной теории складывается благодаря встречному действию двух процессов - пропагандистскому влиянию прессы и стихийному формированию у публики социальных представлений, зависящих от социальных характеристик субъекта - определила структуру этого исследования. Во-первых, параллельно проводился анализ мнений испытуемых и контент-анализ материалов прессы, посвященных психоанализу. Во-вторых, опрос осуществлялся в два этапа. На первом проводилось анкетирование по жесткоструктурированному вопроснику, на втором - структурированная беседа, уточняющая результаты первого этапа.