Кинетический праксис (динамический)

1. Ребенку предлагается вслед за исследующим повторить движения
тела: в положении стоя вытянуть руки вперед, согнуть ноги в коленях, при-
сеть, затем поднять руки вверх.

2. Ребенку предлагается вслед за исследующим повторить движения
руки (рук): «кулак»—«ребро» — «ладонь».

3. Ребенку предлагается вслед за исследующим повторить графиче-
скийобразец на бумаге, не отрывая карандаша.

4. Ребенку предлагается повторить движение «игра на рояле» (после-
довательные движения пальцами), зашнуровать ботинки, застегнуть пуго-
виуу и т. п.

5. Ребенку предлагается пропрыгать на одной ноге (правой, затем ле-
вой) вдоль линии на полу.

Семиотика нарушений постурального праксиса: отсутствие мышечно-суставного чувства в теле и конечностях, слабость кинестетиче-ских ощущений поз тела и конечностей; нарушение последовательности, плавности движений тела и конечностей.

Литература

Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. М., 2004. Автандилов Г.Г., Зайратьянц О.В., Кактурский Л.В. Оформление

диагноза. М., 2004. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие

/Подред. Л.С. Цветковой. М., 2001.

Анохин П.К- Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. Безрукова О.А. Грамматика русской речи: Учеб.-метод, пособие ... дошк. и

мл. шк. возр. М., 2007. Безрукова О.А. Слова родного языка: Учеб.-метод, пособие ... дошк. и мл.

шк. возр. М., 2009. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого

развития детей дошкольного возраста: Науч.-метод, изд. М., 2008. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и

усвоения устной речи. М., 1977. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы

дефектологии. М., 1987. Грибова О.Е. О содержании понятия «онтогенетический принцип» в

логопедии // Психолингвистика и современная логопедия. М., 1997. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.Ю. Коррекция общего недоразвития речи у

дошкольников. СПб., 1999. Лепская Н.И. Язык ребенка: (Онтогенез речевой коммуникации). М.,

1997.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб., 2004. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.,

1974. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых

нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. М., 2005.

Чьокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. М., 2009. Т. 1.

Чальчик А.Б. Эволюционная неврология. СПб., 2002.

Чриходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые

годы жизни: Метод, пособие. СПб., 2006.

7риходько О.Г., Югова О.В. Как научить малыша говорить. М., 2009. эечевое и психологическое развитие дошкольников / Отв. ред. A.M. Шах-

нарович. М., 1998. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском

возрасте. М., 2002.

]имерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. М., 1985. Системные нарушения речи: Алалия. Афазия // Логопедия: Метод.

наследие. Кн. III / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2003. 'кворцов И.А. Неврология развития. М., 2008.

'требелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. Психолого-педагоги­ческая диагностика детей раннего и дошкольного возраста: Метод. пособие. М., 2004.

такова Т.Н. Природные основания речеязыковой способности ре­бенка: (Анализ раннего речевого развития) // Языковое сознание: Формирование и развитие. М., 1998. иакова Т.Н. Речь: Истоки и принципы развития. М., 2004. омичеваМ.Ф. Воспитание удетей правильного произношения. М., 2000. зеткова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического

обследования детей. М., 1997.

Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М., 2000. ШукинА.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М., 2008.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ........................................................................................................ 3

Глава 1. Методологические основы определения структурно-
содержательных компонентов речевой карты ребенка
дошкольного возраста .................................................................5

§ 1.Концептуальные подходы к диагностике речи детей

дошкольного возраста в современной логопедии ........................ 5

§ 2. Принципы составления логопедического заключения............... 11

§ 3. Принципы составления психолого-педагогического

заключения .................................................................................... 15

Глава 2. Структура и содержание речевой карты ребенка

дошкольного возраста.................................................................19

§ 1. Модель речевой карты ребенка раннего и младшего

дошкольного возраста (форма № 1)............................................... 19

§ 2. Методические рекомендации по ведению речевой карты

ребенка раннего и младшего дошкольного возраста.................. 21

§ 3. Модель речевой карты ребенка среднего и старшего

дошкольного возраста (форма № 2)............................................... 34

§ 4. Методические рекомендации по ведению речевой карты

ребенка среднего и старшего дошкольного возраста ................. 36

Приложение 1. Речевая карта ребенка раннего и младшего

дошкольного возраста (форма № 1)............................................................. 51

Приложение 2.Речевая карта ребенка среднего и старшего

дошкольного возраста (форма № 2)............................................................. 54

Приложение 3.Средние показатели нервно-психического развития

детей первых лет жизни .............................................................................. 58

Приложение 4.Тестовые задания для определения уровня

сформированности речеязыковой компетенции....................................... 67

Приложение 5.Методы исследования праксиса...................................... 95

Литература................................................................................................... 97

Научно-методическое издание

Наши рекомендации