Примечание: одновременно с чтением строк стихотворения показывать рисунки к ним
В данной ситуации будем говорить о словах - конфликтогенах. Часто люди, использующие конфликтогены не замечают этого. А окружающие отвечают агрессией.Есть несколько вариантов высказываний, которые легко вызывают гнев и провоцируют конфликт. Это такие высказывания, как:
· незаслуженные и унизительные упреки («На тебя ни в чем нельзя положиться!», «Что это за гадость ты приготовила на обед?» и т. п.);
· негативные обобщения, навешивание ярлыков («Все вы, такие…»)
· настойчивые советы оводу того, как другому человеку следует себя вести («Не смей улыбаться этой девушке, она — моя!»);
· указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии («А твой отец — алкоголик!»);
· решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем для обсуждения («Все, не будем это обсуждать!», «Не смей так говорить!»);
· неуместная ирония, сарказм («А ты видела кино, где лопнул самый толстый на Земле человек?»);
· ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, цель которых — «выпустить пар» (примеры здесь чаще нелитературные)
Примечание: одновременно с объяснением показывать схему:
Конфликтогены - мусор общения.
Рефлексия: подумайте характерно ли для вас употребление слов- конфликтогенов?
В ситуации, когда невозможно изменить течение конфликта, когда с вами агрессивно общаются при помощи конфликтогенов, то можно применять
принцип амортизации:
Объяснение: не вступать в пререкания и не оправдываться, а создать иллюзию общего согласия. Получается как будто бьют в резиновую стену: сумма ударов гасится, а стена стоит.
Стили входа в конфликт разные, рассмотрим их:
1. «Человек-вулкан» - это человек, у которого во время конфликта могут быть непредсказуемые вспышки.
2. «Глиняный горшок» - тот, кто медленно разогревается и долго обижается.
3. «Волна» - когда вопрос уже решен, может быть новая волна возмущений.
4. «Собиратель» - человек, долго собирающий обиды, а другие люди могут об этом даже не знать.
5. «Реактор» - человек резко расходится , его трудно остановить.
Рефлексия: подумайте, какой стиль для Вас более привычен?
Уменьшают остротуконфликтаследующие методики и техники (схема):
Объяснение:
1. Обесценивание проблемы («неужели наша дружба этого стоит?»),
2. Снижение эмоционального накала(дыхание, счет до 10 и т. д.),
3. Перенос разговора(«Прости, я сейчас не готова разгова ривать»),
4. Техника «Я- высказывания»,
5. Умение слушать и слышать другого человека.
Остановимся на технике «Я - высказывания». Она помогает быть услышанным.
Схема на доске и карточки на партах:
Схема «Я-высказывания»:
1. Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда ты вчера опоздал…),
2. Называние чувства в тот момент («...я почувствовала беспокойство...»),
3. Называние причин («...наверное, это произошло потому, что...»).