Как организовать работу с родителями

1.Способность к общению-профессиональное качество учителя. Учи­тель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общать­ся, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать.

2. Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.Нередко учи­тель видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в аппозиции. Часто он начинает поучать, упрекать. Постарайтесь понять чувства отца или матери ученика, найдите в них опору, выстраивая совместные действия.

З.Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.Объединить усилия Воспитание ученика основывается на совместных усилиях школы и се­мьи. педагога и членов семьи можно только при вза­имном и уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, по­скольку это находиться в рамках его компетенции, показывает его про­фессионализм.

4.Людям нравиться ощущать собственное значение.Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству - подчеркивание его значение в этом процессе.

5.Покажите родителю свою любовь по отношению к ребенку.Психо­логический контакт с родителем возникает сразу же, как только учитель покажет, что он видит положительные стороны в характере ребенка и симпатизирует ему.

6.Ищите новые формы сотрудничества с родителями.Например, вы можете предложить одному из родителей выступить на родительском собрании спроблемой, которую он испытывает в воспитании ребенка, и, каким образом он пытается ее разрешить. Пусть эти проблемы обсудят родители.

Чрезвычайно поучительным было бы выступление родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с собственным ребенком, и, кото­рый сумел их преодолеть. Не стремитесь отстоять собственную позицию.
Успешной можно на­звать беседу не только когда учитель докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию ввоспитании ребенка.

7. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика.Сформули­руйте перед родителями ваши наблюдения по поводу учебы и дисципли­ны ученика, обсудите с родителями возможности совместной работы.
Важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в
том, что проблема может быть решена.

8. Учитывайте личные интересы родителей.Очень часто в беседе с
родителями учитель требует, чтобы они активизировали свое участие в
воспитании ребенка. Он советует, чтобы мать ушла с работы, или пе­решла на пол ставки целиком посвятила себя воспитанию и т. п. Вряд
ли так будет, гораздо лучше, если учитель признает право родителей на инте­ресную и содержательную жизнь, но предложить привлечь к своим заня­тиям ребенка.

10. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга. Можно ут­верждать, что ваша беседа с родителями трудного ученика пройдет более успешно:

1. Если вам удается избежать противоречия и конфликта.

2. Если вы смогли удержаться са­ми и удержали родителей от упреков и обвинений.

3. Если вы удачно сформулировали проблему воспитания, и родители поняли и при­няли вашу формулировку.

4. Если вы обсудили ваши совме­стные действия.

Приложение 2

Рекомендации, помогающие извлекать уроки из конфликтных ситуаций:

1. Подумайте, чему вас может научить конфликт. 2.Спросите у своего внутреннего голоса, чему можно научиться, какую пользу можно извлечь из этого печального опыта.

3. Отведите конфликту соответствующее ему место:

а) Не позволяйте отрицательному жизненному опыту сбить себя с пути.

б) Определите собственную позицию и исходите из неё, не допускайте влияния на неё других людей.

в) Не давайте конфликту подорвать ваше доверие к самому себе и понизить самооценку.

г) Помните, что конфликты составляют только малую часть вашей жизни.

4. Избавьтесь от отрицательных эмоций, оставшихся после конфликта, следующим образом:

а) научитесь прощать самого себя;

б) выждите некоторое время, чтобы связанные с конфликтом чувства исчезли;

в) осознайте, что другие люди могут менее критично оценивать вас и случившееся, чем вы сами.

5. Не позволяйте другим людям становиться препятствием.

а) избегайте плохих людей, которые осуждают вас: стремитесь к общению с положительными и доброжелательными людьми;

6. Не тратьте слишком много сил на переубеждения скептиков или на общение с теми, кто не хочет вас слушать;

в) не позволяйте другим людям возбуждать в вас чувства вины;

г) будьте готовы к общению с теми, у которых по вашему мнению, после конфликта остался неприятный осадок.

Установки, помогающие преодолеть конфликт:

«Это не вопрос жизни и смерти, я преодолею это», «Все идет нормально»,

«Он (она) делает это не для того, чтобы навредить, а чтобы удовлетворить свои желания», «Я спокоен», «Мы благополучно все решим».

Литература

1. ЛитвакМ.Е. Профессия-психолог-Ростов н/Д.:Феникс 1999

2. Самоукина Н.В. Игры в которые играют ...-. Психо­логический практикум - г. Дубна, Феникс +, 2002.

3. Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании ( Психолог в школе).- М.: Генезис, 2004.

4. Байард Д., БайардР.Т. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. - М.:Просвещение,1992

5. Грецов А.Г. Практическая психология…-М.: Питер, 2005

6. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликта. СПб: Речь, 2002.

Наши рекомендации