Кинетический праксис (динамический)
1. Ребенку предлагается вслед за исследующим повторить движения
тела: в положении стоя вытянуть руки вперед, согнуть ноги в коленях, при-
сеть, затем поднять руки вверх.
2. Ребенку предлагается вслед за исследующим повторить движения
руки (рук): «кулак»—«ребро» — «ладонь».
3. Ребенку предлагается вслед за исследующим повторить графиче-
скийобразец на бумаге, не отрывая карандаша.
4. Ребенку предлагается повторить движение «игра на рояле» (после-
довательные движения пальцами), зашнуровать ботинки, застегнуть пуго-
виуу и т. п.
5. Ребенку предлагается пропрыгать на одной ноге (правой, затем ле-
вой) вдоль линии на полу.
Семиотика нарушений постурального праксиса: отсутствие мышечно-суставного чувства в теле и конечностях, слабость кинестетиче-ских ощущений поз тела и конечностей; нарушение последовательности, плавности движений тела и конечностей.
Литература
Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. М., 2004. Автандилов Г.Г., Зайратьянц О.В., Кактурский Л.В. Оформление
диагноза. М., 2004. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие
/Подред. Л.С. Цветковой. М., 2001.
Анохин П.К- Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. Безрукова О.А. Грамматика русской речи: Учеб.-метод, пособие ... дошк. и
мл. шк. возр. М., 2007. Безрукова О.А. Слова родного языка: Учеб.-метод, пособие ... дошк. и мл.
шк. возр. М., 2009. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого
развития детей дошкольного возраста: Науч.-метод, изд. М., 2008. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и
усвоения устной речи. М., 1977. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы
дефектологии. М., 1987. Грибова О.Е. О содержании понятия «онтогенетический принцип» в
логопедии // Психолингвистика и современная логопедия. М., 1997. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.Ю. Коррекция общего недоразвития речи у
дошкольников. СПб., 1999. Лепская Н.И. Язык ребенка: (Онтогенез речевой коммуникации). М.,
1997.
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб., 2004. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.,
1974. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых
нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. М., 2005.
Чьокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. М., 2009. Т. 1.
Чальчик А.Б. Эволюционная неврология. СПб., 2002.
Чриходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые
годы жизни: Метод, пособие. СПб., 2006.
7риходько О.Г., Югова О.В. Как научить малыша говорить. М., 2009. эечевое и психологическое развитие дошкольников / Отв. ред. A.M. Шах-
нарович. М., 1998. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском
возрасте. М., 2002.
]имерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. М., 1985. Системные нарушения речи: Алалия. Афазия // Логопедия: Метод.
наследие. Кн. III / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2003. 'кворцов И.А. Неврология развития. М., 2008.
'требелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста: Метод. пособие. М., 2004.
такова Т.Н. Природные основания речеязыковой способности ребенка: (Анализ раннего речевого развития) // Языковое сознание: Формирование и развитие. М., 1998. иакова Т.Н. Речь: Истоки и принципы развития. М., 2004. омичеваМ.Ф. Воспитание удетей правильного произношения. М., 2000. зеткова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического
обследования детей. М., 1997.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М., 2000. ШукинА.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М., 2008.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ........................................................................................................ 3
Глава 1. Методологические основы определения структурно-
содержательных компонентов речевой карты ребенка
дошкольного возраста .................................................................5
§ 1.Концептуальные подходы к диагностике речи детей
дошкольного возраста в современной логопедии ........................ 5
§ 2. Принципы составления логопедического заключения............... 11
§ 3. Принципы составления психолого-педагогического
заключения .................................................................................... 15
Глава 2. Структура и содержание речевой карты ребенка
дошкольного возраста.................................................................19
§ 1. Модель речевой карты ребенка раннего и младшего
дошкольного возраста (форма № 1)............................................... 19
§ 2. Методические рекомендации по ведению речевой карты
ребенка раннего и младшего дошкольного возраста.................. 21
§ 3. Модель речевой карты ребенка среднего и старшего
дошкольного возраста (форма № 2)............................................... 34
§ 4. Методические рекомендации по ведению речевой карты
ребенка среднего и старшего дошкольного возраста ................. 36
Приложение 1. Речевая карта ребенка раннего и младшего
дошкольного возраста (форма № 1)............................................................. 51
Приложение 2.Речевая карта ребенка среднего и старшего
дошкольного возраста (форма № 2)............................................................. 54
Приложение 3.Средние показатели нервно-психического развития
детей первых лет жизни .............................................................................. 58
Приложение 4.Тестовые задания для определения уровня
сформированности речеязыковой компетенции....................................... 67
Приложение 5.Методы исследования праксиса...................................... 95
Литература................................................................................................... 97
Научно-методическое издание