Как организовать работу с родителями
1.Способность к общению-профессиональное качество учителя. Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать.
2. Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.Нередко учитель видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в аппозиции. Часто он начинает поучать, упрекать. Постарайтесь понять чувства отца или матери ученика, найдите в них опору, выстраивая совместные действия.
З.Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.Объединить усилия Воспитание ученика основывается на совместных усилиях школы и семьи. педагога и членов семьи можно только при взаимном и уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находиться в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
4.Людям нравиться ощущать собственное значение.Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству - подчеркивание его значение в этом процессе.
5.Покажите родителю свою любовь по отношению к ребенку.Психологический контакт с родителем возникает сразу же, как только учитель покажет, что он видит положительные стороны в характере ребенка и симпатизирует ему.
6.Ищите новые формы сотрудничества с родителями.Например, вы можете предложить одному из родителей выступить на родительском собрании спроблемой, которую он испытывает в воспитании ребенка, и, каким образом он пытается ее разрешить. Пусть эти проблемы обсудят родители.
Чрезвычайно поучительным было бы выступление родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с собственным ребенком, и, который сумел их преодолеть. Не стремитесь отстоять собственную позицию.
Успешной можно назвать беседу не только когда учитель докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию ввоспитании ребенка.
7. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика.Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу учебы и дисциплины ученика, обсудите с родителями возможности совместной работы.
Важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в
том, что проблема может быть решена.
8. Учитывайте личные интересы родителей.Очень часто в беседе с
родителями учитель требует, чтобы они активизировали свое участие в
воспитании ребенка. Он советует, чтобы мать ушла с работы, или перешла на пол ставки целиком посвятила себя воспитанию и т. п. Вряд
ли так будет, гораздо лучше, если учитель признает право родителей на интересную и содержательную жизнь, но предложить привлечь к своим занятиям ребенка.
10. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга. Можно утверждать, что ваша беседа с родителями трудного ученика пройдет более успешно:
1. Если вам удается избежать противоречия и конфликта.
2. Если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и обвинений.
3. Если вы удачно сформулировали проблему воспитания, и родители поняли и приняли вашу формулировку.
4. Если вы обсудили ваши совместные действия.
Приложение 2
Рекомендации, помогающие извлекать уроки из конфликтных ситуаций:
1. Подумайте, чему вас может научить конфликт. 2.Спросите у своего внутреннего голоса, чему можно научиться, какую пользу можно извлечь из этого печального опыта.
3. Отведите конфликту соответствующее ему место:
а) Не позволяйте отрицательному жизненному опыту сбить себя с пути.
б) Определите собственную позицию и исходите из неё, не допускайте влияния на неё других людей.
в) Не давайте конфликту подорвать ваше доверие к самому себе и понизить самооценку.
г) Помните, что конфликты составляют только малую часть вашей жизни.
4. Избавьтесь от отрицательных эмоций, оставшихся после конфликта, следующим образом:
а) научитесь прощать самого себя;
б) выждите некоторое время, чтобы связанные с конфликтом чувства исчезли;
в) осознайте, что другие люди могут менее критично оценивать вас и случившееся, чем вы сами.
5. Не позволяйте другим людям становиться препятствием.
а) избегайте плохих людей, которые осуждают вас: стремитесь к общению с положительными и доброжелательными людьми;
6. Не тратьте слишком много сил на переубеждения скептиков или на общение с теми, кто не хочет вас слушать;
в) не позволяйте другим людям возбуждать в вас чувства вины;
г) будьте готовы к общению с теми, у которых по вашему мнению, после конфликта остался неприятный осадок.
Установки, помогающие преодолеть конфликт:
«Это не вопрос жизни и смерти, я преодолею это», «Все идет нормально»,
«Он (она) делает это не для того, чтобы навредить, а чтобы удовлетворить свои желания», «Я спокоен», «Мы благополучно все решим».
Литература
1. ЛитвакМ.Е. Профессия-психолог-Ростов н/Д.:Феникс 1999
2. Самоукина Н.В. Игры в которые играют ...-. Психологический практикум - г. Дубна, Феникс +, 2002.
3. Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании ( Психолог в школе).- М.: Генезис, 2004.
4. Байард Д., БайардР.Т. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. - М.:Просвещение,1992
5. Грецов А.Г. Практическая психология…-М.: Питер, 2005
6. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликта. СПб: Речь, 2002.