Методологический и методический опыт изучения общественного мнения институтом Гэллапа.

В 1935 г. Дж. Гэллап и его коллега предприниматель Гарольд Андерсон, основали в Принстоне (штат Нью-Джерси) the American Institute of Public Opinion. Предсказание переизбрания Франклина Рузвельта в президентской избирательной кампании 1936 г. принесло Гэллапу известность.

В 1939 г. Дж. Гэллап открыл в Принстоне Институт Изучения Аудитории (the Audience Research Institute), и уже перед войной в ряде стран были созданы исследовательские структуры по анализу общественного мнения, качества жизни, коммуникационного и экономического поведения населения. Официально международная исследовательская структура Gallup International была образована в мае 1947 г., и Гэллап стал ее первым президентом. В настоящее время Gallup International зарегистрирована в Цюрихе и объединяет 55 исследовательских организаций.

В 1948 г. Дж. Гэллап и Клод Робинсон создали в Принстоне фирму "Gallup & Robinson, Inc.", заявившую о себе революционным подходом к изучению эффективности рекламы.

Основные принципы Научность – базовая характеристика гэллаповского подхода к изучению общественного мнения. Для Гэллапа слово «научные» применительно к его опросам было существенным и сущностным. Вторая коренная особенность гэллаповской технологии касается особой роли интервьюера в процедуре сбора первичной информации. В теоретическом плане фигура интервьюера не является главной, ее роль заключается в соединении исследователя и респондента. Но в практическом отношении на фазе сбора информации роль и функции интервьюера становятся центральными, определяющими факторами процесса измерения. В организации сбора данных, Гэллап исходил из того принципа, что опрос не может быть лучше, чем участвующие в нем интервьюеры.

Классическая гэллаповская процедура планирования и организации сбора данных. В основе этой системы лежала многошаговая стратифицированная случайная выборка.

В самом начале свой деятельности Дж. Гэллап пришел к выводу: равные шансы быть опрошенными могут быть предоставлены всем только в том случае, если опрос осуществляется по месту жительства. Дж. Гэллап первым из социологов поверил в математические законы выборочного анализа, в логическую оправданность ограниченных по численности выборок. Он внес определенность в практику проведения общенациональных опросов общественного мнения и ввел некий эталон качества социологической информации.

Дж. Гэллап практически впервые в мировой истории обратил внимание больших групп населения, политиков и журналистов на необходимость осознания и обсуждения комплекса сложнейших социальных и научных вопросов, отражающих существование проблемы качества необходимой обществу социальной информации. Гэллап фактически доказал, что точность, достигаемая при проведении электоральных опросов общественного мнения на базе корректных выборок численностью в 1000-1500 человек, является достаточной для прогнозирования такого важнейшего общественно-политического события, как выборы президента. Родоначальником всех служб изучения ОМ является институт Геллапа. Геллап обосновал простеиший способ оценки устойчивости вопросов и их качества. Институтом Геллапа в 40-ые г. разработан 5-мерный план (очень дорогостоящий), целью которого было совершенствование методики изучения ОМ. Изучение 5 аспектов мнения по 5 категориям вопросов: фильтрующие, открытые или свободные, причинные, специфические, выявляющие интенсивность мнения.

Выборка по Гэллапу 7 этапов:

1. Вся территория страны делится на 7 районов или страт в зависимости от численности населения

2. Страна делятся на 7 административных и историко-культурных зон.

3. Внутри каждого района и региона территории подразделяются на зоны, содержащие выборочные группы разного состава.

4. В зоне двойные территориальные единицы для отбора адресов респондента. В малых городах, численность которых не известна небольшие территориальные единицы отбираются произвольным образом.

5. Отбирается группа кварталов пропорциональная кол-ву домов и отбираются зоны приблизительно равные по числу жителей.

6. Берется произвольная точка отсчета, которая фиксируется на карте, находящейся у интервьюера и, начиная с отметки интервьюер должен следовать в заданном направлении.

7. В нужном доме интервьюер обращается к самому молод.мужчине или самой пожилой женщине и это позволяет повысить долю участие категории трудно доступных. В США молодежь и пожилой женщины труднодоступны. На этапе выбора респондента выбор не остается за интервьюером, что повышает точность опроса. 6 этап заменяется на метод Киша: разработал схему отбора респондентов в домохозяйстве и эта схема основывается на случайном методе.

При массовых опросах используется стратифицированная случайная выборка и при малобюджетных опросах стратифицированная квотная выборка.

Наши рекомендации